Тольятти Новости

Возвращение «Нивы»

Антимонопольный комитет России и арбитражный суд обязал ВАЗ продолжить выпуск «старой» «Нивы».

Как ВАЗ потерял «Ниву»

Любому вазовцу понятно, что «Нива» одна из лучших (если не лучшая) разработок ВАЗа. Это единственный российский автомобиль, который действительно пользовался спросом на Западе. В конце семидесятых годов вазовский вседорожник стал хитом на мировом авторынке и в какой-то мере стал родоначальником целого направления в мировом автомобилестроении. Поэтому, когда в 2001 году после подписания генерального соглашения между АВТОВАЗом и «Дженерал Моторз» о создании СП по выпуску «Шеви-Нивы» Волжский автозавод должен был прекратить выпуск легендарной «Нивы» — ВАЗ-21213, народ отозвался бурей негодования. «Продали гордость АВТОВАЗа», — сетовали заводские ветераны.
Мало того что ВАЗ лишился права выпускать «Ниву». Самая главная потеря была в том, что по соглашению наш автозавод терял возможности разрабатывать новые автомобили на основе «Нивы». То есть у ВАЗА отбирали одну из самых важных линий в развитии.

Как АВТОВАЗ «Ниву» обрел

В декабре прошлого года в дело вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая предписала изменить генеральное соглашение. По мнению ФАС, соглашение противоречило закону о конкуренции. В декабре прошлого года ФАС вынес решение вернуть заводу право на выпуск «старой» «Нивы». Причем АВТОВАЗ получить обратно свои права не захотел. Более того, подал в Московский арбитражный суд на апелляцию. Но 24 мая в деле была поставлена точка. Заседание суда подтвердило справедливость постановления ФАС, несмотря на все доводы представителей Волжского автозавода, и предприятие получило возможность в полной мере использовать свои права на автомобиль «Нива». Хочет оно того или нет.
Правда, есть версия, что и многомесячное противостояние ВАЗа с ФАСом, и последующее судебное разбирательство были хорошо срежиссированным спектаклем. Завод якобы просто сделал вид, что не согласен в антимонопольным комитетом, для того чтобы отвести претензии своих американских партнеров. Но даже если это и так, топ-менеджеры предприятия в этом никогда не признаются.
Теперь перед ВАЗом, вероятно, встанет новая проблема по реанимации производства «Нивы». Хотя задача эта не такая уж сложная. Цех по производству вседорожника мощностью 75 тысяч автомобилей в год все еще функционирует, квалифицированные кадры тоже никуда не делись. Правда, многие из них теперь работают в других производствах, но вернуть их на место — не проблема.
При сочетании разумной цены и вазовского качества автомобиль будет пользоваться стабильным спросом.
Нам так и не удалось выяснить, будет ли разрабатываться новый автомобиль на основе «Нивы». Ни чиновники ФАС, ни вазовцы пока не могут ответить на это вопрос.

Вопрос дилетанта

Почему «Дженерал Моторз» добивался запрета на выпуск «старой» «Нивы»?

— Прежде всего потому, что боялся конкурентов. «Старая» «Нива» неизбежно конкурирует с новой и становится помехой для развития СП. Говоря языком маркетологов, «Дженерал Моторз» освободил рынок для своей «Шеви-Нивы». Согласно пункту в соглашении между АВТОВАЗом и GM, выпуск «старой» «Нивы» на территории РФ должен быть прекращен к 2006 году.

Почему ФАС не согласился с генеральным соглашением между GM и АВТОВАЗом?

— По закону о конкуренции (ст. 18 п. 5) каждому производителю должны быть обеспечены равные условия для производства своей продукции. По мнению ФАС, генеральное соглашение ставило ВАЗ и совместное предприятие по выпуску «Шеви-Нивы» в неравные условия, а стало быть, нарушало закон. В принципе, нарушения эти чиновники ФАС обнаружили совершенно случайно, проверяя операцию по эмиссии акций СП. Но в итоге проверка вылилась в скандал по поводу «Нивы».

Будет ли ВАЗ соблюдать предписание ФАС?

— Согласно решению суда АВТОВАЗ теперь обязан отчитываться перед антимонопольным комитетом о количестве произведенных «Нив», что и будет залогом исполнения предписания.

А что бы вы выбрали: «Ниву— Шевроле» или вазовскую «Ниву»?

Владимир Антонов, милиционер:

— Конечно, вазовскую. Однозначно. Немного потратить на тюнинг, и она гораздо лучше «Шеви» смотреться будет. А качество у них одинаковое. Если за машиной следить, то разницы никакой не будет.

Алексей Бравин, водитель:

— А зачем мне эта «Нива — Шевроле» за 300 тысяч. Купишь ее и останешься с голой ж… Предпочитаю вазовскую «Ниву». А деньги потрачу на ее доводку.

Сергей Морозов, водитель:

— Все зависит от количества денег. Если их много, то почему бы не купить «Ниву — Шевроле».

Евгений Соров, предприниматель:

— А я хотел купить «Ниву — Шевроле», но приятели отсоветовали. Поэтому я денег накопил и купил иномарку. А вазовская «Нива»? Так я и «Шеви» хотел купить, так как думал, что она как вазовская «Нива», только с европейским качеством.

Комментарии сторон:

Игорь Митрофанов, заместитель начальника управления ФАС:

— Весь спор с ОАО «АВТОВАЗ» идет вокруг пункта 9.5 в генеральном соглашении. В нем идет речь об ограничении производства «Нивы». При этом авторы соглашения руководствуются не экономическими показателями, а соображениями об обеспечении спроса на новую модель «Нивы». Все это не соответствует закону о конкуренции. Изменения, внесенные в соглашение юристами АВТОВАЗа, нас не устраивают. До тех пор, пока генеральное соглашение не будет изменено, разбирательство будет продолжаться.

Не пожелавший представиться сотрудник юридической службы ОАО «АВТОВАЗ»:

— В суде мы обжаловали предписание ФАС от 15.12. 2003 года в части информирования их об организации самостоятельного производства автомобилей «Нива» и «Шеви-Нива», ежегодного статистического отчета о количестве выпущенных автомобилей и динамике изменений отпускных цен на них. ОАО «АВТОВАЗ» не должен давать информацию о деятельности другого юридического лица. Наше обжалование не было удовлетворено. Но это суд только первой инстанции. Уже подано ходатайство, приостановившее действие суда. Кроме того, Волжский автозавод как юридическое лицо должен сам решать, нужно ли ему выпускать «Ниву» и в каком объеме, а не руководствуясь предписаниями ФАС. А в генеральное соглашение уже внесены изменения.

Площадь свободы

Николай Краснов


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru