Тольятти Новости

Отец «Кузнечика» и «Чебурашки» с песней прошел по Тольятти

Ему подпевали инженеры, дети и журналисты

Он жил на Свердлова

Три дня — с 21 по 23 апреля — в Тольятти гостил композитор Владимир Шаинский.
Это уже не первый его визит в наш город. Года три назад он покупал здесь «десятку». На сей раз Владимир Яковлевич с женой Светланой приехал на несколько дней. Чета остановилась в обыкновенной пятиэтажке второго квартала, в квартире заместителя начальника управления по техобслуживанию автомобилей АО «АВТОВАЗ» Юрия Целикова — давнего приятеля Шаинского. Целиков и взял на себя опеку над столичными гостями.
За три дня Шаинский посмотрел город, в том числе и Тольятти вечерний. Посетил Литературную гостиную библиотеки Автограда. Побывал в Техническом музее ВАЗа, где с большим интересом осмотрел коллекцию. Он пытливо расспрашивал экскурсовода о технических характеристиках экспонатов, удивлялся возможностям современной техники и восхищался масштабностью музея. Пока звезда фотографировалась возле танка, из соседнего автобуса вдруг высыпали дети, как оказалось — ученики одной из самарских школ, приехавшие на экскурсию. Композитор согласился на общее фото. Особо расторопные школьники успели на тетрадные листочки взять у него автограф.
Навестил Владимир Яковлевич и НТЦ, где был допущен в самый секретный зал Центра стиля, в котором выставлены новые модели вазовских автомобилей. Многое ему понравились, но гораздо больший интерес композитора привлекла гипсовая статуя, стоявшая в этом зале. Тогда его провели в мастерскую дизайнеров. Вот тут-то глаза Шаинского заблестели еще больше. Он легко узнавал в скульптурах знаменитых античных персонажей, а на фото — современных художников.
И конечно же не обошлось без творческих встреч. И хотя, по признанию композитора, сейчас он не пишет новой музыки и очень редко выступает, всюду его встречали с восторгом. Владимир Шаинский выступал в детском саду «Росток» и в переполненном актовом зале НТЦ. А после концерта в ДДЮТ он в течение получаса раздавал автографы восторженным мальчишкам и девчонкам.
Ужинали гости в кафе «Биг Бен». Говорят, Шаинским очень понравилась тамошняя осетрина с белым вином и чудное мороженое. Это, впрочем, неудивительно. В «Биг Бен» частенько захаживают подобные высокие гости — атмосфера там хорошая.
И куда бы ни направлялся композитор, он всегда напевал себе под нос: «В траве сидел кузнечик!..»

«Стараюсь жить весело»

В первый день пребывания на тольяттинской земле Владимир Шаинский встретился с местными журналистами.
В свои 78 лет Шаинский все так же увлекается подводной охотой, лыжами, роликовыми коньками. Он удивительным образом сохранил в себе бодрость духа и умение удивлять окружающих. На пресс-конференции он поприветствовал всех песней Кати Лель «Мой мармеладный», предварительно проверив готовность микрофонов весьма нетрадиционным способом:
-Гав-гав, мяу-мяу! Ну, ничего, все готово. Можем начинать.
В перерывах между вопросами журналистов композитор пел песни, аккомпанируя себе на синтезаторе. При этом подпрыгивал на стуле и забавно топал ногами. Затем выходил на середину сцены и принимал позы бодибилдеров. Словом, вдоволь позабавил собравшихся посмотреть на известного композитора.
— Владимир Яковлевич, вас не было в Тольятти несколько лет, что изменилось в вашей жизни за это время?
-Да ничего не изменилось. Как жил, так и живу. Чем интересовался, тем и интересуюсь. Для меня ответ один: в любой ситуации, что бы ни было — много денег, мало денег или совсем их нет — я всегда стараюсь жить весело, независимо от обстоятельств. Стараюсь не думать о старости, о том, что время идет вперед.
-Тольятти вам интересен?
-Я бывал во многих городах России, Тольятти не из худших. Машины делаете — молодцы. Но если будете делать еще лучше, я не буду возражать. А если в этот приезд меня поставят за главный конвейер, то это вообще будет здорово! И потом… люди здесь замечательные. Вот с Юрой Целиковым общаемся достаточно давно. Наша дружба длится уже десять миллионов автомобилей.

О чем должен петь крокодил

-Владимир Яковлевич, как вам удается создавать песни, которые становятся любимыми для многих поколений детей?
-Я не пишу для детей. Я пишу для взрослых. У меня песен для взрослых не меньше, чем для детей. Для детей у нас меньше пишут хотя бы потому, что за это меньше платят. Для детей действительно трудно писать, потому что детская душа вроде бы открытая и до нее легко добраться… ан нет! Детей не обманешь. Мне администратор одной филармонии как-то раз рассказала историю о детском композиторе, который на концерте после исполнения очередной песни имел неосторожность спрашивать у ребятишек: «Вам понравилось?», а они с завидным постоянством, хором отвечали: «Нет!». На что этот именитый композитор всякий раз говорил: «Ну, ничего, я сыграю следующую». И так до последней песни. Так вот эта дама предупредила меня, чтобы я не повторял его ошибки. Но я все же ослушался, не выдержал и спросил у детей, нравятся ли им мои песни. Как же мне было приятно, когда я услышал их единодушное «Да!».
-Расскажите, пожалуйста, историю о том, как была написана песня «Пусть бегут неуклюже»?
-Один мой коллега однажды сказал мне, что беда современных композиторов заключается в том, что они пишут музыку, не думая при этом о дыхании. Услышав подобное, я написал «Пусть бегут неуклюже» так, что дыханием эту песню ну никак не возьмешь. И, несмотря на это она стала популярной. Но что мне пришлось пережить, как эту мелодию прослушивала комиссия… Я прихожу, в большом зале сидят какие-то дяди и тети. Я играю сочиненную мелодию и не вижу никакой реакции — лица у всех каменные. Потом меня просят выйти, поскольку обсуждение произведений происходит без присутствия автора. Я жду, нервничаю, как мальчишка, хотя на тот момент мне было уже сорок лет. Меня приглашают, я жду решения, но вместо этого мне говорят: «Сыграйте еще раз, только не напевайте ничего при этом. У вас нет голоса». Так повторилось несколько раз. Я уже и не знал, что думать, но в конце концов музыку приняли. Потом началась эпопея с текстом песни. Поэт написал текст «Пусть бегут неуклюже», но мне он не понравился. Я сказал, что крокодил должен петь о ночных пейзажах Африки. Зря сказал. Когда я услышал о ночных пейзажах, мне сделалось дурно и я подумал, что лучше бы крокодил пел о знойных дневных красотах. Словом — приняли первоначальный вариант, а я сказал режиссеру: «Никто, кроме твоего идиотского крокодила эту песню петь не будет». Как видите, я ошибался.

«Если человек серьезен, у него не все в порядке»

-Как вы относитесь к современной эстраде, к таким исполнителям, как Децл или «Тату»?
-А как их следует оценивать? Децл — человек не бездарный и обаятельный. А «Тату» — хорошо сделанный коммерческий проект. Но все это не русские песни, не патриотические. Ну что это за песня — «Нас не догонят»?! Или песня «Я сошла с ума» — чем тут можно восхищаться? Ну, бывают, конечно, какие-то отклонения в психике…
-Владимир Яковлевич, вы такой живой, эмоциональный человек. Как происходит ваше общение с чиновниками? Как реагируют на вашу персону эти серьезные дяденьки, запакованные в строгие костюмы?
-Я считаю, что если человек серьезен, то у него не все в порядке. Человек, у которого все в порядке, прост. Я ценю и уважаю только простых людей. Ребенок рождается положительным и простым, а ко взрослому состоянию многие эти качества теряют, становятся важными, солидными, респектабельными. Так не должно быть.
-Что вы можете пожелать юным композиторам?
-Пусть творят. Но не забывают изучать музыку, свершенную ранее.

Справка

Владимир Шаинский родился 12 декабря 1925 г. в Киеве. После войны поступил в Московскую консерваторию на оркестровый факультет, и по ее окончании три года работал в оркестре Леонида Утесова. Окончил также композиторский факультет Бакинской консерватории им. Гаджибекова, где занимался в классе Народного артиста СССР Кара-Караева. Был оркестровщиком, композитором, музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров. Свое первое произведение написал в 38 лет. С тех пор создал более трехсот мелодий к песням, кинофильмам и мультфильмам: «И снова Анискин», «Завтрак на траве», «Школьный вальс», «Финист, ясный сокол», «Чебурашка», «Крошка — енот», «Трям, здравствуйте!» и др.
Шаинский — неоднократный призер международных конкурсов и обладатель государственных наград.
Является приверженцем классической музыки, особенно чтит произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бизе, Шостаковича. Любит модерновый балет, сам мечтает создать стиль «мелодического модернизма». В изобразительном искусстве и скульптуре тяготеет к эпохе ренессанса: Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт. Среди любимых писателей называет имена Шекспира, Толстого и Чехова.

Площадь свободы

Наталья Мишанина


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru