Тольятти Новости

Водород – топливо будущего

Экологически чистые автомобили – направление, которое АВТОВАЗ развивает уже несколько лет

Специалистам, несомненно, запомнилась уникальная разработка «Лада Антэл» на топливных элементах, представленная ОАО «АВТОВАЗ» на V Московском международном автосалоне в 2001 году. Внешне ничем не отличающийся от серийного ВАЗ-2131 содержал в себе целую научно-техническую лабораторию. Как альтернатива бензиновому двигателю в «Ладе Антэл» были применены электродвигатель и энергоустановка, вырабатывающая электричество в результате химической реакции между кислородом и водородом. В качестве же «выхлопа» образовывалась дистилированная вода. Проект «Лада Антэл» возглавил советник вице-президента по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» Георгий Мирзоев.

Экологически чистые автомобили – направление, которое АВТОВАЗ развивает уже несколько лет, поскольку ухудшение экологии заставляет правительства всех стран задуматься о здоровье нации и ужесточать международные нормы по токсичности автотранспорта. Автомобиль «Лада Антэл 2» на базе универсала «Лада 111», который представлен перед посетителями Российского международного автосалона в этом году, является доказательством того, что АВТОВАЗом и его партнерами совершен шаг вперед, проделан большой объем научных и технических работ по созданию автомобиля с «нулевым выхлопом».

Специалисты справедливо называют водород топливом будущего: средний коэффициент полезного действия энергоустановки в «Ладе Антэл» равен 60-65 процентам, что более чем в два раза превышает КПД двигателя внутреннего сгорания. Кроме того, водород в отличие от нефти является неисчерпаемым топливом и значительно сокращает расход энергии.

По словам руководителя проекта Георгия Мирзоева, главное отличие автомобиля «Лада Антэл 2» от своего предшественника заключается в том, что на борту автомобиля баллон с кислородом заменили специальным компрессором для забора воздуха. Сжатый водород находится в армированных баллонах под давлением 400 атмосфер. Увеличение давления позволило увеличить и объем используемого водорода: 90 литров в баллонах хватает на 250-260 километров. Также специалистам-разработчикам удалось значительно сократить время заправки. Водород – топливо, требующее деликатного обращения, и если «Лада Антэл» приходилось заправлять 2 часа, то для заправки «Лада Антэл 2» требуется 20 минут.

Как и в случае с «Ладой Антэл», работа на второй версией велась вазовскими конструкторами совместно со специалистами Ракетно-космической корпорации «Энергия» (г.Королев) и Уральско-электрохимического комбината (г.Новоуральск). Также к работе над проектом были привлечены НПО «Автоматика» (г. Екатеринбург), научно-исследовательская лаборатория электродвигателей (г.Рыбинск), аккумуляторная компания «Ригель».

Работа над следующим автомобилем на топливных элементах уже идет. В первую очередь, вместо газобалонного хранения водорода на новом автомобиле будет установлен топливный процессор для получения водорода из бензина на борту автомобиля. Это позволит увеличить пробег на одной заправке до 900-950 километров. Испытания «Антэл 2» покажут и другие направления, в которых следует работать.

Проект автомобиля на топливных элементах - инициатива АВТОВАЗа, хотя во всем остальном мире производство экологически чистых автомобилей является государственной политикой и субсидируется правительством. К примеру, в 2003 году правительство США выделило корпорации «Дженерал Моторс» 1,2 миллиарда долларов на развитие этого направления. И это далеко не единственный пример. Правительство Великобритании в 2000 году направило в общей сложности 115 миллионов долларов на стимулирование производства гибридных электромобилей, оснащаемых топливными элементами. В течение последующих нескольких лет ежегодное выделение средств на разработку и эксплуатацию «чистых» автомобилей возрастет более чем в два раза. В Германии при новых разработках, обеспечивающих улучшение характеристик автомобилей, может компенсироваться до 70 процентов затрат, а кредит на разработки может быть предоставлен по ставке уменьшенной на 5 процентов.

Присутствие автомобиля «Лада Антэл 2» на российском международном автосалоне демонстрирует потенциал российских производителей, отечественных научных институтов. Проект «Лада Антэл» воплощает в себе последние достижения российской инженерной мысли и даже космические разработки. При создании соответствующей инфраструктуры автомобили на топливных элементах могут действительно стать транспортом будущего.

Пресс-центр ОАО "АВТОВАЗ"

Светлана Лысякова


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru