Тольятти Новости

Вместо денег пора отмывать мусор

По мнению экологов, самый большой платеж в квитанции по квартплате в Тольятти через несколько лет может появиться в графе «вывоз мусора»

О том, что в Тольятти грязно, говорят все. А многие уже не только говорят, но и выходят на уборку улиц, парков, леса. Однако, похоже, что в недалеком будущем проблема будет не в том, чтобы собрать мусор, а в том, чтобы его вывезти. Эколог Валентина Сиваш профессионально занималась «мусорной» темой, работая на тольяттинском мусороперерабатывающем заводе. Она поделилась с читателями «ПС» своими опасениями и прогнозами по поводу экологического будущего Тольятти.
— Как эколог, я бы в первую очередь в нашем городе обратила сегодня внимание на отходы, на мусор, — говорит Валентина Сиваш. — Тольятти не миллионный город, но в городской инфраструктуре имеется завод по переработке бытовых отходов. Это огромный плюс. Даже в Самаре нет подобного промышленного предприятия. На этом заводе запущена первая очередь. Но она позволяет принимать отходы только Автозаводского района, инфраструктуры района, в том числе и ОАО «АВТОВАЗ», в части тех отходов, которые аналогичны бытовым. Всего должно быть три очереди. Сейчас денег на их пуск нет — кризис. Между тем вал отходов нарастает быстрее, чем город успевает на него реагировать. Свалка в селе Узюково почти заполнена. Есть еще один полигон, расположенный в Тимофеевке (ООО «Эколайн»), куда свозятся отходы производства и потребления с предприятий трех районов города. Ресурс у этого полигона небольшой, рассчитанный ориентировочно на 10-12 лет. И все — мусор складывай хоть под язык. Земли под новые свалки не зарезервированы. К тому же, сейчас вышел новый Земельный кодекс, по которому каждая пядь земли стоит огромных денег, и город вряд ли найдет такие суммы на покупку участка под свалку. Возможно, нам придется вывозить мусор под Самару. Это большие транспортные расходы. И мы столкнемся с тем, что самый большой платеж в квитанции по квартплате мы будем вносить по графе «вывоз мусора». Сейчас эта сумма включена в квартплату и незаметна.

— На свалках мусор хоронится, на заводе — перерабатывается. Во что можно переработать мусор?

— В органическое удобрение, иначе называемое компостом.

— Для чего он нужен?

— Когда начинал строиться завод, был Советский Союз, и была советская распределительная система. Компост по его выработке должен был бы по распределению направляться на нужды садово-паркового благоустройства, пригородного земледелия. Но когда завод начал функционировать, советская система приказала долго жить. А городу как не до своих отходов, так уж тем более не до компоста, из них вырабатываемого. А ведь отходы, которые производит население города, являются муниципальными, соответственно, и конечный продукт переработки, выработанный из этих муниципальных отходов, также является городским имуществом. Отходы поступают на мусороперерабатывающий завод планово-регулярным порядком, значит, также планово-регулярно вырабатывается в промышленных объемах и компост. Но кто в городе озабочен промышленным применением дешевого материала себестоимостью 13-15 руб./тонна? Никто. Поэтому за многие годы эксплуатации завода все площади внутри периметра заводской площадки попросту завалены этим городским имуществом. Лишь малая толика компоста подвергается очистке и реализуется частникам садово-дачных товариществ. Но это мизер от того промышленного вала.

— Где можно применить все остальное?

— Компост, даже не очищенный, некондиционный, можно применять в качестве промежуточного изолирующего материала на полигонах при утилизации отходов методом захоронения. Была попытка применить некондиционный компост на городском муниципальном полигоне в селе Узюково Ставропольского района взамен самых распространенных полезных ископаемых — песка и суглинков, которые завозились с близлежащего карьера. Данные материалы стоили по ценам того времени в пределах 70 руб./т. Однако компост при его рекордно низкой себестоимости не нашел применения по причине того, что требовалось его транспортирование с завода на полигон на расстояние в 48 км, которое и «съедало» экономию. Но и в этом случае, на взгляд эколога, имеется реальная экономия в плане ресурсосбережения полезных ископаемых (песков, суглинков).
И город нашел бы промышленное применение компосту, но и это предложение мэрией, возглавляемой на тот момент Николаем Уткиным, было отклонено с теми аргументами, что в проект Узюковского полигона уже заложены пески в качестве промежуточных изоляторов. А замена одного материала другим требует остановки полигона и дополнительного финансирования на внесение изменения в проект. «Поздно. Мы уже сделали проект Узюковского полигона», — сказал тогда Уткин. Причина лежит на поверхности — это лоббирование чьих-то интересов.

— Какой финансовый интерес может быть на свалке?

— Чтобы проверить засыпку мусора, нужно сделать профиль, по-другому — разрез. Кто будет этим заниматься? Никто и никогда. И неизвестно, сколько насыпали суглинка, по норме толщины слоя в 0,2 м или, образно говоря, в два ведра? Таким образом, отмываются мусорные деньги. Муниципалитет оплачивает карьероуправлению по нормативу сотни тонн, а засыпают, например, лишь бы песок мелькнул. Оставшиеся тонны песка, полагаю, продаются в розницу, деньги делятся. А от компоста никакого навара, одна суета. Получается, что мусороперерабатывающий завод залез со своим компостом в чужой «огород»? На мой взгляд, как горожанина, вероятно не все уголовные дела на Уткина завели, половина еще болтается в пути.

— Как нынешнее руководство города реагирует на эти идеи?

— Нынешнее руководство города в числе приоритетных задач занимается антикризисными мерами, и это правильно. Но опять всем не до мусора. На дворе XXI век — век нанотехнологий, а мы никак не продвинемся вперед даже в сортировке бытовых отходов.

— Для чего она необходима?

— Для того чтобы конечный продукт переработки — компост — был более качественным. Тольяттинцами был изучен мировой и отечественный опыт селективного сбора отходов. В частности города Калининграда, где на внутридомовых площадках установлены мусоросборники, на которых обозначено, под какой вид отходов они предназначены. Площадки имеют опрятный экстерьер, красиво декорированы зелеными кустарниками. Вокруг идеальная чистота. Но у нас это не получилось.

— Почему?

— Отчасти из-за инертности городских властей и (в частности бывшего тогдашнего мэра в лице Николая Уткина) нежелания иметь «ненужную головную боль». Мэрия сослалась на то, что внутридомовые территории — дворы и проезды в Тольятти заужены, нет широких «карманов» для маневрирования. Идея умерла на корню. А ведь сортировка отходов снижает ущерб, наносимый ими окружающей среде, и, что немаловажно, раздельный сбор отходов помогает финансово поддержать наименее обеспеченных граждан.

— Каким образом?

— В качестве пилотного варианта предлагалось поставить в городе специально организованные пункты стационарного типа — яркие цветные палатки, имеющие экологически ориентированный зеленый цвет, и принимать в них от населения стеклотару любой цветности (банки, бутылки, пузырьки, в том числе и бой стекла). Для работы в зеленых палатках привлечь энтузиастов: студентов-экологов, общественников и людей, имеющих желание потрудиться на общественных и социально значимых городских работах. Поощрением для населения здесь мог бы стать любой бонус: упаковка одноразовых мешков для мусора, одноразовой посуды или рулон туалетной бумаги в подарок. Но и этим «мусорным» идеям дальше разговоров в мэрии уйти не удалось: их «заволокитили» в процессе обсуждения.

— Часто в городе избавляются от мусора, просто сжигая его на костре. Что вы скажете об этом?

— Жечь костры на любых территориях городских поселений категорически нельзя, это противозаконно. Это грубейшее нарушение природоохранного законодательства и в первую очередь Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», где четко прописано, что сжигание отходов допускается только в специализированных установках, которые снабжены системами очистки отходящих дымовых газов. Соответственно, в городе ни одного костра быть не должно. Мэр города Пушков, будучи вазовским работником, сам курировал экологические вопросы, возглавляя заводское управление природопользования. Он, несомненно, понимает важность затронутых проблем.
А вообще, я отношу себя к оптимистам. Надеюсь, что муниципальные власти начнут заниматься поисками решений в части обращения с бытовыми отходами в городе, работой с населением, начиная с детских садов. Объяснять необходимость сортировки мусора, и используя возможные виды рекламы, подготовить людей к появлению нового вида сбора отходов. А люди всегда поймут стремление к цивилизации, наведению порядка и чистоты, хотя бы в мусорных вопросах. Народ потянется к хорошему. Пусть медленно, но верно горожане начнут привыкать к централизованному сбору вторсырья. Таким образом, начнет меняться наш с вами русский менталитет.

Площадь свободы

Татьяна ЗОЛОТАРЕВА


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru