Тольятти Новости

В чьих руках лучше быть транспорту?


Завтра тольяттинским депутатам предстоит определиться в принципиально важном для города вопросе — акционировать транспортную отрасль, либо оставить АТП муниципальными предприятиями, каковыми они ныне и являются. Сторонники того и другого решения высказываются сегодня на страницах «ПС».

Вице-спикер городской Думы Владимир Дуцев уверен, что многие неверно понимают саму идею акционирования.

— Важно понимать, что речь не идет о приватизации, продаже этих предприятий, — заявил он корреспонденту «ПС». — Речь идет о замене правовой формы. Неэффективная форма управления — такая, как МУП, — должна быть заменена более эффективной, принятой во всем мире формой — акционерным обществом. В данном случае со 100-процентным пакетом муниципалитета. Город так и останется собственником, изменится только форма управления.
— Почему вы уверены, что акционерное общество — более эффективная форма, чем МУП?
— Преимущество управления АО в том, что акционеры (в данном случае это город) в любой момент могут заменить руководство АО, если оно не справляется с поставленной задачей. При нынешней ситуации это нереально. Директор МУПа исправно, без опозданий ходит на работу, а предприятие имеет плохие экономические показатели. Проведение аудиторских проверок, как советуют некоторые общественные деятели, повлечет только дополнительное расходование бюджетных средств, но не решит проблемы эффективного управления. Ведь плохие экономические показатели, даже подтвержденные аудиторской проверкой, — не повод для увольнения директора МУП согласно трудовому законодательству. Возьмем, к примеру, АТП-1, оборот которого составил более 500 млн руб. в год при зарплате руководителя предприятия чуть более 20 тысяч руб. Такие зарплаты в бизнесе в небольших фирмах у менеджеров средней руки, которые не принимают никаких управленческих стратегических решений. Поэтому я в чем-то даже понимаю руководителей МУПов. Отсутствие мотивации к более эффективному ведению бизнеса приводит к тому, что эти предприятия постоянно убыточны, соответственно дотационные, т.е. убытки покрываются из бюджета города, за счет всех нас. Другой пример — альтернативный транспорт. Руководители частных транспортных фирм ищут любые способы снижения издержек, например, почти все «газели» работают на газе. При этом вместимость газели в несколько раз меньше автобуса, цена проезда всего на четыре рубля выше, а желающих заниматься альтернативными перевозками меньше не становится — значит, это выгодно. Сейчас принято решение не выдавать новые лицензии на перевозку людей в газелях, а переходить на более вместительный комфортабельный транспорт. Что мешает нашим АТП перейти на газ, снизив тем самым издержки и улучшив экологическую обстановку в городе? Ответ очевиден — результат их деятельности никак на них не отражается, убытки им все равно все покроют.
— На чьи плечи, по-вашему, ляжет ответственность за долги АТП, а также за кредит от Европейского банка, полученного под гарантии города после акционирования?
— Что касается текущих долгов, то акционерные общества станут правопреемниками. В этом смысле ситуация для города хуже, чем сейчас, не станет. Но при этом появится надежда, что в дальнейшем долги погасятся за счет рентабельной работы предприятий и эффективного управления. Что касается кредита ЕБРР или других банков, то 100-процентным владельцем предприятия остается город. Конечно, опасения части депутатов, что активы из акционерного общества могут быть выведены и город лишится собственности, правомочны, но, к сожалению, и в нынешней ситуации МУПы также могут это сделать без ведома депутатов.
— Еще одно опасение — резкое повышение оплаты за проезд в общественном транспорте…
— Насколько мне известно, сейчас мэрия готовит новые повышения тарифов без всякого акционирования. Это связано с тем, что те самые МУПы не могут возить людей по сегодняшним расценкам. Отмечу, что тарифы утверждаются на заседаниях транспортной комиссии, в которую входят и депутаты. И от решения этой комиссии зависит, будут ли повышаться тарифы независимо от правовой формы перевозчиков.
Сейчас закрыты многие маршруты, в том числе и в Федоровку, где я являюсь депутатом. Кроме закрытия маршрутов, вероятно, в МУПах нет других управленческих решений по сокращению издержек. Прикрываясь тем, что в бюджете не хватает денег на компенсацию убытков АТП, маршруты закрывают. Когда АТП будут акционированы, транспортная комиссия при выдаче лицензии на сверхрентабельные маршруты, как условие, может обременять менее рентабельными маршрутами, или, например, выставлять лоты — несколько рентабельных плюс один менее рентабельный маршрут. Сейчас же, по мнению руководителей МУПов, нерентабельны все маршруты.
— Много вопросов возникает, не могут ли быть сорваны при акционировании перевозки рабочих на АВТОВАЗ, которые сейчас осуществляет АТП-1.
— В совет директоров АО, по словам Николая Ренца, могут войти представители АВТОВАЗа и депутаты. Кроме того, я считаю, опасения необоснованны, потому что транспортные перевозки являются обычными оплачиваемыми услугами, которые транспортное предприятие оказывает заводу и населению. Поставщиков различных услуг у АВТОВАЗа — десятки. Транспортные перевозки — одна из услуг. Ни у кого же не возникает желание создать сотни МУПов в Автозаводском районе, чтобы снабжать заводчан продуктами и товарами. Этим занимаются АО, ООО, не имеющие никакого отношения к городу или заводу, и, на мой взгляд, достаточно успешно.

Мэр Тольятти Николай Уткин:

— Принятие решения об акционировании еще не означает моментального акционирования. Есть целая процедура: составление отчетов, увольнения сотрудников и многое другое… Подготовительная работа по АТП-3 и АТП-1 займет как минимум полтора года. Необходимо в первую очередь привести в соответствие баланс предприятий, разобраться со всем имуществом и территорией. Тем более, масса вопросов возникает именно по муниципальным предприятиям. Никто не проводил инвентаризацию здания, не ставил их на учет. Простой пример. Сколько уже времени прошло после выселения автокомбината в АТП-3 и в троллейбусное депо, а мы до сегодняшнего дня ставим на учет, регистрируем эти здания…
Но все это преодолимо, и у нас уже есть положительный пример. Мы создали акционерное общество мусороперерабатывающего завода с пакетом акций 50 на 50 между «АвтоВАЗтрансом» и городом в лице мэрии. Пусть небольшая, но прибыль уже появилась. Я уверен, транспортные предприятия станут более прозрачны, когда ими будет руководить совет директоров. Я также прекрасно понимаю, кто сопротивляется этому решению и вносит смуту. В том числе и со стороны депутатов…

Екатерина Кузьмичева, депутат городской Думы:

— Что касается кинотеатра «Сатурн», то, я думаю, что развлекательные учреждения должны быть в частных руках. Они должны работать, приносить пользу, чтобы человек шел туда и получал удовольствие. А вот относительно перспективы развития АТП после приватизации я сомневаюсь, что она есть. Потому как приватизация не станет возможностью повлиять на управленцев, которые руководят этим транспортным хозяйством в городе. Самое главное опасение касается социально-незащищенных слоев населения. Боюсь, что после приватизации транспорта произойдет отмена всех льгот. Может быть, на начальном этапе по какой-то договоренности будет установлены льготные категории, но это будет работать не долго. Я думаю, что у города есть силы навести порядок в транспортном хозяйстве, просто этим надо заниматься более пристально и более предметно.

Площадь свободы


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru