Тольятти Новости

Особняк Курлиных распахнет свои двери в конце года

Михаил Савченко родился в 1984 году в Тольятти. В Самаре получил известность как создатель и арт-директор КЦ «Арт-пропаганда»

- Какова предыстория твоего появления на этом посту? Что тебя связывает с музеем?

- Последние два года я тесно сотрудничал с министерством культуры — участвовал в разработке серии мероприятий, связанных с празднованием 160-летия губернии, непосредственно руководил созданием выставки «160 образов губернии» в музее Алабина, делал выставку «Течения». Вообще с музеем им. Алабина я сотрудничаю довольно давно, я был, например, руководителем проекта «Битва Тимура и Тохтамыша» в 2008 году.

С начала этого года общественное обсуждение концепции музея модерна шло очень активно, и я тоже в нем участвовал, в частности, вместе с сотрудниками музея им. Алабина готовил последнюю презентацию концепции музея, которая состоялась летом в Самарском театре оперы и балета с участием Павла Каплевича. Тогда мы много говорили с министром культуры Самарской области Ольгой Рыбаковой и с сотрудниками музея им. Алабина о том, чем должен стать этот проект, что он мог бы дать губернии. Видимо, по результатам этих обсуждений мне и предложили эту должность.

- Каким же будет музей модерна?

- Сразу важно сказать: в конце этого года откроется отреставрированный особняк Курлиных, но не музей модерна как таковой. Создание музея — дело небыстрое. Сейчас мы говорим о запуске первых проектов, которые позволят сформировать некое видение того, каким этот музей будет, и одновременно зададут некую планку качества. В Самаре есть памятники модерна мирового уровня, и сейчас перед нами стоит задача актуализировать это наследие, начать с ним работать так, чтобы позиционировать Самару как один из мировых центров изучения модерна. И, конечно, открытие нового музея, тем более областного подчинения — это возможность применить современные подходы и новые технологии, которые дали бы импульс развитию и остальных музеев области. Сейчас для музея закупается современное экспозиционное оборудование — тривизоры, новый свет, витрины, проекторы и т.д.

Важно отметить, что речь идет не просто об одном особняке, а о целом комплексе — особняк, двор и два здания во дворе. В одном из них будет кафе, в другом — кинозал, который можно использовать для конференций, встреч и т.п. Я думаю, эта инфраструктура очень важна для организации действительно полнокровной жизни музея. Конечно, он должен стать одним из центров культурной жизни губернии.

- Слова «культурный центр» вместе с твоей фамилией сразу вызывают ассоциации с КЦ «Арт-пропаганда», создателем которого ты был. Насколько опыт «Арт-пропаганды» будет задействован в работе музея?

- Точно могу сказать, что у меня нет никакого желания повторять тут то, что мы уже делали в «Арт-пропаганде». Музей и культурный центр — это разные проекты с разными задачами. Я хорошо понимаю, что музей — это не просто площадка, здесь должны реализовываться проекты, органичные именно для этого места. Здесь должна быть своя атмосфера. Я говорил о современном оборудовании, но, конечно, не должно получиться так, как в некоторых недавно открытых в других регионах музеях, когда экспонатами становятся в основном голограммы, а интерьеры обставлены одними «новоделами». Конечно, важно, чтобы «язык», на котором музей общается со зрителем, был современным, но при этом содержание послания достаточно глубоким и отвечающим задачам музея.

- Тогда вернемся к концепции музея. Как будет строиться его экспозиция? Что конкретно увидят самарцы на открытии музея в конце года?

- Еще раз повторю, что создание основной экспозиции музея — дело небыстрое. Вопрос о ней еще не решен. Тут очень много задач, например, связанных с фондами музея. У нас есть только один экспонат непосредственно из особняка Курлиных — печать Курлина. Все остальное — это в основном наборы вещей, связанных с эпохой модерна. Те варианты основной экспозиции, которые уже обсуждались, тоже в общем тяготели к тому, чтобы создать в особняке музей быта начала века. Показать тут моду того времени, кабинет фотографа и т.д. Но мне кажется, этого мало, нужно заставить посетителя приходить в музей снова и снова. Поэтому работа продолжается.

Хочется, чтобы это был действительно современный музей, позволяющий и понять дух той эпохи, и показать, как ее наследие осваивается сейчас. Развитие модерна в России в начале века было искусственно прервано, но мне кажется, сейчас этот дух романтики, красоты крайне важен для нас. Кроме того, логично было бы, если бы этот музей как-то «собирал» вокруг себя другие памятники самарского модерна, способствовал активизации работы по их сохранению и реставрации.

Проектов очень много. Точно могу сказать, что откроется музей выставкой художников объединения «Мир искусства». Это Бенуа, Бакст, Добужинский, Сомов, Рерих — те художники, которые сделали российский модерн известным во всем мире. Сейчас эту выставку собирают по музеям Петербурга. Думаю, это очень хороший вариант, позволяющий сразу ввести зрителя в атмосферу художественных поисков той эпохи и задать определенный уровень.

- Продолжат ли работу над концепцией музея специалисты, разрабатывавшие ее ранее?

- Наибольший вклад в создание музея внесла Ирина Владимировна Крамарева, самый крупный самарский специалист по этому периоду. То, что уже сделано по проекту музея, материалы, которые собраны, во многом ее заслуга. Я познакомился с ней во время работы над проектом «160 образов губернии» и считаю, что она настоящий профессионал. Она станет заместителем директора музея Алабина по экспозиционной работе, и, конечно, работа над постоянной экспозицией музея модерна будет одной из ее главных задач.

- Много было разговоров о привлечении к сотрудничеству с музеем специалистов федерального уровня. Что-то сейчас конкретное можно об этом сказать? Например, какова конкретная роль Павла Каплевича?

- С нами сотрудничает, например, известный специалист по архитектуре модерна Денис Рамодин. Павел Каплевич внес много предложений в концепцию музея и, видимо, будет участвовать в оформлении интерьеров музея, например, у него есть проект гобеленов, варьирующие мотивы картины русского художника Серебряного века Константина Богаевского «Поток. Фантастический пейзаж». Обсуждается также проект проведения здесь выездных «Дягилевских сезонов».

Самара 24


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru