Тольятти Новости

Игорь Карнаух: «Главное - быть честным перед собой и людьми»

Один из них произошел в Тольятти. Он уехал туда на аварию и пропал на троеНа железнодорожной станции Тольятти из-за ошибки

ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ

Родом Игорь Иванович из Украины. Там в начале прошлого века в Полтавской губернии жила крепкая крестьянская семья Карнаухов. Жила хутором, отец и четверо его сыновей вели совместное хозяйство. Работы не боялись, но когда началась коллективизация, добрые люди шепнули, что они со своим хутором могут угодить в «кулаки». Тогда, по семейным преданиям, чтобы спасти детей, отец посадил каждого из сыновей на лошадь, дал им по телеге и отпустил на все четыре стороны. Думалось - на время, оказалось - навсегда. Связь с родными они почти потеряли. Одним из братьев был отец Игоря Иван Карнаух.

Потом на Украине случился голодомор, и в 1932 году 28-летний Иван, который уже был отцом двоих детей, - умер. Его сыну Игорю в то время было 4 года. Осиротевшая семья голодала, в поисках пристанища мыкалась по Украине, судьба занесла их в шахтерский городок Дружковка, где их приютил родной дядя матери - учитель математики. Его, кстати, коснулись репрессии 37 года. Учителя обвинили в антисоветской деятельности и сослали на Соловки. Там он и сгинул.

Во время войны семья Карнаухов два года провела в оккупации, а после победы Игорь решил учиться, поступил в Днепропетровский институт инженеров транспорта. Ему было 20 лет, когда от рака умерла его мать, и он остался с сестрой без родни, без помощи и поддержки.

ПОКОРЕНИЕ КУЙБЫШЕВА

В Днепропетровске молодой человек встретил свою будущую жену Татьяну - студентку фармацевтического института. В 1952-м они поженились. Пораспределению приехали в Куйбышев. Первые две недели жили в кабинете заведующей аптекой, где стоял старенький диванчик с выпирающими пружинами. Потом сняли комнату в Запанском.

Татьяна пошла по фармацевтической линии, а Игорь Иванович поступил на Куйбышевскую железную дорогу. Тогда станция Куйбышев была одной из самых сложных и грузонапряженных в стране. Но Игорь был молод, амбициозен, не привык отступать, хотел чего-то добиться в жизни.

Карнаух стал начальником станции Куйбышев, потом главным инженером службы движения КбшЖД, занимался вводом в строй новых станций, веток дороги, лично принимал участие в строительстве железнодорожной ветки АвтоВАЗа.

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ПЕРЕПОЛОХ

«Железнодорожная жизнь» Карнауха была насыщена непредсказуемыми эпизодами. Один из них произошел в Тольятти. Он уехал туда на аварию и пропал на трое суток. Потом появился уставший, вымотанный, но ничего не рассказывал, на вопросы не отвечал.

И только спустя пару десятилетий, когда рухнул Советский Союз, близкие узнали подробности тех напряженных дней. На железнодорожной станции Тольятти из-за ошибки маневрового диспетчера столкнулись три цистерны, одна из них лопнула, и из нее потекла какая-то жидкость, которая выделяла едкие пары. Сопроводительные документы ситуацию не прояснили, и Москва объявила тревогу. А Карнауху поручили утащить сошедшую с рельсов цистерну подальше от города. Он подошел к месту аварии и почувствовал себя плохо, а ядовитое вещество стало разъедать подошвы на его обуви. Срочным рейсом в Тольятти прилетели военные из Москвы. Тогда и выяснилось, что в цистерне - очень токсичный компонент какого-то ракетного топлива. Встал вопрос об эвакуации жителей города. Тогда руководство области молилось, чтобы направление ветра не изменилось и в Тольятти не начались массовые отравления. Поскольку быстро эвакуировать большой город было невозможно.

Выход из положения все же нашли - из Москвы прилетели химики со специальными реактивами, нейтрализующими яд. Угроза миновала, и Карнаух вернулся домой с сандалиями без подошв в руках. Привез на память.

МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА?

В конце 80-х тогдашний председатель Куйбышевского горисполкома Алексей Росовский пригласил Карнауха на должность начальника метрополитена. На тот момент Росовский пребывал в отчаянии, о пуске Куйбышевского метро не было и речи, хотя тоннели уже проложили. Требовалось начинить их механикой, оснастить оборудованием и запустить все это в работу. Но город с этой работой не справлялся. Поэтому решили использовать опыт Карнауха. Задачу перед ним поставили практически невыполнимую: открыть первую ветку к 70-летию Октябрьской революции. Игорь Иванович получил чрезвычайные полномочия, но, как водится, его предупредили и о персональной ответственности. Отступать было некуда. Составили жесткий график, повесили на стенку и начали выполнять. И все закрутилось. Когда 6 ноября 1987 года первый пробный поезд пошел по рельсам, многим просто не верилось, что это произошло. А регулярное пассажирское движение на первой ветке было открыто 26 декабря 1987 года.

Этот пусковой год Игорь Иванович считал одним из лучших в своей жизни.

«КРАСНЫЙ ДИРЕКТОР»

Потом была повседневная работа: запускали новые станции, строили жилые дома. Кар-наух всегда ценил работников, заботился о них. Среди коллег у него была репутация настоящего «красного директора». А он и не спорил. Наоборот, считал своим долгом развивать социальную сферу, следил, чтобы у сотрудников всегда была возможность хорошо отдохнуть, подлечиться. И даже когда начался развал страны, метро продолжало работать. Он не боялся ходить в высокие кабинеты, просить, требовать. Ради людей он был готов на многое. Самарским метро он руководил до 2003 года, а потом помогал преемнику Владимиру Плетневу. Он был предан своему делу до конца жизни...

НЕИСПРАВИМЫЙ ОПТИМИСТ

Это был человек, который никогда не унывал. Всегда смотрел на жизнь оптимистично, был доброжелательным и открытым. Умел нестандартно мыслить, находить оригинальные решения. Порой шел на риск, но прежде тщательно продумывал все возможные варианты.

А еще он любил Волгу, рыбалку, лодку, веселые дружные компании, четыре раза ходил в Жигулевскую кругосветку. Любил людей.

- В нашем доме частенько собирались гости, - рассказывает сын Владимир, - пели, танцевали, дружили семьями. Когда отец уже был на пенсии, друзья постоянно ему звонили - советовались, делились проблемами, радостями.

На всю жизнь сохранил нежные отношения с женой. Вырастил троих детей. Очень любил их и серьезно воспитывал. Сергей Карнаух вспоминает: «Среди уроков отца, которые мы усвоили на всю жизнь, главный: будь таким, какой ты есть. Будь честным перед людьми и собой».

Самарская газета


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru