Тольятти Новости

Нас сдружила молодость. Достижение поставленной цели – это ...

Он пригласил к себе домой на улицу Тольятти в Старом городе Нурсултана Абишевича, нас с женами, Олега Сосковца, министра черной металлургии…

…Девушка в приемной индустриального университета, где я работаю мастером производственного обучения, выслушала просьбу и невозмутимо взяла у меня фотографии. Мне надо было отправить их в корпункт «Казахстанской правды». На них – мы, бойцы ССО далеких 60-х. Секретарь равнодушно глянула на снимки и стала по одному сканировать. Потом вгляделась и ахнула. И уже с улыбкой повернулась ко мне: «Это наш Президент? А вы здесь есть?»

…Познакомились мы с Нурсултаном Назарбаевым в 1962 году летом. Ровесники, разными дорогами мы пришли к решению стать инженерами. У меня, жителя молодого города, куда переехали родители из соседней области в 1950 году, за плечами остались работа на Казахском металлургическом заводе и трехлетняя служба в армии.

А Нурсултан Назарбаев c отличием окончил в Днепродзержинске профессионально-техническое училище и начал работать на Карметкомбинате. Я еще не знал до встречи, что начинающий металлург уже член ЦК ЛКСМ Казахстана и делегат съезда ВЛКСМ, где избран членом ЦК союзного комсомола. Это был очень высокий политический статус для молодого человека, успешно начавшего политическую карьеру.

В Карагандинский политехнический институт Нурсултан Назарбаев поступил на специальность «доменное производство», а я готовился стать сталеплавильщиком. Первые два курса, когда изучаются общие предметы, мы занимались в одной аудитории, или, как говорят в вузах, в одной «поточке». Сотня студентов из четырех групп – будущие доменщики, сталеплавильщики, литейщики...

Первое время все просто присматривались друг к другу. А уже ближе познакомились в течение трех месяцев – нас объединили знания на вместе прослушанных лекциях. После них в январе 1963 года направили всех будущих металлургов на производственную практику на предприятия в Темиртау. Сталеплавильщики попали на Казахский металлургический завод, а доменщики, в числе которых был Нурсултан Назарбаев, – на Карагандинский металлургический завод.

Мы работали, роднясь со своими специальностями, внедряясь вглубь профессиональных тайн и осваивая закономерности. В зависимости от смен учились: кто – днем, кто – вечером. Тогда обучение было дневным и вечерним одновременно. В таком режиме мы получали образование и трудились полтора года. Я, к примеру, был подручным сталевара, а доменщики – кто на разливочных машинах, кто горновыми. В заводских коллективах практикантам скидок на молодость и неопытность не делали. Требовалось усваивать, замечать, запоминать и делать строго так, как учили нас мастера и наставники.

Профессия металлургов всегда была очень тяжелая. Особенно у тех, кто работает в горячих цехах, у доменных и мартеновских печей, стоит на плавке. Главными орудиями, к сожалению, были лом и лопата. Когда меня молодые сегодня удивленно спрашивают на встречах: «Почему было такое отсталое производство?», я им говорю: такая технология. Возьмите книгу Нурсултана Назарбаева «Без правых и левых» и почитайте, что пишется о труде горнового. Президент о нем знает не понаслышке…

Новобранцы не испугались тяжелого труда, ведь примером служили наши наставники, которые многому научили в этой сугубо мужской профессии, главное – умению повелевать стихией огня и раскаленного металла: Алексей Шатилин, Борис Яговитов, Иван Еськов Федор Ващенко, Алтынбек Дарибаев, Арген Жунусов, Елеман Байгазиев, Алексей Панченко и многие другие, чьи имена вписаны в историю черной металлургии страны.

После производственной практики мы вернулись в институт и продолжили учебу. Жили в общежитии, терпеливо сносили какие-либо неудобства, потому что для каждого главной была цель получить образование. Пользу производственного обучения мы почувствовали уже с первых дней возобновленных теоретических занятий: изучая предметы по специальности, мы теперь отлично понимали, что к чему и о чем идет речь. Обучаться стало гораздо легче и интереснее.

Мы были из одного поколения, что нас сближало и по уровню жизни наших семей, и в стремлениях получить уважаемую в обществе профессию инженера-металлурга. Об этом мечтали мои друзья Жаксалык Аскеев, Толеутай Сулейменов, Куаныш Омашев, Ермек Толеубаев, Юрий Сагалаев и другие ребята. Нурсултан Назарбаев как-то заметно выделялся среди нас. Добрым расположением равно ко всем, внешним спокойствием, внутренней уверенностью, тем, что не боялся большой аудитории и открыто выражал свое мнение. Среди сверстников, которые имели разную образовательную базу, будущего Президента отличали начитанность, политическая подкованность, великолепная память, отличное знание родного и русского языков.

Кроме технических дисциплин в вузе нам преподавали научный коммунизм, диалектический и исторический материализм, другие гуманитарные предметы, в темах которых Нурсултан, будущий политик, уже тогда ориентировался лучше многих из нас, и его любили преподаватели.

Откровенно скажу, мы этим пользовались, особенно на семинарах по общественным дисциплинам. Задавали специально преподавателям разные вопросы, чтобы отдалить время опроса. Например, в то время главной темой был Карибский кризис, угроза новой войны. Нарастало противостояние двух систем. И мы расспрашивали преподавателей о «холодной войне». Им нравилось, что такие серьезные ребята в группе, как Нурсултан Назарбаев, следят за жизнью в стране и в мире. Преподаватели охотно вступали с ним в разговор, объясняя, рассказывая, увлекаясь, забывая о времени. Мы слушали, восхищенные кругозором Нурсултана.

А наш талантливый сокурсник в те годы уже побывал за границей, видел другие страны и уровень жизни там. Лидер рабочей молодежи из Темиртау в составе советской делегации представлял Казахстан на третьем Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. По возвращении Нурсултан делился впечатлениями.

Встречался молодой металлург и с Юрием Гагариным, первым космонавтом, с которым сфотографировался, и снимок был опубликован в «Комсомольской правде». Нашему земляку в ЦК ВЛКСМ вручили комсомольский значок, который «слетал» вместе с Валерием Быковским в космос. Их, всего 10 побывавших на орбите, вручили лучшим молодым лидерам огромной страны. Нурсултан Назарбаев вошел, как сказали бы сегодня, в «звездную десятку». Мы еще тогда обратили внимание, что общественная работа нравилась нашему товарищу, потому что видны были результаты, чему способствовали прекрасные организаторские способности.

Трудолюбивый стройотряд

Одна из глав нашего продолжительного знакомства – созидательная работа в ССО. В 1964 году металлургический факультет КарПТИ создал свой стройотряд. Командиром был Анатолий Ботов, а комиссаром – Нурсултан Назарбаев. Приобретавшее размах движение ССО давало нам возможность помочь родине в развитии села и заработать на собственные нужды. Послали нас строить жилье в совхозе «Балактыкольский» на западе Карагандинской области. Полсотни бойцов прибыли в совершенно голую степь, чтобы оставить после себя новый поселок, сдав дома «под ключ».

Для организации бесперебойного строительного процесса требовалась своевременная доставка материалов. Нурсултан Назарбаев ездил по области и оперативно решал вопросы, отстаивал своевременную их доставку, чтобы не срывался график стройки. Щиты доставлялись в комплекте, а вот кирпич и цемент приходилось постоянно выбивать в тресте и в кабинетах местной власти. Благодаря умелой организации работ мы построили 8 жилых двухквартирных домов на сельской улице к началу сентября, что мало кому удалось: другие отряды сдали объекты в конце сентября.

Работая от рассвета до заката, наш металлургический ССО не только дома по­строил, но и сараи при них, что вообще-то не предусматривалось договором. Но как без них в деревне? На них потребовались дополнительные материалы.

В те годы фотоаппарат имел только один парень в отряде. Что он снял, то и вошло в нашу историю. На снимке, который у меня сохранился, бойцы ССО стоят в ожидании комиссии, которая вела приемку построенных домов. Фотография сделана 2-3 сентября 1964 года. Дома у нас приняли с хорошей оценкой. Наряды были вовремя закрыты. И мы уехали по домам. Каждый получил в рублях тысячи по две. Это было хорошим подспорьем для нас. Мы приоделись, подготовились к учебному году и семьям помогли.

Новый этап

По возвращении в институт нас ожидал сюрприз. На базе Карметкомбината в бывшем темиртауском филиале КарПТИ был создан самостоятельный институт – завод-ВТУЗ. О нем давно мечтала молодежь в Темиртау: учиться рядом с домом было бы удобнее и дешевле. Выражая интересы рабочих комбината, Нурсултан Назарбаев как член ЦК ЛКСМ выступил с критикой в адрес вышестоящих органов на одном из комсомольских съездов.

Именно выступление Назарбаева на республиканском съезде комсомола в 1962 году сыграло положительную роль в решении проблемного вопроса. Высшее техническое учебное заведение для обеспечения квалифицированными кадрами гиганта черной металлургии открылось осенью 1964 года. В него и перевели из Караганды все металлургические специальности: доменное производство, обработку металла давлением, сталеплавильное отделение. Нас поставили перед выбором: где учиться?

Шел 1965 год. Мы окончили третий курс. Борис Шуголь, Анатолий Ботов и я перешли на кафедру литейного производства и остались в КарПТИ. А Нурсултан Назарбаев и Толеутай Сулейменов по специальности «доменное производство» предпочли ВТУЗ. После окончания института нашу группу литейщиков отправили в январе 1968 года по распределению на КарМК. Там началось строительство кислородно-конвертерного комплекса, и мы в нем участвовали. Имея представление о том, как складывается жизнь у каждого из сокурсников, все же мы практически не виделись.

Металлургический комбинат – это круглосуточно, неустанно работающий город с населением в 30 тыс. человек, где каждое производство – отдельный район со своими тропками и улицами, расписанием и инструкциями, которые следует исполнять безупречно, чтобы не подвести смежников. И с друзьями, работающими в других цехах и комплексах, не встречаешься подолгу.

Я знал, что Нурсултан Назарбаев после выпуска работал и горновым, и газовщиком около десятка лет и потом перешел на партийную работу. В 1976 году Нурсултан Назарбаев, будучи секретарем парткома комбината, пришел в наш цех изложниц, где я работал начальником участка. Так мы снова встретились. «О, ты здесь! Как дела?» – обрадованно спросил Нурсултан. Мы хорошо поговорили. «Если что надо, всегда заходи», – пригласил Назарбаев. Я никогда не обращался и в своих интересах не пользовался высоким положением сокурсника. Но участливость, отзывчивость ко всем, с кем Нурсултан Абишевич был дружен и знаком с юности, по работе на комбинате, вызывают в нем бесконечное уважение.

Больше делать, меньше говорить

Пожалуй, регулярными наши встречи стали с 1991 года. В мае того года случилось на комбинате несчастье – сгорел ЛПЦ-3. Пожар быстро ликвидировали, но последствия были ужасными. Рухнула крыша, все исковеркано огнем, оборудование залито водой, очень сильно пострадал дрессировочный стан. На все это невозможно было спокойно смотреть. Ну, думаю, нам никогда не поднять эту разруху.

Нурсултан Абишевич, первый секретарь ЦК КПК и назначенный Верховным Советом Казахстана Президент, приехал в Темиртау узнать о ходе ликвидации последствий пожара. Это была первая наша встреча после отъезда Назарбаевых в Алма-Ату.

В июне 1991 года мы с сокурсниками, живущими в Темиртау, задумали собраться. Задумку осуществил наш сокурсник Борис Шуголь. К тому времени он занялся научной деятельностью, в Москве защитился и заведовал кафедрой литейного производства во ВТУЗе. Он пригласил к себе домой на улицу Тольятти в Старом городе Нурсултана Абишевича, нас с женами, Олега Сосковца, министра черной металлургии… Стояло лето, буйствовала природа. Мы организовали дастархан в уютном саду. В теплой дружеской обстановке весело вспоминали студенческие годы. Жены сочинили на мотив песни из кинофильма «Весна на Заречной улице» стихи и посвятили их нашему Президенту. Нурсултан Назарбаев растрогался, вернувшись в молодость, и всем было хорошо вместе.

И тут Нурсултан Абишевич пригласил всех на день рождения к себе 6 июля в Алма-Ату. Мы поблагодарили, но никто не рискнул обещать: как-то будет, в июле, дожить еще надо. Хотя мы хорошо знали нашего Президента, его душевное гостеприимство и хлебосольство и то, что никогда слов на ветер не бросает. В ту пору директором комбината был Александр Свичинский, который и исполнил поручение Нурсултана Назарбаева. Он нанял автобус, посадил в него нас с женами, а это человек 30, и повез в Алма-Ату. Праздник на поляне получился сердечным, памятным на всю жизнь. Впечатлений прибавила и чудесная южная природа. Да и мы тогда были на 20 лет моложе, строили интересные планы, и нам было что рассказать друг другу.

Мне всегда импонировало, что Нурсултан Назарбаев умеет выслушать любого, убедить, дать совет, подключиться в решении проблем. А уметь слушать и делать точные выводы – дар редкий в суетной жизни. И если Нурсултан Абишевич не согласен, то выскажет собеседнику свою позицию, постарается убедить, в чем человек заблуждается, а в чем прав. Эта черта главная в Лидере.

В июле 1991 года я работал в пострадавшем ЛПЦ-3. И в разговорах не скрыл беспокойства о судьбе цеха. Меня в этих думах поддержал Президент и сказал, что «мы все силы положим на то, чтобы цех заработал в кратчайшие сроки». Действительно, к зиме цех был восстановлен, агрегаты введены в строй. Директор Александр Свичинский сделал все возможное и невозможное, чтобы запустить производство. Он организовал штаб. Нурсултан Абишевич лично держал под контролем ход работ. Не выпускал из поля зрения ситуацию и О. Сосковец.

В очередной раз мы все убедились в неизменности характера и принципов Нурсултана Назарбаева. Он и в молодости, отстаивая на съездах интересы молодежи, напоминал большим и малым начальникам о том, что надо больше работать да меньше говорить. А когда стал секретарем парторганизации комбината, то сразу занялся решением насущных задач. По его инициативе построили стадион и санаторий-профилакторий, стали больше возводить жилья и детских садов.

…Впереди нас ожидало не простое для Президента, для комбината, для Темиртау и всей страны десятилетие. К счастью, мы все выдержали, не обозлились, не передрались друг с другом, как в других республиках. Конечно, сытые люди философствуют, а голодные дерутся. А в первое десятилетие Независимости далеко не все были сыты, не у всех было тепло и светло. Но, к счастью, здравый смысл и терпение в наших гражданах возобладали. И веры им в реальное наступление лучших времен придал точно избранным политическим курсом и хорошо рассчитанной стратегией Нурсултан Назарбаев.

Вот почему на выборах в декабре 1991-го, в другие годы мы в Темиртау голосовали только за Назарбаева. Мы его хорошо знаем и уверены в нем. Это наш Президент. Он помог подняться комбинату. Новую жизнь обрел и наш город. Когда-то о Казахстане мало кто имел ясное представление даже в соседней России. А сегодня о нем с интересом говорят в мире. За его развитием наблюдают в экономически развитых странах. Таков результат 20 лет роста независимой страны. На это был нацелен труд Президента – вывести Казахстан из кризиса, и он воздался. Мы это ощущаем на себе.

И каждый из нас может подписаться под словами Главы государства: «Я счастлив, что о Казахстане говорят во всем мире хорошо. Я счастлив тем, что предложил в трудные годы программу и вижу плоды своего труда. Казахстанцы благодарят за то, что я со своими соратниками сделал такое, что мы сегодня считаемся успешным государством. Мы имеем успех в экономике, мы имеем деньги в бюджете, имеем возможность ежегодно улучшать жизнь народа».

Виктор НИКОНОВ,

ветеран Казахстанской Магнитки,

Темиртау

Казахстанская Правда


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru