Тольятти Новости

Гражданского общества не будет, пока не будут выполнены 5 условий для домохозяйств

Что тогда говорить о 720-тысячном Тольятти, где ВАЗ – практически градообразующее предприятие. - По объему продаж автомобилей в России ВАЗ сегодня на первом месте. Это в столицах «Жигули» стали редкостью, а в глубинке вовсю их покупают. Чем меньше в автомобилях электроники,


- В ожидании кризиса в чем хранить деньги российским гражданам - в рублях, в валюте, в недвижимости, в акциях?
- По статистике у 68% наших сограждан сбережений нет, и для них этот вопрос неактуален. Им бы просодержать собственное домохозяйство, предусмотрев, если будет такая возможность, затраты на образование, медицину, иногда – отдых.
Вопрос сохранения доходов не интересует также и самых бедных. Остается тоненькая прослойка, так называемый средний класс, у которого могут быть небольшие свободные средства. Как правило, этот класс вкладывает средства в недвижимость. Этот товар если и подешевеет, то не сразу и вряд ли намного.

- Ожидается, что вскоре резко увеличится размер налога на недвижимость. И тогда инвестиции в квартиры перестанут быть выгодными. Тогда наступит обвал рынка недвижимости.
- Минфин, предложивший ввести налог на недвижимость по ее рыночной оценке, сам же выступил с инициативой отложить его на неопределенное время.
Чтобы провести рыночную оценку по всей стране, нужны большие силы. Надо осмотреть все дома и квартиры, обновить пибовские планы, провести инвентаризацию и оценку на основании средних величин по региону. Сегодня готовность менее 10 процентов, это в основном крупные города-миллионники.

- А почему нельзя сделать налог местным и перечислять его в местные бюджеты? Петербург наверняка окажется в передовиках.
- По сбору этого налога, наверное, да, но после Москвы.

- Обвала цен на недвижимость не будет?
- Рынок может встать, но ненадолго. Обеспеченность жильем в России очень низкая. Чтобы радикально исправить ситуацию, необходимо вводить по 1 кв. метру на человека в год. Иными словами 140 млн кв. метров. Мы вводим меньше 60 млн. Спрос будет существовать еще долго, качество останется сомнительным. Но и в самом пессимистичном варианте жилье может подешеветь на 30 - 40% процентов, но никак не больше, исключая Москву и Петербург, где цены неоправданно завышены.

- Существует и проблема постоянного роста коммунальных платежей.
- Нельзя бесконечно повышать стоимость коммунальных услуг без повышения их качества.

- Но именно это и происходит.
- Но рано или поздно граждане объединятся и будут в судах требовать настоящей компенсации за непредоставленные услуги ЖКХ. Даже если горячей воды или интернета не было два часа, потребители не могли помыться, приготовить пищу, обменяться письмами и т.д. Речь идет о серьезном моральном ущербе.

- Может ли Россия соскочить с сырьевой иглы?
- Пока нет. У нас нет замещающих секторов экономики. Инновационных прежде всего. Скажу больше, налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на углеводородное сырье, таможенные пошлины, получаемые от ввоза добывающего оборудования, надо направлять на модернизацию добычи, переработки и транспортировки сырья. Эти отрасли (оборудование) амортизированы. Их надо поддерживать, а уже вокруг них создавать инновационные производства.

- Сколько лет на это потребуется?
- Лет 25, не меньше: подготовка специалистов, создание среднего класса, воспитание настоящих патриотов, которые не вывозят деньги из страны, а вкладывают их здесь.

- Вы рисуете райские пейзажи.
- Всегда говорю студентам: задача государства, даже имеющего чрезмерные нефтегазовые доходы, состоит в том, чтобы обеспечить пять составляющих внутренней экономики домохозяйств. Это – крыша над головой; источник постоянного дохода (не важно, в каком объеме, но он должен быть); гарантии получения квалифицированной медицинской помощи; гарантии безопасности граждан и их семей; возможность получения образования и повышения квалификации.

- А если хотя бы одно условие государством не выполнено?
- Тогда спрашивать с граждан «за инновации» бессмысленно. Они будут заниматься решением одной или всех этих проблем. Только после их решения можно говорить об их участии в создании институтов гражданского общества, высокой политической сознательности, участии в выборах, выдвижении политических лидеров, развития реальной многопартийности.

- Получается, что гражданское общество невозможно даже начинать строить без участия государства?
- Государство должно этому способствовать.

- А роль государства в экономике должна уменьшаться?
- Нельзя раз и навсегда определить границу, где заканчиваются функции государства и начинается частная инициатива. Государство должно поддерживать состояние устойчивого равновесия. Вспомните начало кризиса 2007 – 2008 годов. Государство могло поддержать или банковскую систему, или предприятия.

- И почему-то оно выбрало банки.
- Да, банки. Потому что банку, даже если он не вернет деньги, надо хотя бы отчитаться. Существуют определенные процедуры в этой консервативной системе. Чтобы получить кредит в банке, надо предоставить массу обосновывающих документов, указать, на какие расходные статьи берутся деньги.
Я далек от идеализации банков, но банковская система России не развалилась, она помогла предприятиям отойти от финансовой пропасти.

- Сколько можно государству финансово поддерживать выпуск «Жигулей», которые заведомо хуже западных машин?
- Вы предлагаете закрыть АвтоВАЗ? Представьте себе, что закрыли даже филиал московского вуза в городе на периферии. Надо понимать социальные последствия, молодежь, которая там еще оставалась, моментально оттуда уедет.
Чтобы переселить население моногорода, даже такого сравнительно небольшого, как Пикалево, надо найти людям работу в другом месте и построить им всю социальную инфраструктуру. Работники там приблизительно одного возраста и одного образовательного уровня, сходной квалификации, у многих дачные участки, гаражи.
Что тогда говорить о 720-тысячном Тольятти, где ВАЗ – практически градообразующее предприятие.

- Которое производит товар низкого качества.
- По объему продаж автомобилей в России ВАЗ сегодня на первом месте. Это в столицах «Жигули» стали редкостью, а в глубинке вовсю их покупают. Чем меньше в автомобилях электроники, тем выше ремонтоспособность. И стоимость вазовских запчастей несравнима со стоимостью запчастей для иномарок.

- Есть другой путь – организация сборки иномарок на территории России.
- Для начала я бы сделал проще, так, как поступают в Индии. Убрал бы из «Жигулей» всю электронику, которая быстро ломается, и продавал бы машины по 3 - 5 тысяч долларов. Население раскупило бы их моментально.
Что касается долгосрочных программ, приведу известный пример. Реструктуризация экономики области Рейн-Рур после решения немецкого государства о прекращении добычи там угля заняла 20 лет. Тех, кто был старше 45 лет, отправляли на еще работавшие шахты, более молодых переучивали. Федеральное правительство Германии и Земельное правительство доплачивали за каждую тонну добытого угля, создавались технопарки, филиалы вузов, финансировались экологические программы по приведению в порядок терриконов и очистке рек и водоемов.

- Может быть, решая проблему российской северной глубинки, правильнее тотально внедрять вахтовый метод. Еще в перестроечные времена ваши коллеги подсчитали, что для 70 процентов территорий иное экономически не оправданно. Надо собирать людей в мегаполисах, расположенных вдоль железных и шоссейных дорог, обновлять существующие и строить рядом новые магистрали. Или вы знаете другие способы территориального развития?
- Есть известный термин: нет населения – нет территории, и что бы вы ни придумывали, если население уйдет из территорий, неблагоприятных для проживания, они моментально деградируют.

Город-812


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru