Тольятти Новости

Тучи над Нартом

Над созданием МАК в течение многих лет на безвозмездной основе трудились группы энтузиастов - работники более десятка предприятий и конструкторских бюро из Москвы, Дубны, Нальчика, Казани, Тольятти. Создавали "Нарт" всем миром: в одном месте разрабатывали сам беспилотник, в другом - катапульту

При любой возможности Мухамат Анаев доказывает необходимость запуска в серийное производство комплекса "Нарт", пытается привлечь к решению этой проблемы внимание потенциальных инвесторов или чиновников. В июне он выступил с обстоятельным докладом на совещании Росприроднадзора в Кисловодске. Проект всем понравился, однако реальной помощи по его осуществлению никто не предложил.

Над созданием МАК в течение многих лет на безвозмездной основе трудились группы энтузиастов - работники более десятка предприятий и конструкторских бюро из Москвы, Дубны, Нальчика, Казани, Тольятти. Создавали "Нарт" всем миром: в одном месте разрабатывали сам беспилотник, в другом - катапульту для его запуска, в третьем - наземную станцию управления и контроля. Инициатором проекта и головным разработчиком стал нальчикский научно-производственный центр "Антиград". Поэтому МАК и получил название в честь непобедимых героев-богатырей из сказаний народов Северного Кавказа.

В итоге получился надежный и практичный авиакомплекс, полностью основанный на отечественных разработках. В него входит автоматизированная радиолокационная система, обеспечивающая мониторинг погоды в радиусе 300 километров, беспилотный летательный аппарат многоразового применения, наземная станция предстартового контроля БЛА, система управления, бортовые средства измерения параметров облаков, приборы для мониторинга окружающей среды.

Комплекс может быть и стационарным (располагаться в помещении), и мобильным (тогда системы управления размещены в передвижном фургоне). Все максимально компьютеризировано и автоматизировано. Например, получив прогноз о возможности появления градовых облаков, метеорологическая система автоматически начинает сканирование воздушного пространства. После обнаружения грозового фронта просчитывается степень опасности, определяются координаты района, все данные обрабатываются и формируется программа полета беспилотника, которую при необходимости можно скорректировать. По команде с наземного пункта управления БЛА стартует. В заданной точке беспилотник сбрасывает кассеты, из которых выстреливают миниракеты со специальным реагентом, распыляющимся по трассам полета ракет до 3,5 километров. В итоге вместо града выпадает дождь.

- Сейчас используется ракетно-артиллерийский метод, который применялся еще в СССР. Реагент подается в облака "линией", - продолжает Мухамат Анаев. - В отличие от неуправляемого снаряда, "Нарт" может доставить реагент четко в нужные точки и эффект получается отличный. Кроме того, с его помощью можно более эффективно искать людей в горах, оценивать состояния оползневых склонов. Он способен летать на минимальной скорости около 150 километров в час, и аэрофотосъемка или видеосъемка получается детальной и четкой. Тем более, в отличие от вертолета, БЛА можно несколько раз провести по четко заданному маршруту. Мы пробовали использовать другие отечественные беспилотники, например, небольшие "разведчики", которые есть у МВД. Но у них слишком большая скорость, и осмотреть детально склон не получается. Кстати, такой маленький беспилотный комплекс стоит 11 миллионов рублей, а комплекс "Нарт", согласно экономическому обоснованию разработчиков, оценивается всего в 4,8 миллионов.

В зависимости от модификации МАК способен поднять в воздух от 500 килограмм до тонны груза. Это могут быть не только реагенты для градовых облаков, но и химикаты для обработки сельхозугодий. Может БЛА "закидывать грузы" и в труднодоступные районы. Но самое актуальное для спасателей то, что он способен взять на борт воду для тушения локальных пожаров или, как говорят в МЧС, термоточек, и самостоятельно вылить ее на очаг возгорания. Один такой беспилотник заменит десяток человек, которым не придется рисковать собственной жизнью.

С учетом того, что "Нарт" может находиться в воздухе без дозаправки 50 часов, вполне реально оперативно тушить пожары еще "в зародыше". Это особенно важно для СКФО, где очаги возгорания порой находятся в весьма труднодоступных местах. Да и по всей России такая техника пригодилась бы: "Нарт" может патрулировать пожароопасные районы и моментально реагировать на возгорания.

Однако частные инвесторы в этом проекте не видят для себя особой выгоды, а федеральные чиновники дальше слов одобрения комплекса не идут. И это несмотря на то, что "Нарт" в 2010 году попал в федеральную программу развития сверхмалой авиации. Ведь на основе МАК можно создать не имеющую аналогов в мире многофункциональную информационно-транспортную систему, способную решать широкий круг задач в интересах Росгидромета, МЧС, Министерства природных ресурсов, а также силовых ведомств.

Российская Газета


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru