Тольятти Новости

газеты «Советская Россия»!

Ленина, что в Тольятти, относится к классу «О». На этом участке очень часто дуют штормовые ветры более 13 метров в секунду, а ширина этого участка – десятки километров. Это самое широкое место на Волге. Так что, волне здесь есть где разгуляться. Я сам неоднократно попадал здесь в волны 2–2,5


Оверкиль

Хочу возразить
Из почты



Уважаемая редакция
газеты «Советская Россия»!
Пишет вам Александр Суханов, речник с 25-летним стажем, несчетное число раз проплывавший по этому участку Куйбышевского водохранилища, он же ваш покорный слуга и читатель, член партии КПРФ.
Хочу выразить несогласие по некоторым пунктам, которые вы опубликовали в статье «Трагический побратим» от 14 июля 2011 года, и представить вам свою, как мне кажется, более точную версию гибели теплохода «Украина». (Не «Булгария», а «Украина». Мы, речники, признаем только то имя, которое дали судну первоначально.) Вообще, из морской практики: суда нельзя переименовывать, как и нельзя плевать и бросать окурки на палубу. Да много чего нельзя в деле морском делать. Но суть не в этом…
Так вот. Все газеты, и ваша в том числе, ссылаются на возраст судна. Я вас и не осуждаю, так как вы – дилетанты в этом деле. Возраст теплохода в 60 лет – это нормальный возраст для судна. Помните колесные пароходы «Спартак», «Усиевич», «Володарский», «Волга», «Михаил Калинин»? Когда они были построены? В начале XX, а некоторые и в конце XIX века. А списали их в начале 90-х годов. Так вот, когда их «разрывали» пришедшие к власти вандалы, собирали комиссию. И эта самая комиссия признала, что корпуса этих судов в хорошем состоянии. Им было 90 лет.
И когда я, как профессионал, слышу от людей, далеких от флота, что 30 лет – это возраст дряхлости, меня разбирают смех и злоба. Судно – учтите! – это не автомобиль. Самое главное у судна что? Самое главное – это корпус корабля. По правилам Речного регистра, суда, которые эксплуатируются на ВВП (внутренние водные пути), каждые 4 года обязаны проходить докование или слипование…
 Так вот, при слиповании проводится дефектация корпуса. Есть прибор, который измеряет толщину листа обшивки корпуса. Если листы признаны негодными, их просто-напросто вырезают, а на их место ставятся новые листы. Понимаете? И так делается много раз. Это называется технологией судоремонта. И это нормальный технический ремонт судна. А то, что вы говорите: 30 лет – это возраст… Лучше помолчите, если вы не в курсе дел.
30 лет – это молодое судно. Это вам скажет любой речник, любой моряк. Причина – не в судне. Запомните! Причина – в людях. В данном случае – вина капитана и вахтенного начальника, который в это время был на вахте. И, естественно, вина владельца этого судна, который ради денег, прибыли дает команду капитану, чтобы он принял те или иные меры. Хозяева новоявленные сейчас ведь ни с кем не считаются, не слушают капитанов.
И правильно вы сказали: чуть чем не угодил – показывают на дверь. А единоначальником на судне всегда был КАПИТАН. И я, как капитан, проникся уважением к капитану «Украины» за то, что он не покинул судно, а погиб, так как капитан всегда покидает судно последним. Но он был не последний. И вот теперь мы подошли к главному – к трагедии, к гибели «Украины».
Опять же сошлюсь на регистры – Речной и Морской. Существует 4 класса районов плавания:
«М» (морской) – высота волны более 3 метров.
«О» (озерный) – высота волны от 1,5 до 3 метров.
«Р» (речной) – высота волны от 0,6 до 1,5 метра.
«Л» (легкий) – высота волны до 0,6 метра.
Так вот, слушайте дальше. Куйбышевское водохранилище от поселка Камское Устье и до Волжской ГЭС им. Ленина, что в Тольятти, относится к классу «О». На этом участке очень часто дуют штормовые ветры более 13 метров в секунду, а ширина этого участка – десятки километров. Это самое широкое место на Волге. Так что, волне здесь есть где разгуляться.
Я сам неоднократно попадал здесь в волны 2–2,5 метра, и на моей практике были волны даже более 3 метров. Простому человеку, я имею в виду не речнику, очень тяжело переносить такие волнения – судно болтает очень сильно, и бортовая и килевая качка делают свое дело. Были случаи и в моей практике, когда останавливались дизель-генераторы, но есть резервные, обязательно должны быть – без них беда.
У речников есть понятие слёминг. Это когда амплитуда колебаний судна совпадает с амплитудой бега волны, то есть судно испытывает жесткие удары волны о корпус. В результате и дизели ломаются, и корпуса, если не принять соответствующих мер. Меры эти на удивление просты, как и все гениальное.
Если судно попало в такое волнение, нужно обязательно уменьшить ход, держать судно носом к волне, насколько это возможно, а если по каким-то причинам нельзя держать его носом на волну, следует двигаться перекладными курсами, то есть какое-то расстояние идешь носом на волну, а затем на короткое время меняешь курс, потом опять – нос на волну. Но одно условие остается неизменным – это УМЕНЬШЕНИЕ хода. И самое главное – не «идти» долго, а тем более нельзя совершать маневр, когда под удары волн будет подставлен борт такого теплохода, как «Украина».
К слову сказать, это очень хорошее, практичное, комфортабельное судно, зря вы его «старой калошей» назвали. Вы не правы. Если только новые хозяева не ввели в его конструктивные качества какие-то изменения, что, к сожалению, сейчас случается очень часто.  К примеру, делают дополнительные надстройки, что категорически запрещено. Но это отдельная тема.
Так вот, «Украина» – хороший «пароход». Но этот пароход относится… (как вам сказать-то попонятнее?) к классу «Р». Обратите внимание, произошедшая трагедия относится к классу «О», а судно может эксплуатироваться в районе с разрядом «Р».
Это – одна ошибка. Ошибка серьезная – осадка теплохода «Украина» 1,2 метра. Вдумайтесь, судно выходит в озерные условия плавания, когда, по сути, оно может плавать только по речным участкам (волна от 0,6 до 1,6 метра).
Слушайте дальше. Теплоход дошел до пристани Болгары, где простоял энное количество времени, а так как в этом районе очень быстро меняются погодные условия, то они и сменились, причем не в лучшую для «Украины» сторону.
Естественно, вахтенный начальник принял прогноз погоды, записал его в журнал, доложил об изменениях погоды капитану и… Нет бы, стоять «Украине» спокойно у причала, развлекать ребятишек в салоне представлениями и ждать благоприятного прогноза. Но следует вторая грубая ошибка – они пошли обратно, на Казань, при разгулявшейся-то волне, а волна была – я нисколько в этом не сомневаюсь – от 1,5 до 2 метров.
Немного отвлекусь от темы, отойду чуть в сторону.
По правилам плавания, при надвигающемся шторме судно должно следовать в ближайшее убежище, а если такого нет в данном районе, должны принять меры к штормованию судна. Я сомневаюсь, что капитан теплохода «Украина» не знал этих простых истин. Он их знал, и я нисколько не сомневаюсь, что он доложил о погоде «владельцам» (пишу в кавычках), а они, естественно, приказали ему идти на Казань при штормовых условиях. Ведь неизвестно, сколько  простоит неблагоприятная погода – может, день, может, два, а может, и неделю. Я в 1989 году в убежище Криуши, что ниже г. Ульяновска, ожидал хорошей погоды 6 дней на катамаране «Леврентий Новожилов».
Сейчас у этих жуликов – судовладельцев (в данном случае их представляет Светлана Инякина – женщина, явно далекая от флота, от реки, от судов) – лишь одно на уме: деньги. Разве позволят судну ждать благоприятной погоды 3 дня? Да никогда этого не будет! Пока флот находится в руках таких «хозяев» – будут происходить вот такие трагедии. Вот это и есть главная страшная причина. А не теплоход – «старая калоша»…
И вот капитан, получив распоряжение следовать в Казань, вопреки всем правилам и инструкциям дает команду выходить в рейс… А что ему остается делать, если у нас такие кабальные условия: не выполнишь – уволят.
И судно отходит от причала навстречу своей гибели.
Я не знаю, дал ли капитан команду к штормованию, но, исходя из случившегося, видно, такой команды не было. Я мог бы многое вам рассказать о том, что такое штормование, как к нему подготовиться, но я не стану этого делать. Это сейчас ни к чему.
Так вот, судно, идя по дополнительному судовому ходу, подставило свой левый борт ветру и волнению. Естественно, пассажиры с левого борта перешли на правый, дабы укрыться. И вот здесь-то злой рок сыграл с судном коварную шутку.
Представляете, судно идет бортом к волне, а волна 1,5–2 метра (это беда!), но когда и люди, пусть там человек 70–100 было, перешли на правый борт, то метацентр нарушен, и теплоход, потеряв его, совершил оверкиль. Вот и всё. Мне жаль людей!..
Для нас, волжан-речников, это ожидаемо, это должно было когда-то с кем-то случиться. Судьба, к сожалению, выбрала «Украину». Такие «Украины» будут продолжать тонуть и дальше, опять будут гибнуть люди, еще страшнее – дети.
Но самое страшное и ужасное здесь то, что государство, если его можно так называть, отдало все важные отрасли – транспорт, заводы и т.д. и т.п. – в частные руки случайным людям.
А то, как вы пишете: перегруз там и про возраст судна – никакой это роли не сыграло. Коварную роль сыграли боязнь, алчность и безразличие людей, под чьим управлением находился теплоход, кому доверились безвинные люди.
Ваш верный читатель
Александр СУХАНОВ.         
с. Спасское,
Нижегородская область.


Поднятый со дна Куйбышевского водохранилища теплоход «Булгария» поставили в док.

 [28/07/2011]


  Напечатать текущую страницу

  Вы можете следить за комментариями к этой публикации через RSS

 

Советская Россия


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru