Тольятти Новости

«Барабаны» без баяна

В первую очередь сюда добрались меломаны из Тольятти, Самары, давно привыкшие к неожиданному для этих мест тропическому климату, и, конечно же, СМИ. В их числе была и «ВК». К этому времени большинство музыкантов уже были на месте. В их числе Оссама Шахин, Юсиф Маилов, Ян Бедерман,

 Мокрая прелюдия
  В первый день погодные условия рождали сильные сомнения в том, что фестиваль состоится. Дождь не переставая лил, как из ведра. Стена ливня мешала рассмотреть дорогу сквозь стекло машины. А с учетом того, что место проведения фестиваля довольно-таки глухое, его и в нормальную-то погоду отыскать было сложно, немногие дошли до «барабанной» площадки. В первую очередь сюда добрались меломаны из Тольятти, Самары, давно привыкшие к неожиданному для этих мест тропическому климату, и, конечно же, СМИ. В их числе была и «ВК».
 К этому времени большинство музыкантов уже были на месте. В их числе Оссама Шахин, Юсиф Маилов, Ян Бедерман, Миха Шварц. Одни из них растерянно блуждали между корпусами, другие спешили занять место под навесом и прикидывали свои шансы на выступление под открытым небом: за всю историю фестиваля впервые стояла такая погода.
 Чавкая грязью, поскальзываясь и перепрыгивая через лужи, на площадку подтягивались немногочисленные меломаны из других городов России. Из походных рюкзаков выглядывали всевозможные барабаны, пакеты крекеров и термосы — привычная кладь постоянных гостей фестиваля. Особо сообразительные составляли компанию идущим с зонтами.
Ударное начало
И все же вопреки «дождевой атаке», «Барабаны...» начались. Ближе к трем часам дня мэтры игры на ударных стали проводить мастер-классы в залах одного из корпусов. На барабанный перестук, как пчелы на мед, мгновенно слетелись вооруженные собственными инструментами музыканты-любители. «Начинающие в тот зал, с дарбукой — в другой!» - командовала одна из организаторов. Новичков ждала обаятельная Ивонна Фрейдман из Санкт-Петербурга, преподавшая несколько базовых упражнений по игре на джембе. В соседнем зале над дарбукой колдовал загадочный ливанец Оссама Шахин: упражнения под его руководством были более сложными. Нужно было видеть, как на сосредоточенных лицах гостей через несколько минут с появлением четкого ритма появлялась улыбка радости. Как убедились многие присутствующие на занятиях, научиться барабанить вовсе несложно, было бы желание. «О нет, никакого принудительного обучения, — поясняет смысл своих занятий Ивонна. – Мы на мастер-классах учимся общаться на барабанах, высказывать свои эмоции, мысли, то, что происходит на душе и сердце».
Вечером же Миха Шварц и Оксана Мосейчук из Австрии объяснили технику игры на более изысканных инструментах: кахоне, хэнг-драме, тайко-стиле. Джага Самба из Сенегала научил задавать африканские ритмы, а Ян Бедерман со своим оркестром интуитивной музыки преподал основы импровизации. Так что к моменту торжественного открытия гости были более чем осведомлены в области барабанной музыки. Исполнители показали верх мастерства, сыграв на вступительном концерте многообразные и замысловатые ритмы.
 
Миг свободы
А на следующий день свершилось главное таинство: в час дня все приехавшие на фестиваль барабанщики собрались на площадке под открытым небом и слились в едином ритме во время «Церемонии мира». Перед этим публике еще раз напомнили значимость данного ритуала: легенда индейцев североамериканского племени атоми гласит, что если в трудные для Земли времена восемь тысяч барабанщиков со всех концов света встретятся и в течение получаса сыграют единый ритм, на Земле наступит Золотой век. Неизвестно, что было на остальной планете, но на фестивальной площадке после этого ритуала явно стало веселее, а участники значительно оживились.
В дальнейшую программу фестиваля разнообразие внес приезд «новичков», неаполитанца Отелло Матачены, специалиста по игре на конах, бонго, индийских таблах, дарабуке, и виртуоза игры на джембе Обиди Бомоло из Конго. Они также раскрыли секреты своего мастерства.
Уставшие от игры на барабанах охотно участвовали в мастер-классах по ирландским и восточным танцам, учились у специалистов рисованию мандалы, валянию шерсти. А во время вечернего концерта параллельно с главной сценой работала электронная, где под диджейский сет можно было от души поплясать. Но большинство приехали сюда не из-за плясок, рукоделия и всяческой этнической ерунды, а именно из-за барабанов. У корреспондента «ВК» возник логичный вопрос: зачем бизнесменам, слесарям, педагогам (такие здесь тоже были) и многим другим в общем-то нормальным людям в начале лета вдруг бросать свою привычную жизнь, ехать за тридевять земель, садиться под дерево и задумчиво отбивать ритм? Ответ пришел сам собой, когда одним из вечеров автор этих строк увидел концерт музыкантов. Стиснув между колен джембе, они били ладонями по центру барабанного круга, подставив лицо ночному ветру, с закрытыми глазами раскачиваясь в такт общему ритму. Лица их сияли от радости. Это была радость творчества и сотворчества. Та самая, о которой часто забываешь в городской сутолоке, но которую возвращает простой предмет, стоит только к нему прикоснуться. А сделать это определенно стоит – ради переживания мига свободы или хотя бы ее иллюзии.
 
Оссама Шахин, музыкант, член музыкального коллектива «ДобраНочь» (Ливан):
 - Мы как носители культуры учим людей не только играть на барабанах, но в первую очередь общаться друг с другом. Чтобы гости могли не просто приехать сюда издалека, встретиться поиграть и разойтись, но еще плодотворно поговорить. Что мне нравится на этом фестивале, так это то, что каждый год я нахожу здесь все больше новых друзей. В первую очередь я приехал сюда обучать начинающих музыкантов играть на дарбуке. Разумеется, все начинается с правильной постановки руки — это основа основ. Если человек неправильно ставит руку, он с самого начала приучается играть неверно.
 
Ян Бедерман, руководитель Оркестра интуитивной музыки (Москва):
 - Для нас вообще выступление и в особенности выступление на «Барабанах мира» – это создание такого пространства, которое одним помогает или учит создавать музыку, а другим – автоматически получать ее. Когда процесс складывается именно так, формируется самая благоприятная среда для обучения. Многое само приходит в голову, руки, тело. Большинство барабанных техник возникло именно таким образом. Никакой коренной житель Африки не сидел и не придумывал ритм. Просто висел натянутый на штыри кусок кожи, какой-то дурень стукнул по нему палкой и подумал: «А что, если…» Так спонтанно появилась музыка. Когда эта спонтанность существует, приходят очень интересные способы игры, звукоизвлечения.
 

Волжская Коммуна


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru