Тольятти Новости

В ожидании триумфов

Третьей премии на этом конкурсе была удостоена уроженка Тольятти певица Ирина Гелахова. Бронзовыми лауреатами XII Конкурса Чайковского 2002 года стали родные сестры: скрипачка Татьяна и певица Анна Самоил, имеющие генетические корни с нашим краем: их мать - из города Октябрьска Самарской области

, вселяющей оптимизм и символизирующей непреходящую ценность подлинного искусства.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на радикальные перемены, произошедшие в общественном укладе страны, Конкурс Чайковского по-прежнему является национальным достоянием России и находится под опекой государства. Победа в нем принесла мировую известность многим музыкантам, в числе которых пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Михаил Плетнев и Григорий Соколов, скрипачи Гидон Кремер, Владимир Спиваков и Виктория Муллова, виолончелисты Антонио Менезес, Наталия Гутман и Марио Брунелло, певцы Евгений Нестеренко, Паата Бурчуладзе, Елена Образцова и Дебора Войт. В жюри конкурса работали такие великие музыканты, как Дмитрий Шостакович и Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович и Святослав Рихтер, Давид Ойстрах и Георгий Свиридов, Мария Каллас и Ирина Архипова, Марио дель Монако и Кшиштоф Пендерецкий.

За свою более чем полувековую историю конкурс пережил немало сложных периодов. Накопились претензии к тем, кто в течение многих лет стоял у штурвала конкурса, занимался его организацией и проведением. Этих людей обвиняли во всех смертных греха – от неэффективной работы и плохого менеджмента (информация о конкурсе, действительно,  была чрезвычайно скудной, во многих странах о нем вообще не знали) до катастрофического снижения престижа конкурса. Последнее - пожалуй, самый болезненный аспект. В спорах об этом сломано немало копий. С одной стороны, на последних конкурсах было чрезвычайно мало участников из крупных европейских стран, при этом очень немногие зарубежные участники становились лауреатами. Но, с другой стороны, уровень подготовки наших участников всегда был безупречен.

Особенно сложной оказалась подготовка предыдущего -  ХIII конкурса, что привело к отсрочке срока его проведения на целый год. Причины такого решения – в необходимости формирования новой команды по подготовке конкурса, которая, кстати, также не избегла обвинений в свой адрес, и состояние Большого зала Московской консерватории, который на тот момент, как предполагалось, пребывал в аварийном состоянии и должен был вот-вот закрыться на капитальную реконструкцію. Впрочем, после тщательных обследований сомнения в надежности зала отпали. Еще одним аргументом в пользу переноса срока являлось совпадение во времени конкурса с мировым футбольным чемпионатом, что осложняло привлечение внебюджетных средств.

Меня лично Конкурс Чайковского, на котором доводилось присутствовать начиная с четвертого, 1970 года, всегда привлекал особой волнующей атмосферой, необычайным душевным подъемом, который ощущали все причастные к нему люди, и главные персонажи - конкурсанты и многочисленные беззаветно преданные музыке слушатели. На мой взгляд, ауре нескольких последних конкурсов недоставало былой приподнятости и романтизма. Очевидно, это знак нашей жизни, которая стала более прагматичной и рациональной. И хотя все туры прослушиваний по-прежнему проходили при большом стечении публики, в ней существенно уменьшилось число  благородных фанатов, страстных и доброжелательных болельщиков.

На новом витке

Нынешний, XIV Конкурс Чайковского, оргкомитет которого возглавляет директор и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, обещает быть во многом необычным. В качестве руководителя рабочей группы конкурса приглашен известный американский менеджер в сфере культуры Ричард Родзинский. Конкурс впервые будет проходить не только в Москве, где обосновались пианисты и виолончелисты, но и в Санкт-Петербурге, куда отправились скрипачи и певцы. Принятие такого решения было связано с необходимостью подстраховаться – на случай, если бы к моменту открытия конкурса не был готов Большой зал Московской консерватории.

Маэстро Гергиев уверен, что XIV Конкурс Чайковского вернет этому знаковому соревнованию пошатнувшийся престиж, а победители соревнования получат уникальную возможность самоутверждения на лучших концертных подмостках мира. Вот что удалось записать на одной из пресс-конференций Гергиева в Москве во время недавнего Пасхального фестиваля:

«Участие в конкурсе решалось отборочным жюри. Мы рассчитывали на качественные записи на DVD, что в 2011 году уже не составляет особой проблемы. К сожалению, были записи, которые не выдерживали никакой критики, и потому, возможно, некоторые очень способные люди из-за этого пострадали, не попав на основной конкурс. Не скрою, получал письма о том, что кого-то не заметили на предварительном отборе и даже не пропустили на первый тур. Конечно, обидно, если пострадал будущий Рихтер или Гилельс. Но мы договорились, что я не вмешиваюсь в работу жюри.

Для нашей репутации очень важно, как пройдет нынешний конкурс. Я готовлю себя к тому, что могут возникнуть и споры, и жесткие неудобные обстоятельства. Но мы все вместе должны постараться все уладить. Хорошо, когда на пьедестале стоят очень непохожие музыканты. Кому-то нравится, когда играют очень культурно, бисерно, кому-то - когда как гром и молния, что тоже в наших традициях. Говорят, такая манера  была свойственна Ференцу Листу. Я не слышал, как играл Артур Рубинштейн, но подозреваю, что он играл не только пиано и пианиссимо. Очень важно заметить ярких, с потрясающим чувством сцены, зажигатальных и способных повести за собой зал музыкантов,

Готов принять на себя большую часть ответственности за то, что не получится на нынешнем конкурсе. А успех должен принадлежать победителям. Мы создали им все мыслимые и даже немыслимые условия после конкурса выступить в 10 – 20 мировых столицах. Миссией любого крупного конкурса вовсе не является передача исполнителей менеджерам и агентам для раскрутки. Сам конкурс своим именем, авторитетом дает эту огромную индульгенцию. Если бы мне после Конкурса Караяна в Западном Берлине сказали, что я буду играть в Карнеги-Холл, Зальцбурге, Токио, Париже, Лос-Анджелесе, я бы этого, может, и не выдержал. А сейчас с моим участием и чуть ли не под моим патронажем мы готовим такую судьбу молодым. Поэтому я настроен весьма настороженно.

Перед организаторами нынешнего конкурса вставал все четче и громче вопрос: какова сегодня репутация Конкурса Чайковского во всем мире, можно ли сравнивать его с тем, что было, скажем, двадцать лет назад. Я бы затруднился положительно ответить на этот вопрос. И мы должны сконцентрироваться, чтобы провести конкурс очень серьезно и помочь действительно талантливым людям проявить себя, заметить настоящих музыкантов и создать им возможность и после конкурса, продолжать опекать их и даже ограждать от чрезмерных нагрузок, чтобы не нанести непоправимого вреда 18 – 20-летним юношам и девушкам. Постараюсь внести некую мудрость в процесс.

Конкурс – это всегда соревнование, страсть, накал эмоций и чувств. Когда возникают очень конфликтные ситуации, всегда кто-то «за», а кто-то «против». Но будем надеяться, что работающие на конкурсе профессионалы – члены жюри будут на высоте положения и окажутся достойными легендарой истории конкурса, которому уже более 50 лет. Надеюсь, что на концертах будем слушать действительно одаренных музыкантов, которых мы открываем миру».



<< Июнь 2011 >> Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс     1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30      

Самарские известия


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru