Тольятти Новости

"Он может казаться литографией старинной…" В музее ИЗО открыли выставку для интеллектуалов

Российская география тоже весьма внушительна - Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Тюмень, Тобольск, Пенза, Тольятти, Ярославль. Искусство национальных республик представлено художниками Кабардино-Балкарии, Осетии, Чувашии и Башкортостана. Сотрудники музея ИЗО провели колоссальную работу

Конечно, когда в экспозиции представлено такое количество участников, можно предположить, что брали " с миру по нитке" в ущерб качеству. Отнюдь нет - на казанской выставке этого не произошло. Во всей огромной экспозиции найдется, пожалуй, не более десятка работ, выпадающих из общего качественного контекста, но это, конечно, не фатально. В большинстве случаев работы, присланные художниками в Казань на бьеннале, глубоки, образны и любопытны неожиданной образной системой. Отбор участников был демократичным - в первой казанской бьеннале участвуют художники разных поколений: маститые мастера графики и вчерашние студенты, почтенные академики, педагоги ведущих художественных вузов страны, свободные художники. Более 100 экспонируемых листов демонстрируют разнообразие гравировальных техник - от традиционных: резцовая гравюра, офорт, акватинта, сухая игла, меццо-тинто, ксилография, линогравюра, литография - до их современных модификаций, использующих новые материалы и способы обработки доски. Для начинающих графиков казанская бьеннале еще и отличный мастер-класс.

Пожалуй, впервые за многие годы в Выставочном зале можно видеть такую качественную и стильную экспозицию. Графика - не самый популярный вид изобразительного искусства, она требует кропотливости и вдумчивости зрителя. Гравюра - один из самых интеллектуальных, сложных и загадочных видов искусства. Появившаяся в Европе на рубеже XIV-XV веков как средство тиражирования изображений, гравюра благодаря своеобразному и утонченному художественному языку быстро превратилась в один из самых элитарных видов искусства, притягивающих к себе внимание великих художников и многочисленных поклонников. В этом смысле можно говорить о некой изысканности графических работ, что, несомненно, заметно в экспозиции.

Когда-то наш город был славен своей графической школой, да и сейчас любители изобразительного искусства вспоминают работы рано ушедшей из жизни Юлии Вургафт и с удовольствием бывают на вернисажах гордости нынешней плеяды графиков Надира Альмеева. Но гравюра требует колоссального труда, а арт-рынок - быстрых результатов. Поэтому графикой сейчас занимаются очень немногие. В этом смысле бьеннале в Казани - возможность вернуть былую славу графической школе. Предпосылки для этого есть. Это и философское творчество уже названного Надира Альмеева, и, например, работы Александра Артамонова, который одновременно стал и автором этой стильной экспозиции и инсталляции, и представил на бьеннале серию любопытнейших работ, выполненных в смешанной технике, их отличает небанальность и некая "зашифрованность", которую любопытно разгадывать.

Приходить на бьеннале в выставочный зал надо, имея в запасе минимум пару часов - раньше вы не уложитесь. И медленно, неспешно разглядывать ночной Иерусалим, улицы Питера, силуэты деревьев, утопать в тенях и полутонах гравюр. А потом перевести взор за окна зала и воспринять наш город, улицы которого в эти пасмурные дни тоже прочерчивает график-дождь, литографией. И вспомнить, как Анна Ахматова писала о том, что город "умеет казаться литографией старинной…". И почувствовать в этом особую прелесть.

Время и деньги


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru