Тольятти Новости

Вадим Маликов: «Должны ходить не люди, а документы»

Еще один пример – молодые семьи в Тольятти. Мы форсировали этот вопрос, получив список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставив информацию в мэрию Тольятти. В программе приняло участие около 2,5 тыс. семей. Представьте себе, от каких очередей и какого количества бумаг мы

Активность перетекла в города
 - Прошло уже больше года, как было сформировано региональное Управление Росреестра. Что за это время изменилось внутри ведомства, и что еще предстоит сделать?
 - Реорганизация ведомства произошла 12 мая 2010 года, и с этого момента мы работаем в рамках объединенной структуры. В рамках реорганизации Федеральной государственной службы вместе со всей Россией наш штат должен сократиться. На данный момент закончен первый этап - сокращены 68 человек. До 2015 года штатное расписание должно сократиться еще на 20-25%. Вместе с тем, этот процесс компенсируется перераспределением потоков заявлений граждан, появляются новые информационные технологии, внедряются электронные сервисы. Таким образом, мы надеемся, что качество оказываемых нами услуг не пострадает.
 - Кстати, о качестве услуг. Как проходит процесс оптимизации предоставления государственных услуг гражданам? Сегодня уже видны первые результаты этой работы?
 - Из таких возможностей можно назвать одновременную сдачу документов на постановку на кадастровый учет и на государственную регистрацию. Это упрощает жизнь гражданам. Буквально на днях стали известны сроки, когда мы начнем принимать заявления не только в наших офисах, но в отделах Земельной кадастровой палаты по Самарской области. С 1 сентября начнется процесс наделения полномочиями по приему и выдаче документов земельной кадастровой палаты. Сеть наших приемных существенно расширится.
 - Как сказываются эти мероприятия на активности заявителей?
 - Активность граждан, которые обращающихся в наше управление, не снизилась. Тенденция такова, что волна, касающаяся, к примеру, вопросов по дачной амнистии, несколько лет подряд составлявшая основную массу обращений граждан, спала. За пять лет люди смогли оформить большую часть объектов недвижимости, подпадавших под действие этого закона. Сегодня объем регистрации собственности в рамках дачной амнистии сократился на 80%. И если раньше самыми горячими точками у нас были Волжский, Кинельский, Ставропольский и Красноярский районы, из-за чего в 2006-2007 годах мы были вынуждены увеличивать штатную численность этих отделов, перебрасывая туда наших работников, то сегодня тенденция такова, что все перетекло в города - Тольятти и особенно в Самару. Рост обращений заявителей по областной столице, к примеру, в этом году составил примерно 19% - при пятипроцентном росте по области в целом. Поэтому говорить о снижении активности не приходится.
 
 Ипотечный рынок оживает
 - Как долго будет длиться дачная амнистия?
 - По закону о дачной амнистии ограничительный принцип заложен только по одному виду объектов недвижимости, а именно индивидуальным жилым домам. По упрощенной схеме их можно оформить до 1 марта 2015 года, подав кадастровый паспорт объекта и документы на земельный участок. Все остальные упрощения, которые дал нам закон о дачной амнистии, а именно оформление в собственность земельных участков под садоводство, под гаражное строительство, никоим образом не ограничены сроком.
 - Обращаются ли к вам граждане и застройщики за оформлением долевого строительства?
 - В Самаре на 87% по сравнению с прошлым годом увеличилось количество зарегистрированных договоров долевого участия в строительстве. Эта цифра говорит о том, что у застройщиков наконец-то появилось понимание того, что без законного оформления прав на участие в долевом строительстве нет смысла привлекать инвестиции. Увеличились и количество обращений граждан с требованием зарегистрировать права на квартиры во вновь построенных домах.
 Почти на 24% увеличилось количество зарегистрированных прав дольщиков. Конечно, те проблемы, которые существуют сегодня в крупных городах региона, держатся на контроле в рамках комиссий по обманутым дольщикам. Мы в обязательном порядке принимаем в них участие и всячески стараемся, чтобы проблемные объекты были должным образом оформлены, а люди смогли бы приобрести в них квартиры. Но если такое невозможно, то мы регистрируем их право собственности на основе судебных решений.
 - Как обстоят дела с ипотекой?
 - Объем ипотечных сделок в наступившем году тоже вырос: даже если сравнивать с докризисным 2008 годом. По сравнению с 2010 годом рост составил 48%. Ипотека оживает, и если раньше основная структура ипотечных сделок складывалась из дополнительных соглашений, в которых изменялись условия существующих договоров, то сегодня чаще заключаются сделки, основанные на новых договорах купли-продажи.
 
 «Отсутствие градостроительных правил не добавляет стабильности»
 - Сегодня весьма непростая ситуация сложилась вокруг отмены Правил застройки и землепользования, принятых в 2010 году в Самаре. Какую позицию в данном вопросе занимает Росреестр?
 - Изменение правил застройки, скорее, влияет на работу муниципалитета, который позволяет или не позволяет строить на той или иной территории. Мы же работаем с документами, на которые городом дается экспертная оценка. И в ней говорится о наличии или отсутствии определенного права. Сейчас, когда правила от 2010 года отменены, эта информация будет предоставляться в соответствии с правилами, которые были приняты в 2001 года, а также в соответствии с генеральным планом города. И мы будем ими руководствоваться. Однако если объект вводится муниципалитетом в эксплуатацию и об этом есть акт, то резюмируется, что город проверил соответствие той зоны, где это здание располагается, и что на этой территории можно строить.
 Конечно, тот факт, что теперь в городе отсутствуют внятные градостроительные правила, не добавляет стабильности, отрицательно влияет на его экономику. Если отменили прежние правила, необходимо заняться составлением новых, таких, которым мы будем верить окончательно. И тогда, надеюсь, у нас появится новый согласованный информационный ресурс – четкая электронная карта, наложенная на государственный кадастр недвижимости. И в этом случае вместо того, чтобы отправлять десятки запросов, мы будем делать выводы, исходя из официального документа.
 - Какие отношения сегодня выстроены между вашим управлением и администрацией Самары?
 - Стабильности становится больше. Во всяком случае, наступает понимание ситуации, что мы вынуждены быть ближе друг к другу, а ненужной переписки должно быть как можно меньше. Тем более что с 1 июля вступает в силу ФЗ №210, запрещающий в случае обращения заявителя требовать с него какие-либо справки. Это необходимо делать в рамках внутреннего электронного межведомственного документооборота. И поэтому здесь мы просто обречены на конструктивное сотрудничество.
 
 Переход в «цифру»
 - Вы заговорили об электронном межведомственном взаимодействии и переходе на электронный формат оказания государственных услуг. Он внедряется сегодня во всех ведомствах. Есть ли у вашего управления какая-то специфика в этой части работы?
 - На территории России действует единый электронный портал услуг - www.portal.rosreestr.ru. У его посетителей сегодня есть возможность воспользоваться интерактивной кадастровой картой. Этот сервис дает возможность получать первичную информацию о всех земельных участках, находящихся на территории РФ. Также заявитель имеет возможность заказать выписку из ЕГРП в электронной форме. Этот сервис платный, и чтобы воспользоваться им, необходимо воспользоваться системой электронных платежей посредством платежных терминалов.
 Еще один сервис, который с июня 2011 года доступен во всех офисах Управления Росреестра по Самарской области, - предварительная подготовка документов для заявления о регистрации прав на недвижимое имущество.
 Ну и, наконец, с недавних пор появилась возможность запланировать свой визит в Управление и без очереди, в удобное для заявителя время, сдать документы специалисту. Также в тестовом варианте сегодня можно в режиме on-line записаться на сдачу документов в Безымянское отделение приема-выдачи документов. Для этого достаточно зайти в соответствующий раздел на сайте Управления Росреестра по Самарской области.
 - Будет ли достаточно этого электронного документа, чтобы удовлетворить требования банков или других структур, которым он потребуется?
 - Мы сегодня находимся еще в начале пути, и определенные проблемы с этим пока возникают. Не зря руководитель Росреестра Сергей Васильев обратился к ста ведущим банкам страны с предложением принимать электронные документы, заверенные электронной цифровой подписью регистратора. Конечно, здесь требуется определенная разъяснительная работа. Но я уверен, что в ближайшее время эти сложности нами будут преодолены. Впрочем, заявитель всегда может выбрать для себя вариант, когда в ответ на его электронное обращение будет подготовлен бумажный ответ с официальной синей печатью.
 - Неужели вскоре человек сможет оформить документы на недвижимость или, к примеру, купить квартиру, не выходя из дома?
 - Безусловно, электронные возможности сегодня применяются достаточно успешно, но собственно государственная регистрация прав в электронном варианте недоступна. Этот вопрос еще обсуждается, он сложен, так как связан с защищенностью каналов связи, с проблемами идентификации личности покупателя и продавца, например. Пока электронные услуги не заменят живого контакта регистратора с гражданином, иначе это может привести к катастрофическим последствиям.
 Вместе с тем, в ряде случаев электронное взаимодействие просто необходимо. К примеру, при предоставлении квартир ветеранам Великой Отечественной войны. Можно было бы потребовать от них справки об отсутствии в собственности жилой площади, чтобы поставить их на очередь и предоставить им жилые помещений. Мы же сделали эту работу в рамках межведомственного взаимодействия, получили список, отработали его и передали эту информацию. Еще один пример – молодые семьи в Тольятти. Мы форсировали этот вопрос, получив список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставив информацию в мэрию Тольятти. В программе приняло участие около 2,5 тыс. семей. Представьте себе, от каких очередей и какого количества бумаг мы избавились и сколько времени сэкономили людям. В этом и есть смысл реформы, и к этому мы призываем – чтобы ходили не люди, а документы.
 
 МАЛИКОВ Вадим Владиславович.
 Родился 10 марта 1972 года в Куйбышеве. Окончил Самарский государственный университет по специальности «Юриспруденция». Трудовую деятельность начал юрисконсультом. В 1998 году назначен на должность заместителя директора Государственного учреждения «Самарская областная регистрационная палата». В системе регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним работает на протяжении 13 лет. Награжден Почетной грамотой Федеральной регистрационной службы, нагрудным знаком «За безупречный труд», медалю «В память 200-летия Минюста России», Почетной грамотой Минюста России.

 

Волжская Коммуна


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru