Тольятти Новости

СИЗО станет тюрьмой

Как только будет пущен в эксплуатацию вновь построенный в Тольятти СИЗО, туда передадут все функции и всех арестантов из ИЗ-63/2. «Сегодня 95% лиц, находящихся в этих стенах, еще не лишены судом некоторых гражданских прав, - сообщает о планах на будущее заместитель начальника учреждения майор

Тюрьма на месте острога

 Кирпичные стены трехэтажного здания пересыльной тюрьмы в центре Сызрани возводились еще при царском режиме. Ее построили вместо обветшалого острога, где до отмены крепостного права в 1861 году содержали беглых крестьян. В 1898 году решением местных властей под центральную тюрьму выделили 2 десятины земли. Уже тогда город был железнодорожным узлом на пути с юга в центр страны, из Москвы на восток и Среднюю Азию. Осужденных убийц и воров из европейской части империи собирали в арестном доме и везли на каторгу в Сибирь.
 При советской власти воров не стало меньше, но еще появились и враги народа. Некоторое время в сызранских застенках содержался сын советского командарма Ионы Якира, которого 10 мая 1937 года перевели на должность командующего Ленинградским военным округом, а 18 мая расстреляли, обвинив в заговоре и шпионаже. 15-летний юноша как член семьи врага народа был отправлен в астраханскую ссылку и шел по этапу через всю страны наравне со взрослыми.
 «К сожалению, архивы тюрьмы не сохранились, но можно предположить, что в этих стенах побывало немало известных людей той эпохи,- говорит майор внутренней службы Андрей Киляков. - А во время войны сотрудники тогда уже изолятора собрали деньги на боевой самолет и в нашем музее сохранилась телеграмма от Сталина, который благодарил их за этот скромный вклад в победу».
 Во времена развитого социализма изолятор расстроили, появился новый камерный корпус. Ходят слухи, что тут приводили в исполнение расстрельные приговоры, но нынешняя администрация изолятора это отрицает. Впрочем, приговоренные к высшей мере здесь сидели: куйбышевский некрофил Серебряков и тольяттинский педофил Рыльков не один месяц ожидали здесь казни. А последний дождался помилования.
 Светлое настоящее
 Сегодня в изоляторе идет своя размеренная жизнь, по расписанию приходят и уходят конвои, везущие арестантов к следователю или в суд. Или на железнодорожную станцию для отправки в места не столь отдаленные.
 Каждый день наполнен бытовыми хлопотами. Как и прежде, учреждение ведет свое нехитрое хозяйство: в прачечной, котельной и пекарне работает взвод хозобслуги из осужденных за нетяжкие преступления и стремящихся добросовестным трудом сократить срок своей неволи.
 В отличие от самарского СИЗО, в сызранском изоляторе содержатся и мужчины, и женщины, и несовершеннолетние. Их везут из 18 городов и районов нашей и Ульяновской области. Рассчитанный на 982 арестанта изолятор заполняется в среднем на 80 %.
 «В последние годы нет такой переполненности камер, как лет 10-15 назад, - рассказал «ВК» заместитель начальника изолятора подполковник внутренней службы Юрий Никулин.- Помещения, рассчитанные на 2-4 человека, заселяются по норме, арестованные спят каждый на своей кровати». Действительно, усилиями правозащитников в наших изоляторах появились белые унитазы вместо параш и краны с водой в каждой камере. А еще во всех камерах работает радио и круглосуточно горит свет.
 Покой им только снится
 Свое будущее сызранские юбиляры видят не то чтобы радужным, но обновленным. Учреждение ИЗ-63/2 попало в число тех, кто будет участвовать в очередном эксперименте-предвестнике грядущей реформы всей российской системы исполнения наказания. Из сызранского следственного изолятора московское руководство хочет сделать тюрьму. Сейчас готовятся проекты, расчеты и обоснования. Как только будет пущен в эксплуатацию вновь построенный в Тольятти СИЗО, туда передадут все функции и всех арестантов из ИЗ-63/2.
 «Сегодня 95% лиц, находящихся в этих стенах, еще не лишены судом некоторых гражданских прав, - сообщает о планах на будущее заместитель начальника учреждения майор внутренней службы Вячеслав Загуменнов. - А когда изолятор станет тюрьмой, здесь будет совсем другой контингент, и, соответственно, задачи, выполняемые администрацией учреждения, изменяться».
 О жизни тюремной
 Служба в уголовно-исполнительной системе у россиян не считается престижной. Во-первых, заработная плата в УИС существенно меньше среднего дохода населения в крупных городах и промышленно развитых регионах страны. Несоответствие денежного довольствия сложности и характеру работы является основным мотивом увольнения работников ФСИН и, соответственно, снижения требовательности к вновь принимаемым на работу. В то же время в последнее время психологическая нагрузка на работников системы значительно возросла, участились связанные со службой случаи угроз в их адрес и даже нападений.
 У сотрудников УИС существует грустная шутка, мол, осужденные отбывают срок и уходят на свободу, а мы остаемся в этих же стенах. В областной системе исполнения наказания все эти неприятные моменты в какой-то степени смягчаются путем сохранения многолетних традиций взаимовыручки и взаимопомощи. «Ни в одной областной госструктуре нет такого тесного общения сотрудников вне служебного времени, мы и на отдых выезжаем семьями, и в различных конкурсах массово участвуем», - с гордостью говорит подполковник Никулин.
 Переход количества в качество
 Обосновывая необходимость реформ, разработчики приводят такие грустные, вернее, даже пугающие факты: за несколько лет число осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления выросло вдвое и достигло к 2010 году 80 % численности заключенных. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина отбывает наказание уже не первый раз. Все это, по мнению руководства УИС, привело к увеличению в колониях удельного веса социально деградировавших лиц. К тому же, более половины этих граждан серьезно больны: 72,5 тысяч страдают психическими расстройствами, 40,8 тысяч - туберкулезом в активной форме, 56 тысяч — ВИЧ-инфицированы. И это не считая наркоманов и алкоголиков, коих насчитывается около 100 тысяч. Кормить, лечить и охранять почти миллион таких нахлебников без веры в их исправление государству стало невыносимо. И сегодня уже  разработана концепция развития системы до 2020 года.
 В планах разработчиков, во-первых, отменить коллективное содержание осужденных, которое вызывает в людях стресс из-за необходимости постоянно лавировать между требованиями администрации и коллег по камере. По всей стране прекратят свое существование колонии различных режимов. Вместо них опасных преступников будут содержать в тюрьмах общего, усиленного и особого режима. В процессе перевоспитания осужденный в качестве «пряника» будет получать смягчение режима, вместо «кнута» - ужесточение.
 Большое значение в планах развития отводится обеспечению осужденных работой. В регионах с благоприятным климатом - колонии-поселения обычного и усиленного наблюдения намечено размещать в сельской местности для обеспечения спецконтингента работой, связанной с производством продовольствия. А в тюрьмах планируется создавать небольшие мастерские для индивидуальной занятости сидельцев.
 Как переплавить души
 Несколько фантастично звучит тезис о психолого-педагогической работе с осужденными в качестве основного средства их исправления. «Это прекрасная идея, особенно в отношении детей и подростков, - считает врач-психотерапевт Андрей Березовский. - Сегодня существуют методики, которые при правильной организации позволяют и при массовом применении достигать весомых результатов. Конечно, это требует высокого профессионализма психологов и, соответственно, высокой оплаты их труда. Я думаю, что никакого бюджета ФСИН на это не хватит. Но если общество поймет, что такое вложение средств окупится путем значительного снижения ущерба от преступности, то деньги найдутся».

Волжская Коммуна


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru