Тольятти Новости

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий: «Нужно учить людей их традиции, их родной религии, их культуре»

Вот в и этом году, когда епархия и губерния отмечают свое 160-летие, мы намерены с 1 по 5 июня провести в Тольятти и Самаре представительный Межрегиональный церковно-государственный форум «Русский мир и духовное развитие народов Поволжья», на который приглашены видные представители научного

- В советском прошлом официальной государственной идеологией являлся атеизм, Православная церковь была гонима. Что привело вас в Церковь в то время, чем был вызван ваш религиозный выбор?
 - Родился я в деревне Ханино Рязанской области, в есенинских краях. Был девятым, младшим ребенком в крестьянской семье. Читать учился по букварю и по церковным книгам – родители были глубоко верующими. Это особый случай, промысел Божий. Для невоцерковленного человека есть не всегда понятные категории. Господь призвал меня через молитвы моих родителей, бабушек, дедушек. Все они были очень набожные, жили своим укладом, много и тяжело работали.
 Ближайший храм был в двенадцати километрах от нашей деревни. Вместе с отцом я шел в храм сквозь лес, весной – через разлив. Там служил прекрасный батюшка, ныне покойный архимандрит Серафим (Урбановский). Ему я впервые в жизни исповедался. Он стал моим первым духовным наставником. После окончания строительного техникума я был рекомендован отцом архимандритом только что назначенному на Рязанскую кафедру епископу Симону. Владыка определил меня иподиаконом, год я прислуживал в Борисоглебском соборе. Затем поступил в Духовную семинарию. Там, в Троице-Сергиевой лавре, я в 1981 году был рукоположен во диакона. В следующем году был рукоположен во пресвитера и год состоял профессорским стипендиатом на кафедре «Основное богословие». Закончив Духовную академию, защитил диссертацию на тему «Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества» и получил степень кандидата богословия.
 23 декабря 1984 года в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия состоялся мой монашеский постриг. Совершил его наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Алексий – будущий митрополит Алма-Атинский и Семипалатинский. При монашеском постриге я удостоился имени святого покровителя Лавры, игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского.
 На следующий день я был возведен в сан архимандрита. 4 мая 1989 года в Белом зале Московской Патриархии состоялся чин наречения меня во епископа. 5 мая 1989 года, на пятый день Пасхальной седмицы, на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в кафедральном соборе Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону состоялась моя хиротония во епископа Азовского. В ней участвовали четырнадцать архиереев. Возглавил хиротонию митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины).
 После рукоположения во епископа был назначен викарием Ростовской епархии. На Самарскую кафедру меня назначили в 1993 году. Конечно, было тяжело расставаться с местами, к которым уже привык, где я начал свое пастырское, а затем и архипастырское служение. Там на Ростовской земле я постоянно находился под внимательным и чутким руководством владыки Владимира, который был всеми любим. Мой духовный наставник известен всему Православному миру не только своими яркими проповедями, но и активной общественной деятельностью. Я многому научился у Владыки. Прежде всего, умению выстраивать отношения с людьми, дипломатичности, что потом очень пригодилось в моем новом служении.
 - Для большинства мирян жизнь архиепископа - загадка. Не расскажите, как строится ваш рабочий день?
 - В основном - это Богослужения, разъезды по дальним приходам, встречи в епархиальном управлении, много людей со своими проблемами приходят ко мне на прием. Много времени отнимают вопросы строительства, реконструкции храмов и монастырей.
 - У вас есть хобби? Как вы отдыхаете?
 - Люблю Волгу, рыбалку, уху на берегу. Стал за эти годы настоящим волгарем.
 - В Самаре вы живете почти 20 лет? Чувствуете себя самарцем? Как за эти два десятилетия изменилось положение Церкви в российском обществе, какие события были знаковыми для вверенной вам епархии?
 - Частично я уже ответил на этот вопрос. Да, эта земля стала для меня родной. А тогда, в далеком уже 1993 году, я поставил перед собой главную задачу восстановить порушенную систему духовного образования, подготовки пастырей и церковнослужителей. Поэтому большое внимание сразу было уделено организации работы Духовного училища. В те годы страна вступила в период перестройки. Руководство государства перестало пугаться слов: «вера», «Православие», ушла в небытие враждебность к Церкви и к священнослужителям. Училище через два года стало семинарией, и я взял бразды правления Духовной школой на себя. Слава Богу, за эти годы во многом мы преуспели.
 Мы создали вместе с Самарским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования действенную систему формирования преподавателей «Основ православной культуры». За эти годы выпущено несколько сотен специалистов, которые теперь могут квалифицированно преподавать этот предмет.
 В настоящее время осуществляется следующий этап духовного просвещения: создание теологических кафедр в вузах области. Сегодня они реально действуют в семи ведущих вузах губернии. Это уже немало.
 Еще одно нововведение, которое мы начали воплощать в жизнь Самарской губернии, - создание епархиальных духовно-образовательных центров. Они показали себя еще эффективнее, чем традиционные воскресные школы.
 - В последнее время в обществе остро встал вопрос о межконфессиональных отношениях не только в нашей стране, но и в мире. Религия зачастую становится последним аргументом в спорах, весьма далеких от вопросов веры. Но в Самарской области традиционно мирно уживаются представители многих национальностей и вероисповеданий. Как вы думаете, чем это обусловлено? И какие усилия необходимы для того, чтобы эта добрая традиция сохранилась?
 - Нужно учить людей их традиции, их родной религии, их отечественной культуре - и не будет никаких конфликтов.
 - В нашем регионе представлены почти все традиционные мировые религии. Встречаетесь ли вы с представителями других конфессий? Насколько важен межконфессинальный диалог в современном мире, на каких основаниях он может вестись?
 - Нам представляется, что достижение подлинного межнационального и межрелигиозного мира в современной России возможно только при условии религиозно-нравственного воспитания граждан. И начинать это воспитание нужно уже со школьных лет. Уроки «толерантности», на которые в последнее время обращены надежды некоторых педагогов светской школы, едва ли могут принести реальную пользу. Формальная политкорректность — это далеко не то же самое, что различение греха и добродетели. И если межнациональная вражда, презрительное и злобное отношение к носителям иных религиозных взглядов — это грех, то именно просвещенная религиозность — а не политкорректность — позволяет людям мирно жить друг с другом в одном обществе.
 - Большинство российских верующих исповедуют Православие. В этой связи — насколько важен диалог между Церковью и светским государством? И каковы рамки этого диалога? Какие социальные проблемы Церковь может решать совместно с государством и общественными институтами?
 - Ежегодно у нас проходят крупные Церковно-общественные форумы по актуальнейшим вопросам. Вот в и этом году, когда епархия и губерния отмечают свое 160-летие, мы намерены с 1 по 5 июня провести в Тольятти и Самаре представительный Межрегиональный церковно-государственный форум «Русский мир и духовное развитие народов Поволжья», на который приглашены видные представители научного сообщества.
 Самарская епархия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве с рядом областных министерств, с крупнейшими муниципалитетами, с федеральными и региональными структурами.
 Духовенством не оставлены без внимания и вопросы культуры. В Церковно-историческом музее епархии, расположенном в семинарии, регулярно проходят представительные выставки и конференции. Совместно с правительством области епархия учредила мужской студенческий хор «София».
 - Как часто вы встречаетесь с губернатором, членами областного правительства? О чем идет речь в ходе встреч? Как выстраиваются взаимоотношения между епархией и областными властями?
 - Понимая значение и роль Православной церкви на современном этапе преобразования нашего общества, наряду с решением внутренних проблем епархии на протяжении всего года я неоднократно имею взаимополезные встречи с губернатором, министрами правительства, главами городов, районов, с руководителями предприятий, общественных и иных организаций. Речь на этих встречах идет как о глобальных вопросах соработничества духовной и светской власти на благо наших граждан, так и о тактических, хозяйственных делах.
 Порой речь на этих встречах заходит и о неожиданных, но весьма приятных для меня лично вещах: недавно губернатор Самарской области удостоил меня высокой награды звания «Почетный гражданин Самарской области». Это – высокая награда, которую я воспринимаю как призыв работать еще интенсивнее на благо людей.

 

Волжская Коммуна


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru