Тольятти Новости

Маэстро Валерия Гергиева везде встречали овациями

В 2007 году Пасхальный фестиваль принимали Самара и Тольятти. Приятно отметить, что в числе участников нынешнего фестиваля был камерный хор «Гармония» Тольяттинской филармонии. Не все знают, что основная - «ударная» команда фестиваля: сам маэстро Гергиев, оркестр Мариинского театра и солисты в

Маэстро Валерия Гергиева везде встречали овациями

Валерий ИВАНОВ

№ 84 (6032) от 17.05.11

По просторам России, СНГ и Балтии вихрем пронесся беспримерный музыкальный марафон. Десятый московский Пасхальный фестиваль подарил редкостные впечатления корреспонденту «СИ».

 

Московский пасхальный фестиваль, основанный в 2002 году выдающимся дирижером и деятелем культуры современности маэстро Валерием Гергиевым, в нынешнем году был юбилейным, десятым по счету.

 

Контекст

Давно перешагнув столичные границы, фестиваль обрел международный статус. На сей раз своим крылом он захватил не только Москву и десятки городов России, но и Киев, Минск, Вильнюс и Астану. Поражает масштаб юбилейного фестиваля: за 16 дней было дано более ста концертов симфонической, хоровой и камерной музыки с участием более тысячи исполнителей и десятков музыкальных коллективов из России, Украины, Беларуси, Абхазии, Сербии, Греции, Венгрии и Литвы. Была представлена также обширная звонильная программа.

В 2007 году Пасхальный фестиваль принимали Самара и Тольятти. Приятно отметить, что в числе участников нынешнего фестиваля был камерный хор «Гармония» Тольяттинской филармонии.

Не все знают, что основная - «ударная» команда фестиваля: сам маэстро Гергиев, оркестр Мариинского театра и солисты в течение двух недель в буквальном смысле слова жили на колесах. В специальном чартерном поезде они следовали по тщательно выверенному фестивальному маршруту,  ежедневно выступая с концертами в одном, а то и в двух разных городах. При этом исполняемые программы нигде не дублировали одна другую. Можно понять маэстро Гергиева, признавшегося на одной из пресс-конференций: «Считаю, что Пасхальный фестиваль – не только удовольствие, но и большое испытание. Это тот предел нагрузки, достигнув который в дальнейшем можно позволить вести себя чуть-чуть спокойнее».

Автору этих строк была предоставлена счастливая возможность присоединиться на несколько дней к редкостному музыкальному марафону, ощутить его нерв и энергетику творческого пульса, но главное - окунуться в море незабываемых впечатлений и от самих концертных программ, и от той ауры слушательских эмоций, которые буквально захлестывали всех, кто приходил на фестивальные концерты. Отрезок фестивального  маршрута включал Москву, Липецк, Воронеж и Киев. Переезд в Вильнюс оказался закрытым ввиду отсутствия Шенгенской визы.

 

Москва - Воронеж

Фестивальный благотворительный концерт, который состоялся 4 мая в столичном Зале имени П.Чайковского, был особо значимым: он прошел в поддержку пострадавших от землетрясения и цунами в Японии.

Программу открыла прозвучавшая в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева  «Траурная музыка» - мало знакомое слушателям сочинение проживающего ныне в США нашего соотечественника композитора Ф.Кругликова. Выпускник Ленинградской консерватории, он стажировался у Л.Бернстайна, был ассистентом Зубина Меты в Нью-Йоркской филармонии. Отличающееся  проникновенной мелодичностью десятиминутное сочинение погружает слушателей в ауру печальных, драматических переживаний.

Главным событием вечера стало исполнение «Реквиема» Дж.Верди. В нем приняли участие симфонический оркестр и хор Мариинского театра под  управлением  Валерия Гергиева и солисты Виктория Ястребова (сопрано), Сергей Семишкур (тенор), а также мировые знаменитости: хорошо знакомая самарцам по участию в фестивале «Мстиславу Ростроповичу» несравненная Ольга Бородина (меццо-сопрано) и получивший в нашем городе золотую медаль Конкурса имени Глинки бас Ильдар Абдразаков.

 Это было выдающееся исполнение вердиевского «Реквиема», буквально потрясшее масштабом и трагической мощью звучания. Лично для меня оно явилось самым совершенным после исполнения этого сочинения в 1974 в Большом зале Московской консерватории году хором и оркестром миланского театра Ла Скала под управлением Риккардо Мутти, на котором посчастливилось присутствовать. Все вырученные от пасхального концерта средства, а это более 100 тысяч долларов, были немедленно перечислены в фонд «Красного креста» Японии.

Уже днем 5 мая пасхальный железнодорожный кортеж прибыл в Липецк. В помещении академического театра драмы выступил Страдивари-ансамбль Мариинского театра. Под управлением маэстро Гергиева прозвучала изысканная программа: сюита Э.Грига «Из времен Хольберга» и знаменитая Серенада для струнного оркестра П.Чайковского.

Вечером этого же дня фестивальный концерт прошел в Воронеже, в помещении театра оперы и балета. Оркестр под управлением маэстро исполнил Первую симфонию Д.Шостаковича, которая принесла ее 19-летнему автору всеобщее признание: ею сразу заинтересовались крупнейшие европейские дирижеры. Прозвучала также редко исполняемая Третья симфония П.Чайковского, созданная композитором непосредственно перед началом его работы над балетом «Лебединое озеро».

 

Киев

Одной из подлинных кульминаций фестиваля стал концерт в Киеве, в помещении Национальной оперы. Ему предшествовала стрессовая ситуация: из-за чрезмерной бдительности российских пограничников пасхальный поезд задержали на границе более чем на три часа, и музыканты едва успели переодеться к началу выступления.

Программу открыла Пятнадцатая симфония Шостаковича, сочинение исключительно оригинальное и во многом автобиографичное. В нем мимолетно цитируются сочинения самого Шостаковича и других известных композиторов. Несмотря на то, что автор признался, что хотел написать «веселенькую симфонию», в ней немало драматических, по-настоящему трагических страниц.

Звучание оркестра отличали прозрачная чистота и изумительная кантилена. Безупречны инструментальные соло. Захватывало дух от эмоциональных, насыщенных всплесков струнных. Контрастом легких, гротескных акцентов первой части явилась строгая сосредоточенность финала, в котором как бы слышится замирающее биение человеческого сердца. Последние звуки симфонии буквально истаяли в пространстве. Повисла бесконечная пауза, после которой зал разразился овацией.

У маэстро абсолютная сосредоточенность на сотворении музыки. Он - как маг-чародей, колдующий над оркестром. «Интонация» его жестов, их энергетика и образность определяют характер звучания. Музыканты чутко реагируют на малейший его посыл, «вибрато» кистей рук, поворот головы.

Во втором отделении прозвучал шедевр П.Чайковского - Пятая симфония, представшая в интерпретации маэстро Гергиева масштабным музыкальным повествованием о человеческой судьбе, о борьбе и преодолении, о фатальной неизбежности рока.

Своими впечатлениями о концерте я попросил поделиться видных украинских деятелей культуры, в творческой биографии которых есть яркие самарские страницы.

Мирослав Скорик, художественный руководитель Национальной оперы Украины, композитор: «Пятнадцатая симфония Шостаковича была исполнена маэстро Гергиевым изумительно. Это очень сложное сочинение, требующее филигранных нюансов. Все было безукоризненно выверено, замечательные соло струнных и ударных инструментов. Можно только мечтать, что такой коллектив, как оркестр Мариинского театра, исполнит твои сочинения. Что касается Самары, у меня были с ней интересные творческие связи. Дмитрий Кабалевский приглашал меня в жюри Поволжского конкурса молодых пианистов. Три раза конкурсанты исполняли мой концерт как обязательное произведение. Дирижировал Геннадий Проваторов».

Иван Гамкало, народный артист Украины, дирижер Национальной оперы Украины, член Европейской академии музыкального театра. В Самарском оперном театре осуществил постановку оперы П.Чайковского «Чародейка»: «То, что в Пасхальном фестивале принимает участие такой имеющий мировую славу коллектив, как симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, говорит о высоком эстетическом и культурном уровне этого фестиваля. С таким мастерством музыкантам подвластен любой стиль. Феномен этого коллектива – в первую очередь, личность руководителя, который является великим музыкантом, великим организатором, менеджером. Удивительно, с какой отдачей играют молодые девушки за последним пультом, по энергетике ничем не уступая тем, кто за первым пультом. Какие соло скрипки, виолончели, какая валторна в Пятой симфонии Чайковского, какой трубач и кларнетист – это подлинный класс. Выступление гергиевского оркестра в Киевской опере – большое событие. Я видел лицо маэстро, когда он, кланяясь, осматривал бурлящий зал, который стоя приветствовал его. Это праздник, который в Киеве бывает нечасто».

 

Даешь концертные залы!

Несмотря на сверхплотный график турне, в каждом городе Валерий Гергиев принимал участие в пресс-конференциях, на которых касался значимых для того или иного региона проблем, далеко не безразличных для культурного строительства в стране в целом, в том числе и для Самары. Об этом - в отдельном материале. Отметим лишь, что во всех без исключения выступлениях маэстро красной нитью проходила мысль о необходимости сооружения современных, обладающих достойной акустикой концертных залов. В.Гергиев: «Не исключено, что каждый разговор с губернатором - человеком, который занимается конкретными делами  и не бросает слов на ветер, даст результат и в городе появится новый концертный зал или небольшой музыкальный театр. Я считаю, что этим мы добиваемся двойного и даже тройного успеха, помогаем коллегам и почитателям искусства». Практически все первые руководители регионов давали обещание решить эту проблему, причем, в кратчайшие сроки. Так было и в сравнительно небольшом по численности жителей Липецке, и в его более солидном соседе Воронеже.

В качестве одного из положительных примеров в сфере культурного строительства маэстро назвал отреставрированный зал Самарского оперного театра. На пресс-конференции в Зале имени Чайковского, отвечая на вопрос корреспондента «СИ» об ощущениях, оставшихся у него после выступления в Самаре, Гергиев сказал: «Самарский оперный театр тщательно отреставрирован, выглядит очень красочно, буквально сверкает. Надеюсь, что он будет так же сверкать и своими творческими достижениями. Зал «звучит» очень достойно. Единственная проблема – недостаточная изоляция его от внешних шумов. Эта проблема стала очевидной, когда скрипачка Анне-Софи Муттер играла концерт Губайдулиной, требующий максимальной концентрации на очень необычной звучности. Если находившиеся за пределами зала люди нас не слышали, так как мы играли очень тихо, то мы, напротив, слышали, как они громко разговаривают и гремят посудой. Наверное, достаточно каких-то легких перегородок, и это обеспечит стопроцентную концентрацию внимания публики на том, что происходит на сцене. Появление современного зала – важное событие для такого регионального центра, как Самара. В этом городе мы проводим ежегодный, может быть, скромный по масштабу, но достаточно значимый по художественному уровню фестиваль-приношение Мстиславу Ростроповичу, который ценил Самару. Этот фестиваль несколько оттеснил Самару от Пасхального фестиваля: нам хотелось сосредоточиться на чем-то одном. Но думаю, что уже в будущем году удастся найти средства и на то, и на другое. Тем более, что зал театра начинает функционировать в полную силу».



<< Май 2011 >> Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс             1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31          

Самарские известия


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru