Тольятти Новости

Пьеро Саворетти: «ВАЗ навсегда в моей душе»

В жизни есть место и Его Величеству Случаю. Группа телевизионщиков из Швейцарии снимала в Тольятти фильм о реалиях России. Не могли они пройти мимо непростой истории нашего завода. Кассету с копией фильма прислали в пресс-центр АВТОВАЗа, оказавший им содействие в съемках.

Автор: Владимир Исаков
За 45 лет почти 900 000 работников трудились в структурах АВТОВАЗа. Количество тех, кто имел прямое отношение в России и за ее пределами к созданию уникального промышленного комплекса, его развитию, обеспечению нормальной работы, учесть невозможно.

Большая удача для журналиста – спустя многие годы устранить белые пятна в истории Волжского автозавода или, как его называют сегодня, – АВТОВАЗа.

В начале 2000 года, в беседе с первым техническим директором Волжского автозавода Евгением Башинджагяном, возглавившим еще в 1966 году делегацию вазовцев в Турине, прозвучало его неожиданное и интригующее суждение:

– По моему мнению, человеком, который много сделал для подготовки контракта с «ФИАТом» по строительству ВАЗа, был энергичный и талантливый итальянский предприниматель Пьеро Саворетти.

– Как сложилась его судьба и где он сейчас?

– Прошло много лет. К сожалению, больше ничего добавить не могу. Приближалась очередная годовщина сборки первого вазовского автомобиля. Подумалось, хорошо бы найти этого человека-легенду. Только где искать-то?

В жизни есть место и Его Величеству Случаю. Группа телевизионщиков из Швейцарии снимала в Тольятти фильм о реалиях России. Не могли они пройти мимо непростой истории нашего завода. Кассету с копией фильма прислали в пресс-центр АВТОВАЗа, оказавший им содействие в съемках.

Включили мы видеомагнитофон. Вдруг французская речь в фильме сменилась небольшим фрагментом на понятном со времен строительства завода итальянском. Немолодой уже человек говорил неожиданно теплые слова о том, как готовился и состоялся «контракт века» на проект ФИАТ – ВАЗ, как в небывалые сроки в степи под Тольятти свершилось чудо и что значит этот автозавод для его создателей. Титры, - глазам не верю, - на экране Пьеро Саворетти! Но дальше – опять неудача. Сборная команда авторов фильма, выполнив заказ швейцарского телевидения, разъехалась, не оставив ни адресов, ни номеров телефонов. А вдруг все-таки интервью с Саворетти записано в Швейцарии? Там есть целые кантоны, где основная масса жителей – итальянцы. К тому же в Швейцарии есть вазовская дочерняя фирма «Лада - Свисс». Попросим помочь. Через пару часов факс выдал лаконичную депешу: «Саворетти Пьеро проживает в Женеве. Адрес, номер телефона». И подпись: «С уважением - директор «Лада-Свисс» Владимир Седых».

Недаром говорится: если что втемяшится русскому мужику – колом не вышибешь!

В Тольятти уже поздний вечер, но в Женеве-то время европейское: на 3 часа меньше. Рискнем позвонить?

Женский голос в трубке ответил на итальянском:

«Да, это квартира Пьеро Саворетти. Вы откуда звоните? Из Тольятти?! Здорово! Как вы там живете? Мы с Пьеро так переживаем за завод.

Если вам удобнее, говорите по-русски. Меня зовут Нина. Я жена Пьеро».

И, обращаясь к мужу, но тоже по-русски: «Петенька, это тебя из Тольятти. Возьми трубку».

А дальше было повествование удивительное и яркое, как многие человеческие истории, и по-своему неповторимое:

«Рискую показаться нескромным, тем не менее утверждаю, что именно я обратился к советскому руководству с предложением о строительстве при участии итальянского концерна «ФИАТ» крупного завода по производству легковых автомобилей. Это было в 1962 году. До подписания 15 августа 1966 года «контракта века» между «ФИАТом» и правительством СССР оставались еще долгих и тяжелых четыре года».

Так состоялось наше заочнотелефонное знакомство с Пьеро Саворетти и его женой Ниной, открывшими еще одну страницу в истории – нет, пожалуй, предыстории АВТОВАЗа.

По мнению многих экспертов, Саворетти «открыл» итальянской промышленности торговые пути в СССР. После Второй мировой войны «железный занавес» надолго разделил страны и людей, проявлявших взаимный интерес и симпатии.

Было немыслимо представить, как организовать поставки из Италии в Советский Союз не только современного промышленного оборудования, но даже ящика апельсинов.

«Для итальянских промышленников СССР оставался запретной страной, и свои поездки туда они обставляли со всей возможной секретностью. По возвращении они не делали заявлений и не давали интервью даже друзьям. Путь в Москву был замысловато-сложным: через Париж, Цюрих, Хельсинки. Перед отъездом они говорили секретаршам, что едут в Канны или отправляются провести конец недели на яхте друзей», - так описывает эти приключения журналист Джанни Корби.

Пьеро Саворетти, сын полномочного администратора фирмы «Чинцано» (ее винная продукция по сей день в продаже по всему миру), с юности был одержим идеей торговли без границ. Три года военной службы в армии Муссолини, два года в группе Комитета национального освобождения по оказанию сопротивления фашистам стали для Пьеро суровой школой жизни. Среди 300 тыс. итальянцев, погибших во Вторую мировую, были и его боевые товарищи. После войны родители, люди вполне состоятельные, звали сына домой, но молодой Саворетти не хотел зависеть от капитала отца, а стремился трудиться и всего добиться сам. Тогда же, в 1945 году, состоялась знаменательная и памятная для Пьеро встреча. Двадцатичетырехлетний Саворетти исполнял обязанности руководителя пьемонтского отделения Комитета национального освобождения, когда в отделение обратился один из ведущих менеджеров «ФИАТа» Витторио Валлетта за поддержкой требований акционеров о возвращении им национализированного во время войны предприятия. Вскоре «ФИАТ» снова стал акционерным обществом, а Валлетта – его президентом. Пьеро несколько лет трудился в фирме «Чизиталия», которая переделывала серийные автомобили в спортивные для гонок. Он организует соревнования: «Милле миле» («Тысяча миль») по дорогам общего пользования Италии, вокруг туринского парка «Валентино» и даже в столице Египта.

Для доставки гоночных автомобилей арендует бывшие военные самолеты у только что созданной авиакомпании «Алиталия». Однако не в характере Саворетти было останавливаться на достигнутом. Его следующий важный шаг – создание фирмы «Сидер», представляющий итальянские компании на европейском рынке и европейские – в Италии.

В 1954 году Саворетти посетил многие города нашей страны, увидел дороги почти без автомобилей, беспредельный экономический и человеческий потенциал. По возвращении в Италию его ждал неприятный сюрприз: на границе у Саворетти изъяли заграничный паспорт, так как не было разрешения итальянских властей на поездку в СССР. Время шло, а паспорт не возвращали. Настойчивый бизнесмен подает в суд на превышение полномочий министрами внутренних и иностранных дел Италии. Его союзниками были влиятельные бизнесмены. Паспорт вернули накануне судебной процедуры. Однако Саворетти не удовлетворился возвращением паспорта, а потребовал от итальянских властей разрешения на деловые постоянные поездки в СССР. Такая отметка в паспорте была получена – дорога в Москву открыта!

В 1955 году Саворетти оказался единственным квалифицированным экономическим информатором, консультациями которого могли воспользоваться итальянские промышленники. Он методично наносит визиты директорам крупнейших предприятий различных регионов Италии: Пьемонта, Ломбардии, Лигурии, Эмилии – вплоть до Сицилии, выявляя интересы в сотрудничестве с Советским Союзом. Для работы с нашей страной Саворетти создает компанию под названием «Новасидер».

Его поездки в Москву ничуть не напоминали увеселительные круизы. Посещения министерств и ведомств, заводов и фабрик, изнурительные переговоры, бюрократические проволочки, личные финансовые риски, недоверие – все это было почти за 1200 визитов Саворетти в нашу страну. Но он не отчаивался. Ведь было и другое: постоянная поддержка по-отечески понимающего и мудрого Витторио Валлетты, президента «ФИАТа»; расширение и укрепление надежных деловых контактов с советскими руководителями; неуклонный год от года рост поставок сложного технологического оборудования из Италии – от отдельных станков до комплексных линий и, наконец, 58 заводов «под ключ» в автомобильной, металлургической, текстильной, полиграфической, резинотехнической и других отраслях.

В Москве Пьеро встретил свою судьбу по имени Нина, переводчицу, помощницу, ставшую его женой и матерью его сыновей Николы и Андреа.

«Контракт века», как окрестили масштабное соглашение «ФИАТа» и советского правительства о строительстве гигантского автозавода в Тольятти, – предмет особой гордости Пьеро и Нины Саворетти. Идея, в период «холодной войны» казавшаяся фантастической, бредовой, опасной, продвигалась очень непросто. Нужны были одобрения руководства Италии, НАТО и даже США на поставку оборудования.

28 мая 1962 года на итальянской промышленной выставке в московском парке «Сокольники» советскому лидеру Никите Хрущеву был показан макет туринского автомобильного завода «Мирафиори» как прототипа возможного, но гораздо более крупного совместного проекта.

В октябре 1964 года к власти в нашей стране пришел Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Предприимчивый Саворетти специальным авиарейсом из Италии тайно доставил в Москву три автомобиля «ФИАТ- 124». Страстный автолюбитель Брежнев, не удержавшись, сел за руль малолитражки и опробовал ее ходовые качества на одной из кремлевских площадей, к ужасу охраны и восторгу соратников.

В течение 1965 года делегации советских экспертов уточняли детали небывалого проекта со специалистами «ФИАТа». Каждую неделю в 7 утра по субботам Саворетти, прилетев из Москвы в Турин, обсуждал ход работ с Валлеттой, постепенно находя приемлемые решения для будущего генерального соглашения.

11 июля 1965 года итальянская газета «Эпока» писала об очередных контактах с советскими руководителями: «Четырехдневная поездка президента «ФИАТа» осталась опутанной тайной, в кратком коммюнике было объявлено о заключении важного соглашения между итальянским предприятием и СССР».

Однако лишь 15 августа 1966 года в Москве была поставлена последняя точка в «контракте века». Героем всей сделки по многим аспектам, наряду с президентом «ФИАТа», был Пьеро Саворетти, который смог после многих лет долгих и сложных переговоров, наконец, заключить серьезное соглашение между Москвой и Турином.

На стене в рабочем кабинете Пьеро Саворетти две самые дорогие для него награды: Почетный диплом АВТОВАЗа за большой личный вклад в развитие Волжского автомобильного завода и в связи с 35-летием начала работ по его созданию. Диплом этот вручил ветерану в канун его 80-летия председатель Совета директоров АВТОВАЗа Владимир Каданников. А рядом диплом президента Италии о присвоении Саворетти высшего звания – Великий Служащий Итальянской Республики. В течение тридцати лет заказы для нашей страны кормили тысячи работников крупнейших машиностроительных предприятий Италии.

Во время встречи в Женеве весной 2001 года Саворетти сказал гостям из Тольятти: «ВАЗ навсегда в моей душе». 19 апреля 1970 года его любимое и многотрудное детище собрало первые «Жигули». Такое не забывается.

19 апреля 2011 года почетному президенту фирмы «Новасидер» Пьеро Саворетти исполнилось 90 лет.

Владимир Исаков, в 1994 – 2003 гг. руководитель пресс-центра, советник президента ОАО «АВТОВАЗ»

"Семь Верст", автомобильная газета


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru