Тольятти Новости

Геннадий Цыгуров: «Уйду, когда не смогу выходить на лед»

Вы приняли приглашение «Лады», несмотря на успешную работу в Казахстане. На вашем месте далеко не каждый тренер такого уровня согласился бы ехать сегодня в Тольятти. - Последний сезон я трудился в Караганде, в клубе «Сарыарка». Выступили мы неплохо, мне предложили продлить соглашение,

Устали? Отдыхайте!
 - С какими чувствами вернулись в «Ладу» спустя 11 лет? Уходили-то не очень хорошо.
 - Нормальные чувства. Команда «Лада» для меня не чужая, город Тольятти - фактически вторая родина. Да и уходил-то ведь из-за одного человека, который вызвал меня к себе и сказал: «Команда от вас устала». Я ответил: мол, устали? Отдыхайте. Написал заявление и ушел.
- А у команды тогда спросили? Может, и не в усталости дело было?
 - Зачем? За 10 с лишним лет работы, возможно, усталость действительно накопилась. И у меня, и у команды. Не зря многие мои коллеги говорят, что надо время от времени менять место работы. После я анализировал ситуацию. Тогда многое сошлось: и упомянутые выше причины имели место быть, и запоздали мы немного со сменой поколений, дефолт грянул. «Лада» из успешных клубов дольше других оставалась менее успешной.
 Хочу повторить достижение Кострюкова
 - Вы приняли приглашение «Лады», несмотря на успешную работу в Казахстане. На вашем месте далеко не каждый тренер такого уровня согласился бы ехать сегодня в Тольятти.
 - Последний сезон я трудился в Караганде, в клубе «Сарыарка». Выступили мы неплохо, мне предложили продлить соглашение, но я отказался. Тогда еще разговоров о «Ладе» не шло. Во-первых, в моем возрасте одному в другом городе и другой стране тяжело. И морально, и в бытовом плане. Во-вторых, дом, семья у меня в Тольятти. Дома в любом случае лучше. Здесь все родное. Люди узнают, уважение чувствуется, а это приятно. Поэтому долго не раздумывал.
 - В очередной раз вы оказались в одной связке с Сергеем Михалевым. Вы ведь еще с 60-х годов в «Тракторе» пересекались?
 - Нет, Сергей Михайлович моложе меня. Он играл в молодежной команде «Трактора», а я в первой. Потом он в Уфу уехал, а я всю игровую карьеру в Челябинске провел. В Уфе, между прочим, в 60-е годы много челябинских игроков было. Южный Урал очень плодовитый край на хоккеистов. Вот в «Ладе» в 90-е мы плодотворно работали. У нас была неплохая тренерская бригада. Все отлично понимали друг друга.
 - Только тогда вы были главным, он вашим помощником. А теперь наоборот. Вас это не напрягает?
 - Нисколько. Михалев решил отойти от тренерской работы, перейти на другую, административную. Это его выбор. А мне тренерская доля ближе.
 - Извините за вопрос. Но вас ведь наверняка спрашивают: ну сколько же можно работать? Не хочется отдохнуть, пожить для себя, для семьи?
 - Может, и хочется. Только я уже 51 год в большом хоккее. И без него не могу. Я вообще дал себе зарок: когда на лед не смогу выходить, уйду на заслуженный отдых. За день во время тренировок я могу 3-4 часа на льду провети, и ничего, не чувствую дискомфорта.
 - Но ведь были и порой встречаются тренеры, которые тренируют из-за бортика.
 - Я считаю, что это не тренерская работа. Точнее, некачественная работа. Я этого не понимаю. Поэтому повторюсь: как только не смогу выходить на лед, уйду на покой. К тому же у меня есть ориентир. Известный в плошлом тренер Анатолий Кострюков работал до 70 лет. Вот я и хочу как минимум повторить это достижение.
 Качественный скачок необходим
 - В ХХI веке вы выводили из высшей лиги в суперлигу ХК МВД, нижегородское «Торпедо», челябинский «Трактор». Опыт работы на таком уровне у вас богатый. Нынешняя ситуация в «Ладе» похожа на упомянутые клубы?
 - Разве что во время работы в ХК МВД у клуба был мощный административный ресурс. Нас тогда даже сам министр внутренних дел Рашид Нургалиев принимал. А в Нижнем Новгороде и Челябинске бюджеты были небогатые. Команды формировались в основном за счет местных игроков. Но там очень хорошие хоккейные традиции, школы. Местные власти были очень заинтересованы в том, чтобы их клубы выступали в классе сильнейших. Хотели сами спортсмены, болельщики. Словом, было всеобщее единение в этом вопросе. В Тольятти пока этого нет. А ведь в 90-е годы все это здесь было. И команда добилась больших успехов. Хорошо бы эти традиции возродить.
 - Считаете, реально вывести «Ладу» на прежний высокий уровень? Ведь более пяти лет клуб только терял своих игроков.
 - Все реально, если есть цель. А она, похоже, есть. Дворец спорта вот новый строится, через полтора года должен быть готов.
 - И что вы намерены сделать с сегодняшней «Ладой»?
 - Намерен подготовить ее к достойному выступлению в ВХЛ. И дальнейшему переходу в КХЛ. Вы ведь смотрели матчи этого сезона, видели, насколько уровень хоккея понизился. Работы очень много. Качественный скачок вперед надо сделать как можно скорее. Пусть небольшой, но сделать. Недопустимо оставить команду на сегодняшнем уровне.
 Жесткая дисциплина - обязательна
 - Вы по-прежнему можете во время установки на матч спеть гимн, чтобы хоккеисты прониклись важностью события?
 - Гимн я никогда не пел. Это чья-то байка. Возможно, я рассказывал, что великий Анатолий Тарасов это делал, и кто-то мне приписал. Но что-то пафосное иногда могу сказать.
 - Во время вашей предыдущей работы в «Ладе» у вас были весьма строгие порядки. Недопустимо было опоздать к отъезду клубного автобуса даже на полминуты. Игрокам порой приходилось самостоятельно в другие города добираться. С тех пор ваши требования и принципы не поменялись?
 - Ничего страшного в этом нет. А жесткая дисциплина должна быть обязательно. Игрока ли нет, тренера, неважно. Автобус должен уехать в точно указанное время. А опоздавший обязан прибыть к назначенному месту тоже вовремя. Как он доберется, его проблемы.
 - Неужто и на вас это правило распространялось?
 - Такое бывало. И не один раз. Порядок есть порядок. Правда, во время заграничных поездок делалось послабление. Там дается 15-20 минут, как говорится, «на дурака». В магазине или чужом городе немного «разрешается» заблудиться.
 - Как сейчас на вас смотрят игроки «Лады»?
 - Сложно сказать, внимательно вроде слушают, выполняют, что предписано. А мне мой помощник Павел Десятков сказал, что молодые ребята меня побаиваются. Но этого мне как раз очень не хотелось бы.
 - Какой итог работы в сегодняшней «Ладе» вы сочли бы приемлемым для себя через пару лет?
 - Хочется, чтобы и команда достойно играла, претендовала бы на самые высокие места. И чтобы обязательно костяк ее игроков перешел со временем в КХЛ. Тогда буду считать, что выполнил работу на отлично.

Личное дело

Геннадий Федорович Цыгуров (родился 15 апреля 1942 в Челябинске) — советский хоккеист, тренер по хоккею с шайбой. Мастер спорта, амплуа - защитник. Заслуженный тренер России (1981), заслуженный тренер СССР (1989). Почетный гражданин городов Тольятти (1995), Челябинск (2006). Награжден почетным знаком «За заслуги перед Челябинской областью» (2006). Кавалер ордена «Знак Почета» (1981). Женат, отец дочери и двоих сыновей.
Карьера игрока
Воспитанник СДЮСШОР «Трактор». 18 сезонов играл в команде «Трактор» (1960-1977). Провел 658 игр, забил 47 шайб. Бронзовый призер чемпионата СССР (1977), финалист Кубка СССР (1973). 3 сезона был капитаном команды (1965-1969). От болельщиков клуба получил прозвище Бригадир.
Карьера тренера
С 1977 года перешел на тренерскую работу.
Работал с клубами:«Трактор» (Челябинск) - 1977-1983; 1987-1990; 2005-2007 годы. «Ак Барс» (Казань) - 1984-1987 годы. «Лада» (Тольятти) - 1990-2000 годы. За это время команда - победитель Кубка МХЛ (1994, 1996 г.); обладатель Кубка Европы (1997 г.); «Авангард» (Омск) - 2000-2001; команда - серебряный призер чемпионата России (2001); «Торпедо» (Н.Новгород, 2002 г.), "Кристалл» (Саратов), ХК "МВД» (Тверь), "Сарыарка" (Казахстан), «Лада» (Тольятти) - с 14.04.11 г.
Вывел команды «Лада», «Торпедо», ХК МВД и «Трактор» в суперлигу.
В 1995-1996 и 1998-2000 годах - второй тренер сборной России. В 1999 году - привел молодежную сборную России к победе на чемпионате мира.

 

Волжская Коммуна


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru