Тольятти Новости

Вернуть театрам Чечни былую славу

Заслуженный артист России, профессор Ярославского театрального института, доцент кафедры кукольников, режиссер, который воспитал не одно поколение российских актеров, Вадим Домбровский на связи с Парижем из Тольятти, где он на очередной постановки. RFI: Вадим, ты только что приехал из Чечни,

В. Домбровский: Абсолютно, абсолютно. У меня почему-то было такое представление, что вот я же русский и что ко мне на Кавказе русские военные не будут придираться. Проезжаем мы блок-пост и «Газель» заполнена пассажирами чеченской и ингушской национальности. Останавливает нас русский мужик с автоматом. Подали все паспорта на проверку, он посмотрел их и всем отдает, а мой паспорт зажимает и мне: - Пройдемте мы с вами. Мы заходим в блиндаж. Он с автоматом, в бронежилете, и я понимаю, что через минут пятнадцать я сознаюсь во
всех буквально терактах, которые были. У меня такой вид замухрышки и я говорю, что я заслуженный деятель искусств, заслуженный артист, профессор и еду кукольный спектакль ставить. Он на меня смотрит, а у него предохранители горят в головном мозгу. Наверное, он слышал разные байки: и что мама заболела, и много еще чего, но такого идиотизма - нет. «Что, кукольный спектакль»? - видимо, поэтому и отпустил.

Художественный руководитель Ингушского Театра Юного Зрителя,
выпускница курса мастера Домбровского Лейла Хадзиева о своем педагоге:

Лейла Хадзиева: Вадим Александрович наш старый друг! Дело в том, что он работал в Чечено-Ингушском театре кукол, а потом преподавал нам актерское
мастерство в Ярославском театральном институте. Он виртуозно владеет куклой и передает свои навыки и мастерство студентам и артистам. Вадим может спокойно приехать в Ингушетию на свои же деньги, жить у кого-то из артистов и не требовать ни обеда, ни перерыва - лишь бы работать. Вадим всегда первый прибежит на помощь, только позови его.

RFI: Кстати, ты не забыл еще чеченский язык?

В. Домбровский: Нохчий мотт? Если раньше я хорошо его знал, то сейчас не очень, но понимаю все. Когда в России я стою и за моей спиной два парня начинают разговаривать – «коатам, ши коатам» сколько куриц они возьмут. Я так резко развернулся, что они на меня так посмотрели...

RFI: Чем отличается театральная Ингушетия от Чечни?

В. Домбровский: В Ингушетии во главе стоят люди театральные. При всех
их недостатках, это люди театральные и они стараются платить людям какую-то зарплату. Они ставят «Гамлета» и сейчас меня пригласили на постановку «Макбета». Я спрашиваю Лейлу и Мусу - это художественный руководитель и директор театра - зачем вам «Макбет»? А они мне о том, что им надо поддерживать труппу, чтобы актеры чувствовали заботу и важность репертуара. Шекспир, как никакой другой автор, очень современен. Это как сегодняшняя газета и там все проблемы: сколько ты готов заплатить, чтобы быть руководителем, что ты готов дать, чтобы стать царем и то, что власть убивает человека. «Макбет» - очень современная пьеса именно для Кавказа сейчас. А в чеченском ТЮЗе пришел сейчас человек, который понимает, что можно купить аппаратуру, можно купить свет и от этого как будто лучше станет. Но нужно же на благодатной почве все это лепить. Вот этот чернозем, который 200-300 лет накапливался, война его срезала, разнесла и теперь потребуется столько же времени, чтобы накопить этот человеческий потенциал, этот интеллектуальный чернозем. Поэтому, чтобы сейчас ни делали, это невозможно изменить за год-два-три. К сожалению, Чечня осталась
мононациональным государством...

RFI: Но ведь Ингушетия точно так же, Вадим.

В.Домбровский: Да, да. Я говорю, что надо приглашать русских актеров.
Почему в русском драматическом театре и в Чечне, и в Ингушетии нет
русских актеров?

RFI: Вадим Александрович, ответ на этот вопрос очень прост - нищета полная (имеются в виду актерские ставки) и кто поедет в Чечню и Ингушетию, рискуя собственной жизнью?

В.Домбровский: Кроме меня...

RFI: Да, кроме вас, Вадим Александрович. И важно сегодня говорить о другой стороне Чечни, Ингушетии, не говорить о подпольных военных формированиях, ФСБ, следственных комитетах, а ведь есть еще культура, театры, музеи. Нужно ли это власти? Ингушетия самое молодое образование в российской системе - всего 18 лет, но за это время построены и современные комплексы ФСБ, МВД, следственный изолятор, но за эти 18 лет ни одной театральной площадки не построено. Когда-то национальный драматический театр ютился в предбаннике Дома Культуры, откуда и был выдворен в здание швейной фабрике. Откуда тут взяться высокому искусству?

В.Домбровский: Может быть там финансирование другое, я не знаю про
Ингушетию. Но сейчас в Чечне восстановили театрально-концертный зал,
правда, спектакли там не играют практически, восстановили национальный театр имени Ханпаши Нурадилова. Сейчас близится к завершению красивое здание русского театра, будут строить здание и Театру Юного Зрителя. Думаю, их построят, но проблема не в том, чтобы стояло красивое здание, необходимо решать кадровые проблемы. Наиболее важная, наиболее существенная сейчас проблема - это отсутствие соответствующих кадров на всех уровнях! Вот пытаюсь организовать малые гастроли и для чеченского, и для ингушского театров в российский регион. Показав и сравнив себя, они поймут, насколько отстают или напротив - вырвались вперед. Необходимо, чтобы в этот регион приезжали мастера и воспитывали зрителя, воспитывали тех людей, которые руководят этой культурой. Раньше в Чечне был симфонический оркестр, я слабо себе представляю, что сейчас в Грозный может приехать балет.

RFI: В довоенные годы приезжали и опера, и балет, и театр музыкальной
комедии, пользуясь при этом небывалым успехом.

В. Домбровский. Сегодня может приехать Майк Тайсон, Лара Фабиан, а
балет, опера - это другой уровень развития культуры.

RFI: Другой уровень развития общества...

В.Домбровский: Общества, да. Тут берешь одну проблему, следом весь
клубок вытаскивается. Это связано и с новыми традициями и мировоззрением, которое сейчас воспитывается в республики - что хорошо, что плохо, что можно. Я имею в виду не то, что транслируется по радио, телевидению, а то, что на самом деле в республиках происходит. Если люди будут заинтересованы не в имитации культуры, не в имитации театров, а на самом деле в глубоком преобразовании общества в целом, то это огромная работа, рассчитанная на большое количество времени. И думаю, республика не должна замыкаться только на своих национальных ценностях, потому что это чревато отставанием. Культура, нация только в открытии этому миру, только в глобализации, и насколько сейчас республики будут решать проблему построения культурного, многонационального общества, которое будет втянуто в жизнь России. Я неоднократно говорил с руководством Чеченской республики и с министрами Ингушетии (там столько министров сменилось, каждый мой приезд - это новый министр) о необходимости создания студии актерского мастерства на месте. Я - профессор, у меня более 20 лет преподавательского стажа, я сам буду преподавать и не надо, чтобы они
жили в Москве, откуда потом никто не вернется. Я готов привлечь педагогов и создать театральный институт, который будет готовить кадры и для Дагестана, Северной Осетии, Ингушетии, Чечни...

RFI: Тем более, что финансовый потенциал в Чечне для этого есть.

В.Домбровский. Да. Это вполне реально все сделать, устроить фестиваль
северо-кавказских республик. Я предлагаю свои услуги как педагога, как
режиссера, театрального менеджера, но не нахожу понимания. Всячески я стараюсь успеть везде, где я востребован. Мы – люди сумасшедшие и, как это не смешно звучит, работаем не за деньги. Я пытался работать за деньги полтора года и понял, что не могу работать за деньги. Я могу творить за сумасшедшие интересы.

RFI: Вадим, это счастье найти свое призвание и быть необходимым. И,
мне кажется, что это главный стержень вашей жизни, творческой и
педагогической деятельности. И здесь я вами на Вы, с уважением к Вам,
профессор Вадим Александрович Домбровский.

RFI


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru