Тольятти Новости

На пороге новой эпохи

Мы за 20 лет выпустили в Тольятти 900 человек, из которых примерно половина - преуспевающие менеджеры и предприниматели. Они могут работать где угодно. Конечно, основная сфера, куда стремятся менеджеры, - это сфера финансов: банки, страхование, лизинг. Но мы посчитали, что из наших выпускников

Александр Прокофьевич Зинченко - кандидат архитектуры, профессор, главный инженер проектов в Объединенной промышленной корпорации “Оборонпром”. В 1978 году Александр Зинченко познакомился с лидером Московского Методологического кружка Георгием Петровичем Щедровицким и много лет работал с ним над проведением сотен семинаров, конференций, ученых советов, десятков организационно-деятельностных игр. Учился в банковской школе в США. В сотрудничестве с коллегами создал экспериментальную площадку в Тольяттинской Академии управления. Располагает опытом проектирования и организации проектно-аналитических сессий, рабочих семинаров, тренингов по выделению и анализу управленческого опыта и разработке эффективных схем коммуникации и кооперации руководителей предприятий в различных регионах страны. “И по-прежнему ежегодно постоянно чему-нибудь учусь, добываю разные лицензии, сертификаты и умения”, - пишет в автобиографии Александр Прокофьевич.
Именно знания, достижения и опыт привели Зинченко в апреле 2011 года в Новокузнецк, на семинар “Внедрение проектно-ориентированного метода обучения”, который проводился в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского государственного университета. Этот семинар - лишь одно звено в цепи перспективных задач, которые предстоит решить вузу в ближайшие годы.
-Если ситуация в технических вузах абсолютно понятна - они должны готовить людей для производства, то для чего работают классические университеты? - говорит директор НФИ КемГУ Владимир Гершгорин. - Предполагается, что мы сами должны найти решение. Наша задача кроме подготовки экономистов, юристов, программистов, социологов, психологов и экологов - помочь им в трудоустройстве. А если в нашем городе им негде работать, как помочь? Этот вопрос - актуальнее не бывает. Ведь придет время, когда будет определяться будущее для города. Нам нужно менять стратегию, и наши ребята должны будут проявить себя.
С тех пор, как объемы производства в металлургии и угледобывающей отрасли стали неумолимо снижаться, проблема занятости населения Новокузнецка с каждым годом становится все острее. Сейчас город должен найти новые варианты развития, открыть альтернативные производства и уже сегодня начать подготовку специалистов для работы в новых отраслях, способных благодаря эффективному управлению сделать их прибыльными. Вопрос перспективного развития экономики города постоянно обсуждается на различных уровнях. В НФИ КемГУ обсуждение идет параллельно с активной работой.
- Новокузнецку надо искать формы жизни без металлургических комбинатов, а у вас в городе есть группа людей, которые размышляют о будущем, готовят новое поколение, и я занят тем же на протяжении 20-ти лет, - говорит Александр Зинченко. - Владимир Семенович Гершгорин создает в вузе группы молодежи, которые будут думать над своим проектом, моя же функция на этом семинаре состоит в том, чтобы рассказать о трудностях и рисках, через которые наша команда уже прошла, когда занималась аналогичной работой. Сейчас тема у студентов НФИ КемГУ - проектирование идеального города. Есть надежда, что в стенах вуза появится команда, которая способна будет изменить ситуацию в Новокузнецке к лучшему. Это попытка сконцентрировать усилия с расчетом на то, что запустится совсем другой тип подготовки. Управленческая подготовка будет проводиться в этой группе студентов, но не в режиме чтения книг и трансляции того, что написано в учебниках. Ребята должны научиться организовывать себя и других. Мы за 20 лет  выпустили в Тольятти 900 человек, из которых примерно половина - преуспевающие менеджеры и предприниматели. Они могут работать где угодно. Конечно, основная сфера, куда стремятся менеджеры, - это сфера финансов: банки, страхование, лизинг. Но мы посчитали, что из наших выпускников 16 процентов создали собственные предприятия, 20 процентов стали топ-менеджерами в разных компаниях, а остальные - руководители второго дивизиона. Но у них еще все впереди. Профессиональный менеджер - такую квалификацию должен иметь выпускник после обучения в НФИ КемГУ. И уровень подготовки должен быть соответствующим: этот специалист сможет работать в любой отрасли, поскольку база знаний, умений и навыков универсальна. Дальше - дело времени, собственной инициативы, опыта и подходящей команды.
- Есть абсолютно ложная мысль, что один человек, даже подготовленный, может что-то изменить, - уверен Александр Прокофьевич. - Деятельность устроена сложно и всегда требует многих людей. Нужна команда, если мы хотим что-то изменить. Чем управлять - заводом, больницей, школой - разницы нет: ты - профессиональный менеджер. Но ты обязательно должен иметь команду или входить в состав какой-то группы. И таких профессионалов надо “выращивать”.
Работая над проектом, студенты занимаются реализацией еще одного инновационного направления в деятельности НФИ КемГУ: введение системы тьюторского сопровождения. Первые тьюторы появились в Средние века в классических университетах Англии - в Оксфорде и Кембридже, с того времени под тьюторством понимают форму университетского наставничества. Тьюторы призваны помогать студентам младших курсов двигаться по индивидуальным учебным траекториям, приобретать соответствующие знания и навыки. Сегодняшние второкурсники, занятые своим проектом, станут тьюторами для первого курса. Старт этому направлению будет дан с начала нового учебного года.
- Это новое понятие, которое пока практически отсутствует в российском образовании, - рассказывает Владимир Семенович Гершгорин. - У нас с первого сентября будет экспериментальный поток, цель работы которого - воспитание следующей команды тьюторов, сохранение преемственности. Новая команда должна будет передать навыки следующей и так далее.
Внедрение новых (пока еще!) для нашей высшей школы методов обучения, формирование более зрелого и ответственного отношения студентов к своей будущей деятельности и возможность самообразования при участии тьюторов, несомненно, должны способствовать повышению качества обучения в вузе до принципиально нового уровня, максимально соответствующего современным требованиям классического университетского образования. Плюс гарантия того, что для выпускника - специалиста нового поколения - найдется достойное его квалификации дело в Новокузнецке.
- Выпускнику необходимы три вещи, и главная - чтобы он быстро соображал, легко встраивался в работу любого предприятия или организации, понимая ее задачи, - продолжает Владимир Семенович Гершгорин. - Второе - чтобы он мог войти в состав управленческой команды. И третье - быть ответственным за продукт, за конечный результат. А чему и как учить студента, чтобы он мог выполнить эти три основных требования, - это общая тема для размышления нам и нашему гостю.

Кузнецкий Рабочий


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru