Тольятти Новости

Иван Засурский: «Не волнуйтесь про АВТОВАЗ, он уже не ваш»

Да и в Тольятти ко мне хорошо относятся – я приезжал с лекциями, и не раз, и мне все очень понравилось. У меня есть друзья в Тольятти, которых я знаю много лет, и я могу сказать, что со стороны ваш город кажется вполне современным и хорошо отстроенным (особенно если не принюхиваться по дороге

"… Тольятти сегодня – это уникальная смесь человеческих качеств, которая, как и вся наша многострадальная родина, законсервирована в очередной версии отсталой системы управления, которая может носить любое название – «АВТОВАЗ», «Газпром», «ФСБ» или что угодно еще..."


Из «Википедии»: «Иван Засурский – известный российский журналист, кандидат филологических наук, преподаватель, продюсер, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, создатель и главный редактор деловой онлайновой газеты «Частный Корреспондент». «ПН» воспользовался давними дружескими связями с господином Засурским и попросил его стать колумнистом нашего очередного спецвыпуска. И вот что из этого вышло.

Считается, что москвичи не любят «Жигули», а в Тольятти москвичей терпеть не могут. В моем случае оба этих утверждения несправедливы. Мало того, что я сам покупал кучу «Лад» («пятерку», «восьмерку», два раза «Ниву»), так я до сих пор считаю, что LADA 2108 – лучшая русская машина ever made (не считая «Нивы» 4х4, если бы там сделали нормальную раздатку). Да и в Тольятти ко мне хорошо относятся – я приезжал с лекциями, и не раз, и мне все очень понравилось. У меня есть друзья в Тольятти, которых я знаю много лет, и я могу сказать, что со стороны ваш город кажется вполне современным и хорошо отстроенным (особенно если не принюхиваться по дороге через Обводное шоссе в аэропорт).

В общем, вы живете в одном из самых мощных городов России наряду с Екатеринбургом, который, кстати, по-хорошему Ельцин и должен был сделать столицей новой России – и тогда уже точно власть не досталась бы ни коммунистам, ни чекистам, и сам бы Борис Николаевич не спился и не плакал бы в полночь между столетиями по центральному телевидению.

Еще считается, что Тольятти намертво связан с АВТОВАЗом – дескать, судьба города полностью зависит от автозавода. В самом деле, если посмотреть на статистику, то получается, что из 700 с лишним тысяч жителей города непосредственно на заводе работает порядка 100 тысяч человек (хотя со всеми программами по сокращению персонала сейчас уже трудно понять, сколько именно), а с членами их семей и работниками смежников вроде как получается от трети до половины города заняты производством автомобилей и всем, что с ними непосредственно связано.

Но я хочу вам всем сказать: не верьте в эти лукавые цифры. Автозавод уже сделал свое дело – собрал всех вас вместе в этом городе, построил дома и всех поселил. Теперь, как мне кажется, завод в его сегодняшнем виде скорее производит проблемы для Тольятти, чем способствует их решению. А логика про градообразующее предприятие – просто враждебный мем, который усиленно использовали ваши местные и наши московские лоббисты, когда выкачивали под этим предлогом деньги из Москвы, что в итоге и погубило завод.

Я знаю людей Тольятти. Это сильные люди. Отличная смесь – русские, немцы, татары, куча других амбициозных приезжих со всех концов страны. Тольятти сегодня – это уникальная смесь человеческих качеств, которая, как и вся наша многострадальная родина, законсервирована в очередной версии отсталой системы управления, которая может носить любое название – «АВТОВАЗ», «Газпром», «ФСБ» или что угодно еще. Все эти организации представляют собой архаичных мастодонтов, которые используют свое медленно подтачиваемое временем и технологиями влияние для того, чтобы остановить историю в доступных им пределах.

Главный же капитал Тольятти, как и России, – это не старые кирпичные руины или бетонные многоэтажки и даже не трубы. Это люди. А люди, как я уже говорил, в Тольятти сильные и мудрые, потому что вы совмещаете в себе городские ценности поздней индустриальной культуры с интересом к природе, который выражается в бесконечных походах, гитарных фестивалях и проч. – вполне себе «аватарный» микс. Тольятти готов к будущему. Другое дело – готов ли завод?

Чтобы ответить на этот вопрос, мне придется сказать несколько неприятных вещей. К сожалению, АВТОВАЗ – это типично русский бизнес, вроде «РосПила», придуманного блоггером Навальным. Где все те электрические машинки, которые студенты ТГУ могли бы делать как курсовые работы на третьем, четвертом и пятом курсе, защищая итоговый прототип как диплом? Где все те гибридные системы привода, которые могли бы если не опередить Lexus, то хотя бы идти в ногу с Renault? Почему даже пластиковые кузова, как на «Трабанте», там так и не научились делать?

Потому что все это время люди в Тольятти, завязанные на завод, делали то же, что и миллионы госслужащих и работников госкомпаний, а также крупного бизнеса (увы, даже местных филиалов международных компаний) – он воровали все то, что плохо лежит, и бились за то, чтобы сохранить свое место в цепочке. Поэтому я говорю: будущее Тольятти не так уж сильно зависит от завода. Другое дело, что завод построил город, но за последние десять лет он же его чуть не погубил.

Я вам скажу по секрету. Не так уж важно, что будет дальше с заводом. С ним все будет хорошо в том смысле, что не Renault, так Nissan, не Nissan так GM, или какой-нибудь Fiat, или Mitsubishi, или даже Volkswagen – кто-то обязательно воспользуется толпой «синих воротничков» на низкой зарплате, только вам это уже ничего не даст. Это прошлое, как социальная программа. Вообще машин-то нужно поменьше, а уж на бензине – точно. Если уж делать, так хотя бы «Ё» как у Прохорова, который почему-то не хочет идти в Тольятти. Почему? Может быть, потому, что он тоже понимает, что завод, на который у всех все завязано, – это ад, кошмар, беспредельная муть. Количество средств и усилий, необходимых для приведения завода в XXI век, которые придется потратить тому, кто прельстится готовой производственной площадкой, скорее всего, больше, чем стоимость строительства новой площадки с нуля.

Моя мысль проста. Не волнуйтесь про завод, он уже не ваш, и с ним что-нибудь сделают, так что люди не останутся без работы. Лучше придумайте что-то новое. Этнические марки одежды. Экологически чистую косметику. Специальный набор для преобразовании «классики» или моей любимой «восьмерки» в гибридный автомобиль, запасающий энергию торможения с задних колес в багажник и подключающий те же задние колеса для ускорения разгона и для проходимости. Или еще хоть что-нибудь, что сделает чью-то жизнь лучше или интереснее.
_________________________________________________________
Газета «Понедельник», № 9 (428), 21 марта 2011

Информационный портал Тольятти


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru