Тольятти Новости

Хочу снимать кино!

В одном из своих писем в Тольятти Эдуард Иванович писал: «Одна надежда, что фильм плохой. Все, как я написал, они снимать не могли. Это бы их выдало с головой. А, что-то выбрасывая, разрушая и дописывая, они сняли какую-нибудь слезливую чепуху». Родоначальник сериальной продукции в нашем городе

«Важнейшее из всех искусств» для тольяттинцев – не пустой звук: они не только любят смотреть кино, но и принимают в нем непосредственное участие.

Вчера я выложил материал о тольяттинских актерах (бывших и нынешних), снимающихся в известных сериалах и полнометражных фильмах. Сегодня расскажу о некоторых киносценаристах, музыкантах и просто обычных людях, так или иначе соприкоснувшихся и соприкасающихся с этим волшебным миром.

Но начать все же хотелось с завершения предыдущей темы: рассказывая о современности, я к своему стыду совсем упустил советский период кинематографа – более весомый, чем подавляющая часть нынешней кинопродукции. Ведь в нашем городе живет и работает актер и каскадер Виктор Евграфов – тот самый профессор Мориарти, прославившийся тридцать лет назад в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»! Хотя это самая запоминающаяся роль любимого многими зрителями актера, но он в силу своей профессиональной специфики снимался и в таких историко-приключенческих блокбастерах как «Ярославна – королева Франции» и «Черный замок Ольшанский». В творческом активе Виктора Евграфова более 10-и художественных фильмов, в 32-х он снялся в качестве каскадера. В 1990-х с Евграфовым случилось трагедия: на съемках российско-американского фильма «В империи орлов» по мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранета» он получил серьезную травму, повредив позвоночник и легкое, при этом пережив клиническую смерть. Понадобились годы на восстановление здоровья. Сейчас Виктор Евграфов преподает студентам актерского факультета сценическое движение. В 2009-м году всероссийскому «профессору Мориарти» исполнилось 60 лет!

Ветеран киносценарного цеха – бывший заведующий литчастью театра «Колесо (с 1988 по 1996 годы) прозаик и драматург Эдуард Пашнев, ныне проживающий в Сан-Франциско. В 1976 году по его сценарию был снят фильм «Поле перейти», а в 1986 – фильм «Певучая Россия». За этот фильм Пашнев получил Государственную премию, а также снялся в одном из эпизодов картины. А вот с одной из более поздних киноработ случился досадный казус. Я бы даже сказал – скандал.

Вышеупомянутый фильм «Певучая Россия» снимал режиссер Василий Панин. Много лет сценарист и режиссер были в хороших отношениях. Как-то Пашнев передал Панину свой новый киносценарий «Дьявол», написанный по одноименному рассказу и дневниковым записям Льва Толстого. Спустя некоторое время, в один из своих приездов в Москву, Эдуард Иванович позвонил режиссеру и поинтересовался, продвигаются ли дела с фильмом. Панин как-то невнятно отшутился, а буквально через час Пашневу позвонил знакомый оператор с «Мосфильма» и сообщил:
— А ты знаешь, что Панин снимает фильм по твоему сценарию, а твою фамилию выбросил?
Пашнев вновь перезвонил режиссеру и спросил: «Вася, а куда же вы Пашнева дели?» — Панин бросил трубку.
В тот момент Пашнев отнесся к сообщению спокойно, подумав, что Панин снимает фильм не по его сценарию, а по каким-нибудь ранним рассказам Толстого. Но затем полез в интернет и нашел там много любопытной информации: фильм по сценарию «Дьявол» называется «Покаянная любовь», в нем снимались Юрий Соломин, Лев Дуров, Ирина Скобцева и другие известные актеры. Фильм объехал все российские фестивали и даже получил какую-то премию на «Кинотавре». Эдуарду Пашневу удалось выяснить, что, скорее всего, создатели фильма сверили киносценарий с повестью Толстого и все, чего нет в повести, а есть в киносценарии, выкинули. Разумеется, в таком случае судебная тяжба становится затруднительной. Как говорит сам Пашнев, если в фильме все-таки есть хоть один из его эпизодов — жуликов можно будет схватить за руку. В одном из своих писем в Тольятти Эдуард Иванович писал: «Одна надежда, что фильм плохой. Все, как я написал, они снимать не могли. Это бы их выдало с головой. А, что-то выбрасывая, разрушая и дописывая, они сняли какую-нибудь слезливую чепуху».

Родоначальник сериальной продукции в нашем городе – писатель Алексей В. Алексеев. При его участии были написаны сценарии таких сериалов как «Зона», «Автономка», «Молодые и злые», «Врачебная тайна», «Шальной ангел». Но, по утверждению Алексеева, «Зона» — единственный сериал, за который ему не стыдно. Во время съемок сериала о своем пребывании на съемочной площадке Алексей рассказывал так: «Это было на полузаброшенном заводике в центре Москвы. Удивило, что там сохранились такие заводики. Для съемок «Зоны» там все переделали: вид завода был более цивильный. Загадили стены, полы, потолки, хотя, наверное, на нормальных зонах зэков заставляют все это драить, чтобы все сверкало, а у нас это выглядит немного по-другому. Ну, мрачного колорита какого-то это добавляет, наверное. Мы пообщались с режиссером Петром Штейном… Там шел процесс, обычный съемочный день. Мы просто смотрели, как снимается кино. Собственно, можно было вообще не ходить, но нужно было посмотреть на интерьер, чтобы знать, о чем писать».

Необходимо упомянуть и работы Юрия Клавдиева: бывший тольяттинец, а ныне санкт-петербуржец написал сценарии для полнометражных фильмов «Кремень» (первая премия за лучший сценарий на фестивале «Кинотавр», 2007) и «Все умрут, а я останусь» (фильм получил десятка полтора европейских премий, 2009). Его творчество в основном востребовано на театральных подмостках Москвы.

Известные театральные драматурги братья Вячеслав и Михаил Дурненковы тоже подвизаются на киношной ниве. Правда, ни один из запланированных полнометражных проектов, насколько известно, пока не запущен. А вот с авторством в сериалах сейчас уже сложнее: в титрах указывают только редакторскую группу, остальные же многочисленные создатели сценария теперь остаются за кадром.

Упомяну еще бывшего тольяттинского журналиста Татьяну Шохину: она принимала участие в сериалах «Зона», «Рыжая» и «Врачебная тайна» — все они шли и до сих пор идут повторным показом по центральным каналам, так что не заметить их было сложно.

Необходимо упомянуть и о тольяттинских музыкантах. Так, в саундтреке авантюрной комедии «Даже не думай-2» звучит композиция группы «63 регион» «Тачка в хлам» из их альбома «Рисковать». Первая часть фильма уже навязла в зубах, где ее только не показывали, а вот вторую часть отчего-то пока никто не видел. Может, еще не состоялась премьера?

Еще один музыкальный факт – правда, имеющий к кино опосредованное отношение. Фактически бессменный композитор театра «Колесо» Алексей Пономарев в 2008 году записал диск со стихами и песнями Сергея Есенина в исполнении популярного актера Сергея Безрукова. Над его записью Безруков и Пономарев не одну неделю трудились в студии театра «Колесо». Безруков пел и читал стихи, а Пономарев и тольяттинские музыканты участвовали в инструментальном и вокальном оформлении альбома. Диск называется «Хулиган», но неизвестно, состоялась ли его презентация и можно ли его где-нибудь купить.

Не лишне написать и о людях, волею судеб попавших в кадр. Так, педагог и прозаик Николай Сопляков (не так давно он был «дежурным» на tlttimes) в свое время снимался в фильме «Солдаты свободы» (1977 год) легендарного советского режиссера Юрия Озерова – автора эпохальных киноэпопей о Великой Отечественной войне. Николай служил во время съемок в армии и принимал участие в массовке фильма – играл фашиста. Его можно заметить в сцене, когда враги расстреливают персонажа Николая Караченцева. Об этом и других забавных эпизодах Сопляков рассказывает в одной из глав своей книги «Эдельвейсы, вперед!». В начале 2000-х книга издавалась дважды.

Тольяттинский прозаик Андрей Минеев в начале 2000-х закончил Высшие литературные курсы при московском Литературном институте имени Горького, и на несколько лет сгинул в Москве – трудился разнорабочим в различных киноэкспедициях. На память остались масса фотографий вместе с известными актерами – отдых в перерывах между съемками. Правда, однажды Андрею все же удалось попасть в кадр: в одном из клипов исполнителя русского шансона Михаила Круга он играет эдакого сутенера, окруженного толпой симпатичных девчонок.

Напоследок, просто забавная история на интересующую нас тему. В 2005 году в Тольятти на гречишном поле напротив 19-го квартала появились таинственные круги, как предполагали некоторые – инопланетного происхождения. Некий предприниматель через Интернет стал продавать «инопланетную» крупу с этого поля, прилагая к килограммовой упаковке сертификат подлинности, оформленный по всем международным юридическим законам. Этим предпринимателем оказался прозаик, автор множества аудиокниг и сетевых интернет-проектов Александр Лебедев. Киножурнал Сергея Михалкова «Фитиль» даже снял о нем сюжет – правда, представив там Александра в качестве стопроцентного жулика. На основе казусной, но оттого не менее таинственной истории с гречишными кругами Лебедев снял свой полнометражный документально-игровой фильм «Тольятти.ру» (в нем участвовали профессиональные актеры и реальные участники описываемых событий). По сюжету голландская журналистка приезжает в Тольятти и начинает свое расследование таинственных явлений и событий. Фильм, кстати, снят на английском языке и рассчитан на западную аудиторию. В 2009 году в начале февраля сюжет об этом фильме прошел в новостийной программе телеканала ТНТ.

На этом я не закрываю тему, поскольку, не исключено, что я из-за недостатка информации упустили из виду массу персонажей, также причастных к кино. Остается лишь надеяться на осведомленность читателей. Если вы хотите подробнее узнать о ком-либо из вышеописанных тольяттинцев – пишите!

Информационный портал Тольятти


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru