Тольятти Новости

vs автопром - второй раунд

Металлурги не могут выполнить заказ "мгновенно", а в Тольятти, похоже, слишком верили в помощь власти и не уделяли должного внимания переговорному процессу. Для "УАЗа" руководство компании "Соллерс" (она владеет Ульяновским автозаводом) избрало другой вариант: завод с начала февраля уходит на

Отметим, что и независимые эксперты от металлургии, и представители автопрома считают аппетиты производителей проката завышенными. По их оценке, объективно обоснована лишь четвертая-пятая часть повышения цены.

Прошлогодняя и текущая ситуации имеют и "методическое" различие. В прошлом году металлурги обосновывали рост цен принятой в 2009 году формулой, которая учитывает состояние внутреннего и мирового рынков. Нынешнее обоснование уже другое - производители металлопроката говорят о росте издержек. Представители автопрома считают, что правила игры нужно соблюдать: договорились считать "по формуле" - так и надо считать.

Видимо, кажущаяся шаткость позиции металлургов и подвигла часть отечественных автопроизводителей на обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на необоснованное повышение цен. Однако надежды на "санкции" не оправдались. В конце января ФАС объявила, что не видит оснований для возбуждения дела против поставщиков проката.

Можно отметить, что конфликт прошлого года автопроизводители (не все) также попытались решить с помощью властных структур. АВТОВАЗ жаловался вице-премьеру Игорю Сечину. Насколько повлияло "давление сверху", понять сложно. По слухам, металлургам пригрозили повышением экспортных пошлин.

Так или иначе, но дело кончилось компромиссом. "Северсталь" требовала повышения закупочных цен на свою продукцию на 25%, волжский автозавод отстаивал 17-процентное повышение - сошлись на 22-х процентах. По неофициальной информации, это была максимальная цифра в отрасли - другим автозаводам удалось договориться на лучших условиях.

Сейчас пугать металлургов ограничениями на вывоз продукции бесполезно. Основным внешним рынком для них был Китай, однако власти Поднебесной приняли стратегию "опоры на собственные силы" и практически закрыли ввоз металлопроката. На других рынках российским металлургам работать сложнее - там выше требования к качеству продукции и ритмичности поставок.

Ставка на ФАС тоже оказалась битой, и "заявителям" из автопрома пришлось вернуться за стол переговоров. А поскольку запасы на складах не беспредельны, заводам необходимо было принимать оперативные меры.

АВТОВАЗ заключил с "Северсталью" соглашение о поставках автолиста на февраль. Заводу пришлось согласиться на условия металлургов, поднявших цены на 30%, чтобы не останавливать конвейер. Тем не менее, по неофициальной информации, со второй декады февраля производство может встать. Металлурги не могут выполнить заказ "мгновенно", а в Тольятти, похоже, слишком верили в помощь власти и не уделяли должного внимания переговорному процессу.

Для "УАЗа" руководство компании "Соллерс" (она владеет Ульяновским автозаводом) избрало другой вариант: завод с начала февраля уходит на двухнедельные каникулы. За время каникул "Соллерс" надеялся завершить переговоры с металлургами и найти взаимоприемлемый вариант. Это удалось - сообщается, что автопроизводитель заключил с "Северсталью" контракт на поставки проката до конца 2011 года. Об условиях сделки стороны не говорят. По примеру прошлого года можно предположить, что металлурги "отыгрались" за попытку административного нажима, и "Соллерсу" пришлось заплатить больше, чем могло бы быть в случае нормального переговорного процесса. Позволит ли примирение с металлургами отказаться от внеплановой остановки конвейера УАЗа, пока не ясно.

Положение "чисто российских" автопроизводителей усугубляется тем, что "Северсталь" расширяет сотрудничество с иностранными компаниями, имеющими в России штамповочное производство. Например, заключен договор о полугодовых поставках череповецкого металла на завод "Автофрамос". Горячекатаный, холоднокатаный и оцинкованный прокат будет использован для производства штампованных деталей автомобилей Renault Logan и Sandero. Кроме того, продукция "Северстали" прошла аттестацию на российских заводах альянса Hyundai-KIA и компании Ford. Сейчас металлурги ведут переговоры с этими автопроизводителями. В случае успеха этого процесса "АВТОВАЗу" договориться с "Северсталью" будет сложнее.

Повышение цен на металлопрокат ощутят не только автопроизводители, но и покупатели автомобилей российского производства. Правда, в оценке ситуации стороны расходятся.

Восемь месяцев назад представители автопрома утверждали, что "металлическая" доля цены автомобиля составляет одну пятую часть, и рост цены металлопроката приведет к тому, что машины станут дороже на 5-6%. В декабре АВТОВАЗ пообещал на 2011 год рост цен на 5%. Сейчас это обещание начинает реализовываться: "Лады" подорожают на 4%, а за счет роста металла в Тольятти обещают увеличить цену еще на 3,5%.

По данным совместной рабочей группы "Северстали" и "АВТОВАЗа", доля металлопроката в стоимости автомобиля не превышает 4,5%. Увеличение цен на металлопрокат на одну пятую ведет к удорожанию автомобиля не более чем на один процент. Для того чтобы цена на машину выросла на 3-3,5%, цена металлопроката от всех поставщиков должна вырасти на 70%, говорится в заявлении "Северстали".

Попробуем оценить, какая из сторон ближе к истине. Для разных моделей автомобилей "Лада" масса кузова в металле (т.н. 3-я комплектация) составляет 300-370 кг. Коэффициент использования металла при штамповке высок, поэтому, с учетом краски и специальных покрытий, эти массы можно не корректировать. При стоимости проката 21-22 тыс. рублей за тонну его вклад в себестоимость автомобиля можно оценить в 6,3-8,1 тыс. рублей.

Самый дешевый автомобиль "Лада" (2105) можно купить за 140 тыс. рублей. Вклад "железа" в цену получается равным 4,5%, что соответствует данным "Северстали" (без учета рентабельности автозавода, но она невелика).

Тем не менее, не подлежит сомнению, что автозаводы все же поднимут цены на 3-5% - "поведение" металлургов дает для этого слишком хороший повод. Это несколько снизит спрос на российском автомобильном рынке. Однако по программе утилизации в 2011 году должны продать еще 220-230 тыс. машин, что позволит до начала осени сохранить достаточно высокие темпы роста продаж.

С сентября (а может, и чуть раньше) поддержка авторынка со стороны госпрограммы утилизации начнет ослабевать. Однако к этому времени цены поставок автолиста на российские заводы уже стабилизируются. Так что вряд ли конфликт между металлургами и автопроизводителями окажет заметное влияние на российский рынок - в 2011 году можно ожидать объема продаж на уровне 2,1 млн единиц.

Цены на металлопрокат, по мнению главного редактора "Металлургического бюллетеня" Николая Кислицына, в обозримом будущем вырастут еще примерно на двадцать процентов, а потом стабилизируются. Возможна и коррекция, но она будет небольшой.

В прошлом году предприятия, которые предпочли административный нажим на металлургов переговорному процессу, в итоге проиграли. По неофициальной информации, они не только заключили соглашения на худших условиях, чем их более благоразумные коллеги, но и в течение года металл для них дорожал сильнее.

Можно не сомневаться, что и в этот раз АВТОВАЗ понесет при взаимодействии с металлургами более серьезные потери, чем другие автопроизводители. Практика показала, что в нынешних условиях единственный конструктивный путь взаимодействия автопрома и металлургов - переговоры. Стороны уже продемонстрировали в прошлом году умение находить компромиссы, и имеют все возможности найти их сейчас.

Финам.RU


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru