Тольятти Новости

Таманский долгострой

Дабы у завода даже теоретически не могло возникнуть проблем с отгрузкой продукции, от Тольятти до Одессы проложили аммиакопровод. Это ни много ни мало 2203 километра трубы, по которой круглый год в черноморский порт перекачивали удобрения, которые затем перегружались на специальные танкеры и

Пять лет назад на берегу Черного моря в Темрюкском районе Краснодарского края должен был появиться новый мощный портовый комплекс «АМО-ТоАЗ». Вместо него неподалеку от поселка Волна страна получила очередной долгострой. Инвестор несет многомиллионные убытки, а местный бюджет недополучает сотни миллионов налоговых отчислений.

Эта история уходит своими корнями во времена распада Советского Союза. Тогда в одночасье рушились наработанные за долгие десятилетия связи, градообразующие предприятия по всей стране одно за другим оказывались на пороге банкротства, не способные существовать в реалиях дикого капитализма, пришедшего на смену не всегда гибкой, часто критикуемой, но в целом понятной и привычной плановой экономике.

Экспортно ориентированным предприятиям параллельно со спасением производства приходилось решать и вопросы сбыта продукции. Большая часть транспортных каналов оказалась в руках некогда братских, а теперь независимых народов. Дружеские отношения, положенные на товарно-денежную почву, чем дальше, тем больше приобретали звериный оскал.

Все вышесказанное на сто процентов справедливо для флагмана советской, а теперь и российской химической промышленности корпорации «Тольяттиазот». Предприятие изначально строилось с прицелом на внешние рынки. Дабы у завода даже теоретически не могло возникнуть проблем с отгрузкой продукции, от Тольятти до Одессы проложили аммиакопровод. Это ни много ни мало 2203 километра трубы, по которой круглый год в черноморский порт перекачивали удобрения, которые затем перегружались на специальные танкеры и расходились потребителям по всему миру в 120 стран.

Распад Союза и бум приватизации разделил некогда единую, работавшую как часы транспортную систему. Большая часть трубы оказалась в руках украинских партнеров. ТоАЗ мало того что должен был теперь платить пошлины за перекачку своей продукции по территории сопредельного государства, так еще и фактически оказался в заложниках политической воли руководства страны. Благодаря средствам массовой информации мы прекрасно знаем о непростых отношениях с нашими соседями относительно вопросов перекачки нефти и газа, более того, знаем, насколько острыми могут быть споры и тяжелыми их последствия. Но российскому гражданину ничего не известно о том, что «Тольяттиазот» систематически сталкивался с теми же проблемами, что и «Газпром». Тоазовцам регулярно поднимали пошлины на прокачку аммиака, ввели квоты, из-за которых агрегаты предприятия не могут работать на полную мощность, в режиме максимальной экономической эффективности.

Наших соседей можно понять, им тоже нужно зарабатывать, пополнять бюджет. На Украине тоже существуют производители аммиака, которым необходим доступ к экспортной трубе, а она, как известно, не резиновая. Но что делать российскому химическому гиганту, оказавшемуся в тисках неблагоприятной рыночной конъюнктуры? Дошло до того, что в последнее время ТоАЗ за пользование украинской частью аммиакопровода платит по 120 миллионов долларов в год! Сумасшедшие деньги, которым, без сомнения, нашлось бы достойное применение и в России. Единственный выход из сложившейся ситуации президент корпорации «Тольяттиазот» Владимир Махлай видел только в диверсификации экспортных направлений.

Дорога к морю

С распадом СССР транспортники потеряли больше половины перевалочных мощностей. Да, в России остались два глубоководных черноморских порта Туапсе и Новороссийск, да, они смогли существенно нарастить инфраструктуру, однако все же имеют географические ограничения для дальнейшего роста и расширения номенклатуры обрабатываемых грузов. В итоге до сих пор до 40 процентов российского экспорта доставляется потребителям через порты Украины и прибалтийских стран. Специфика продукции корпорации «Тольяттиазот» подталкивала к единственно возможному решению – строить собственный глубоководный порт.

Активные работы в данном направлении начались еще в 1997 году, когда руководитель ТоАЗа принимал активное участие в выборе площадки под будущее строительство. Пожалуй, только сам Владимир Махлай сможет доподлинно рассказать, сколько раз с севера на юг и обратно облетел он все Черноморское побережье Краснодарского края, пока не понял, что удобнее всего строить в Темрюкском районе, на Таманском полуострове.

Здесь неподалеку от поселка Волна воедино сошлись сразу несколько благоприятствующих строительству факторов. В целом равнинный рельеф упрощал этап земляных работ. В месте предполагаемого строительства отсутствовали крупные сельхозпроизводители – характеристики местной почвы, мягко говоря, недостаточны для товарного земледелия. На суглинке, да еще и при условии близко расположенных грунтовых вод, много не вырастишь. Более того, в такие поля и технику-то запускать боязно, того и гляди, завязнет. Коровы и те тонули в этом «болоте». Но самое главное – строительство нового порта создало бы тысячи рабочих мест в России, вдохнуло бы жизнь в экономику депрессивного Темрюкского района посредством многомиллионных налоговых отчислений, разгрузило бы забитый судами Керченский пролив.

Как известно, Азовское море мелководно и суда океанского класса с большой осадкой в него заходить не могут. Мощности порта «Кавказ», в котором происходит перегрузка с больших кораблей на малые, ограничены. Вот и стоят суда на рейде в ожидании своей очереди. Их не один и не два, а десятки. Три года назад, 11 ноября, во время сильнейшего шторма больше всего кораблей пострадало именно здесь. Три судна затонули, еще пять выбросило на мель.

Социальная ответственность

Корпорация «Тольяттиазот» известна не только экономическими достижениями, но и социальной ответственностью. Это не пустые слова. Достаточно хотя бы один раз побывать в Тольятти, чтобы понять, насколько велик вклад предприятия в создание комфортных условий жизни не только для своих работников, но и всех горожан. Вот и в этот раз согласованный во всех инстанциях проект строительства порта включал более чем весомую социальную составляющую.

Придя в регион в качестве крупного инвестора, Владимир Махлай по собственной инициативе заложил в ассигнования на проект расходы по газификации поселка Волна. Были построены 7- и 15-километровые асфальтированные трассы, соединившие Тамань со станицей Веселовская и поселком Волна соответственно. ТоАЗ закупил восемь новых «Икарусов» для удовлетворения транспортных потребностей местного населения, активно занялся обустройством пляжной зоны, с тем чтобы жители района имели возможность с комфортом отдыхать в теплое время года на песчаных пляжах Черноморского побережья. Местные агрофирмы получили от «Тольяттиазота» удобрения, президент корпорации распорядился закупить во Франции крупную партию саженцев виноградной лозы лучших сортов, с тем чтобы вывести виноградарство в регионе на качественно новый уровень.

На средства ТоАЗа в Тамани отремонтированы детская поликлиника и одна из площадей, в Волне – здание школы. Кроме того, здесь развернулось строительство добротных многоквартирных кирпичных жилых домов. На берегу Черного моря вырос отель. Точнее – административно-гостиничный комплекс, помимо всего прочего, предоставляющий услуги профилактического лечения не только сотрудникам корпорации, но местным жителям, причем на более чем приемлемых условиях. Построено и оснащено пожарное депо, приобретен и находится на боевом дежурстве пожарный автомобиль. Он уже прошел боевое крещение: его приходилось задействовать при оказании помощи в тушении пожаров в Темрюкском районе. И это далеко не полный список социально ориентированных проектов предприятия с берегов Волги.

Параллельно шла работа с официальными органами Темрюкского района и Краснодарского края, для которых проект строительства порта «АМО-ТоАЗ» был крайне выгоден. Скажем лишь, что корпорация взяла на себя обязательства делать в местные бюджеты отчисления сверх налогооблагаемой базы. Планировалось дополнительно оставлять в регионе по два доллара с каждой тонны отправленного на экспорт аммиака. Расточительство? Отнюдь. Это не что иное, как пример социальной ответственности бизнеса, к которой руководители страны не устают призывать олигархов. Здесь же все происходило добровольно. К тому же химический гигант вполне мог позволить себе столь серьезные вложения в регион, поскольку держал в уме перспективу отказа от ежегодных отчислений ста с лишним миллионов долларов в бюджет сопредельного государства.

Деловой подход

Согласно постановлению № 1013 Краснодарский край выделил под строительство в 2001 году 198 гектаров земли, через два года площадь довели до 229 гектаров. Итого в аренде на 49 лет оказалось 15 земельных участков. В том же 2003 году было получено разрешение на строительство, и процесс пошел. Да какими темпами! Владимир Махлай никогда не любил откладывать дела в долгий ящик, не стал он изменять своим принципам и в этот раз.

В чистом поле на глазах стали возникать портовые сооружения. Только вдумайтесь в объем работ! От ближайшей железнодорожной станции Вышестеблиевская протянули железнодорожную ветку (а это 36 километров), построили станцию на 8 путей по 850 метров каждый, плюс вытяжной путь на 1050 метров. Именно железнодорожным транспортом аммиак в цистернах должен был приходить на Черноморское побережье. Через огромных размеров охлаждающую установку он затем попадает в два резервуара емкостью по 30 тысяч тонн каждый. Две эти, с позволения сказать, гигантские белоснежные бочки доминируют над окружающим пейзажем. Они спроектированы и построены с использованием самых современных технологий. Высокопрочные материалы и двустенная конструкция обеспечивают герметичность, свайное основание гарантирует устойчивость сооружения даже при землетрясении магнитудой в 9 баллов по шкале Рихтера.

Со склада аммиак по трубопроводам подается на перегрузочный комплекс, с которого его уже получают танкеры. Но суда такого класса имеют большую осадку, а глубины в месте строительства физически не позволяют им подходить к берегу. А зачем подходить им? Пусть порт уйдет дальше в море, на глубокую воду – решили проектировщики. Гидротехническая эстакада протянулась на 2208 метров от берега. Здесь оборудовано несколько причальных стенок. Сотни металлических свай, тысячи тонн металлоконструкций и инженерная смекалка позволили ТоАЗу отказаться от дорогостоящей прокладки глубоководного судоходного канала и соответственно не менее затратных работ по его поддержанию в рабочем состоянии.

Правильность выбранного конструктивного решения подтвердил восьмибалльный черноморский шторм в ноябре 2007 года. Причальные сооружения и эстакада с честью выдержали выпавшие на их долю испытания.

Согласно первоначальному плану проектные мощности портового комплекса корпорации «Тольяттиазот» были рассчитаны на перевалку 2 миллионов тонн жидкого аммиака в год, однако, учитывая объем капитальных вложений в создание портовой инфраструктуры, в 2004 году была подана заявка о намерениях по увеличению объемов перевалки грузов до 6 миллионов тонн в год. На берегу были заложены три крытых хранилища для сыпучих материалов вместимостью по 60 тысяч тонн каждый и десять зернохранилищ. В море стала уходить вторая эстакада, по которой составы могли бы подаваться непосредственно к принимающему судну.

Для этих целей было закуплено и смонтировано дорогостоящее дополнительное оборудование. В частности, два 100-тонных крана «Либхер» немецкого производства со скоростью обработки грузов 120 тонн в час, а также четыре козловых крана грузоподъемностью 40 тонн. В перспективе порт «АМО-ТоАЗ» мог бы по грузообороту обойти терминалы Новороссийска и стать вторым по мощности портом в стране.

Гордиев узел

Однако этим планам не суждено было сбыться. Порт, в возведение которого инвестором уже вложено более 400 миллионов долларов, превратился в циклопических масштабов долгострой. Объект, введение в строй которого планировалось еще в 2005 году, не может заработать до сих пор. Морская часть порта готова на 95 процентов, на берегу работ больше, но основные объекты возведены давным-давно. Одного только оборудования, ждущего разрешение на монтаж, здесь простаивает на 100 миллионов долларов. Добавьте сюда немалые расходы на консервацию, и вы получите полную картину экономической катастрофы, разразившейся в регионе.

Кто виноват в случившемся? Однозначного ответа на данный вопрос нет и быть не может. Это огромный клубок противоречий, сплетенный из зависти, корысти и жажды наживы со стороны одних людей и тотальной коррумпированности, круговой поруки и стремления к личному обогащению со стороны других. Как вышло, что подписанные договора аренды в одночасье были забыты? Как и откуда у земель, на которых ТоАЗ возвел портовую инфраструктуру, появились новые собственники? Почему предприятию систематически отказывают в праве отстаивать свои интересы в суде? Простых ответов на эти вопросы нет ни у нас, ни у юристов, ведущих дела корпорации «Тольяттиазот» и пытающихся сделать все возможное, чтобы порт, столь нужный стране, все-таки начал работу, несмотря на возникшие преграды и препоны.

Продолжение читайте в следующем номере

 

Общественно-политическая газета "Трибуна"


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru