Тольятти Новости

Майя Плисецкая: «Всю жизнь я стремилась быть ни на кого не похожей»

А вот впечатление Майи Плисецкой о состоявшейся тогда же поездке в Тольятти, в хореографическую школу ее имени: «Впечатление от посещения школы прекрасное. Как говорил когда-то знаменитый одесский педагог Столярский, воспитавший десятки ставших мировыми знаменитостями скрипачей, «в школе имени

Майя Плисецкая: «Всю жизнь я стремилась быть ни на кого не похожей»

Валерий ИВАНОВ

№ 213 (5922) от 23.11.10

Театральный мир отмечает юбилей великой балерины. Встречи с легендарной артисткой – подарок судьбы.

20 ноября Майя Михайловна Плисецкая отметила свой юбилей. Великая балерина давно стала одним из символов балетного искусства второй половины XX – начала ХХI века.

«Марии Каллас еще не было, а Майя Плисецкая уже была. Была и есть. Плисецкая не оставляет ни у кого сомнений в том, что она, всегда и везде делавшая по-своему, навсегда останется величайшей балериной нашего столетия». Это строки из статьи, опубликованной в 1996 году в одной из нью-йоркских газет. Несравненная Майя и сегодня обворожительна, женственна и немного таинственна - как истинная звезда, кумир нескольких поколений почитателей балета.

Судьба подарила мне счастливую возможность на протяжении десятилетий видеть Плисецкую на сцене, а с середины 1990-х годов неоднократно встречаться и беседовать и с ней, и с обожаемым ею мужем композитором Родионом Щедриным. Именно он, по признанию Плисецкой, на десятилетия продлил ее сценическую жизнь, написав специально для нее несколько балетов. Вот несколько личных воспоминаний о Майе Михайловне.  Впервые Плисецкую на сцене я увидел в «Лебедином озере» во время гастролей Большого театра в Киеве в 1954 году. Впечатление об этом спектакле, и особенно о ее изумительных, как бы лишенных костей руках-крыльях оказалось настолько сильным, что не стерлось из памяти  и по сей день. Потом были и другие спектакли Большого театра с ее участием, в числе которых четыре балета Щедрина: «Кармен-сюита», «Анна Каринина», «Чайка» и «Дама с собачкой» - довелось побывать на премьерном и единственном представлении этого балета в Большом театре. Посчастливилось видеть в исполнении Плисецкой и бессмертного «Лебедя» на музыку Сен-Санса, и, наконец, ее звездный выход в сногсшибательно-роскошном платье от Кардена в финале концертного гала «Имперского балета», с которым она приезжала в Самару в  1997 году.

Массу впечатлений мне подарили три балетных конкурса «Майя», которые прошли в Санкт-Петербурге в 1994, 1996 и 1998 годах. На мой вопрос о том, чем был для нее этот конкурс, Плисецкая сказала: «Моей задачей было заставить людей шевелить мозгами, создавать новую хореографию. Прежде всего, мне хотелось узнать, не вывелись ли у нас на Руси хореографы.  Огромный кусок времени у нас в стране вообще ничего нельзя было ставить и танцевать. Я как бы наверстывала упущенное, пыталась склонить людей на всех континентах к творчеству. Старое прекрасно, но на одной «Жизели» можно засохнуть. Оказывается, нет, не вывелись. На втором туре была предоставлена полная свобода творчества в создании номера на музыку Щедрина из балетов моего репертуара. Было запрещено только повторение моей интерпретации. На первом туре – танцуй что хочешь: классику или современное - по своему выбору, лишь бы пройти во второй тур. Он был самый ответственный. На заключительном туре – чистая классика. Многие номера оказались на высоте, и лучших хореографов мы наградили грамотами. Такое раньше не практиковалось на других конкурсах. У меня в жюри были самые первоклассные мастера. Каждый человек что-то из себя представлял, а не то, что мои личные симпатии. Например, Иоко Моришита, с которой танцевал Нуриев. Мы выявили много замечательных танцовщиков. С большой радостью могу сказать, что моя миссия не прошла даром. Конкурс многим дал путевку в жизнь: они танцуют в Европе, Америке, Японии. Но, вообще говоря, это лотерея. Даже если на конкурсе выступишь очень хорошо, можно никуда не попасть. Конкурс не гарантия, а лишь возможность выйти в мир: тебя видят импресарио, директора театров. Это лучше чем сидеть дома, где тебя никто вообще никогда не узнает. У каждого артиста своя собственная судьба, душа. Я не хочу похожести, всю жизнь стремилась не быть похожей ни на кого. Это и есть индивидуальность. Ее хочу обнаружить и у исполнителей моих партий. Конкурс прекратил существование ввиду финансовых трудностей. Если бы была в состоянии, содержала бы его сама. А для миллионера-мецената это не такая уж бешеная сумма».

В 2003 году в связи с 70-летием Родиона Щедрина Самарский оперный театр выпустил премьеру его балетов «Дама с собачкой» в постановке Натальи Малыгиной и «Кармен-сюита» в постановке Никиты Долгушина. На премьеру Родион Щедрин и Майя Плисецкая специально прилетели из Мюнхена. Вот фрагмент из интервью, взятого тогда мной у М.Плисецкой: «Новые  самарские постановки балетов на музыку Щедрина нам очень понравились. Мне довелось видеть по крайней мере два десятка разных исполнительниц Кармен, а версий «Кармен-сюиты» - не меньше шести. А вот «Дама с собачкой» была единственный раз  поставлена  в Большом театре. Здесь в Самаре - вторая версия. Балет сделан с большой любовью, с большим вниманием к музыке, со знанием Чехова. Все очень пластично, красиво. Замечательные артисты. Смотрится с большим интересом. Я думала, прошло полчаса, а оказывается - 55 минут. И это приятно: время пролетело незаметно. Кордебалет красив. Здесь все по-другому: и хореография, и интерпретация. Это очень интересно. Мне  понравилась  исполнительница главной партии Мария Тарноградская. Она с пониманием отнеслась к роли и даже внешне немножко похожа на Ию Савину. Мы очень довольны, что приехали на премьеру. Спасибо».

А вот впечатление Майи Плисецкой о состоявшейся тогда же поездке в Тольятти, в хореографическую школу ее имени: «Впечатление от посещения школы прекрасное. Как говорил когда-то знаменитый одесский педагог Столярский, воспитавший десятки ставших мировыми знаменитостями скрипачей, «в школе имени мене стоит портрет во весь мой возраст». Так что  мы побывали в школе «имени мене». Они звали давно. Не  думала, что Тольятти так близко от Самары. Решение ехать приняла  в один день. Это не было предусмотрено программой. Маленькие дети смотрели умными взрослыми глазами. Масса вопросов, и ни одного глупого. Одна кроха лет шести спросила: «Скажите, пожалуйста, вы плакали, если у вас что-то не получалось?» Я ответила, что никогда не плакала. Я вообще не плакса. К сожалению, они перед нами не танцевали».

В 2008 году снова довелось встретиться с Майей Михайловной в Самаре: она и Родион Щедрин приезжали с Валерием Гергиевым в качестве почетных гостей первого Музыкального фестиваля «Мстиславу Ростроповичу». Вот один из рассказанных ею эпизодов, связанных с великим маэстро: «Я была на гастролях в Аргентине. Никогда не принимая снотворного, однажды позволила себе это, и вдруг в четыре часа ночи – стук в дверь, врываются Ростропович, Вишневская и две их дочери. Они были вне себя: только что их лишили советского гражданства».

И еще одна встреча с Майей Михайловной - летом нынешнего года в Санкт-Петербурге на гергиевском фестивале «Звезды белых ночей», где состоялась премьера балета «Анна Каренина» и прозвучала в концертном исполнении опера Щедрина «Очарованный странник». М.Плисецкая: «Мы давно не виделись. Хорошо, что сейчас, если есть деньги, можно поехать куда угодно. Не то, что раньше»…



<< Ноябрь 2010 >> Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30          

Самарские известия


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru