Тольятти Новости

Коммерческая биография

Приволжское кредитное бюро, расположенное в Тольятти, было одним из первых реально работающих региональных кредитных бюро в стране. И сейчас оно остается единственным в Самарской области, в нем хранится информация о заемщиках-жителях губернии. Чтобы получить свою кредитную историю,

 


Приволжское кредитное бюро, расположенное в Тольятти, было одним из первых реально работающих региональных кредитных бюро в стране. И сейчас оно остается единственным в Самарской области, в нем хранится информация о заемщиках-жителях губернии.
Чтобы получить свою кредитную историю, вы сначала должны узнать, в каком БКИ она хранится, направив для этого запрос в Центральный каталог кредитных историй, а затем уже обратиться в свое бюро. В Приволжском эта услуга — запрос в Центральный каталог — стоит 50 рублей. Как только вы получаете отчет, вы можете видеть, насколько предоставленная информация соответствует действительности. Нередки случаи, когда в этих документах встречаются ошибки: клиенты все чаще обращаются с требованием оспорить достоверность данных. Зачастую неточности допускаются банками при загрузке сведений в базы данных кредитного бюро, когда совпадают имена, фамилии, отчества, даты рождения заемщиков. Часто встречаются и ошибки технического характера, например, перепутаны буквы в фамилии или есть неточности в паспортных данных, а также ошибки, искажающие информацию о наличии кредита в банке и сумме его задолженности. В бюро считают, что банки далеко не всегда внимательно относятся к обработке данных заемщика, поэтому людям стоит самим перепроверять сведения.

Кто исправит?
В соответствии с законом «О кредитных историях» физическое лицо вправе полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, подав в бюро, в котором хранятся его данные, заявление о внесении изменений и (или) дополнений. «Бюро кредитных историй в течение 30 дней со дня получения заявления обязано, за исключением случаев, определенных федеральным законом, провести дополнительную проверку информации, входящей в состав кредитной истории, запросив ее у источника формирования данных, - поясняет директор Самарского ОО Саратовского филиала АКБ «МБРР» (ОАО) Михаил Бакланов. - На время проведения такой проверки в кредитной истории делается соответствующая пометка. БКИ обновляет кредитную историю или оставляет ее без изменения. О результатах рассмотрения заявления бюро обязано в письменной форме сообщить субъекту по истечении 30 дней со дня получения. Отказ в удовлетворении должен быть мотивированным».
Должны ли БКИ перепроверять данные, предоставленные им банками? Вряд ли, считают и представители бюро, и банкиры. Ведь эта работа сильно затруднит текущую деятельность. Бюро кредитных историй сами не формируют информацию по заемщикам, такими данными они просто не располагают. БКИ выполняют, по сути, функцию огромного хранилища данных, которые принимаются от банков, обрабатываются, структурируются, формируются и хранятся. Другое дело, если обращается сам заемщик.
«Бюро кредитных историй обязано осуществлять процедуру проверки информации, входящей в состав кредитной истории заемщика по его заявлению, - говорит генеральный директор ЗАО «Приволжское кредитное бюро» Вера Агафонова. - Но не всегда обращающийся к нам гражданин, который утверждает, что у него нет ни с одним банком финансовых взаимоотношений или что информация по данным просрочек неверная, бывает прав. Часто люди забывают о взятых кредитах или теряют кредитные карты. Проверка, которую мы проводим, дает достоверную картину, и тогда мы либо вносим недостающую информацию, либо удаляем».
Согласно тому же закону, банки обязаны не позднее 10 дней со дня совершения действия предоставить информацию, которая входит в состав кредитной истории в бюро. А далее в документе говорится о профессионализме и добросовестности самих сотрудников банков, на которых возложена ответственность по работе с бюро кредитных историй. Здесь, считает Вера Агафонова, как раз и требуется усиление контроля внутри самих банков за их же работой.
«Распространенные обращения связаны с несвоевременным внесением записи о платежах, отсутствием внесения информации о факте погашения займа, - говорит генеральный директор ЗАО «Приволжское кредитное бюро». - Поскольку банк перед принятием решения о выдаче кредита получает информацию о потенциальном заемщике из кредитного бюро и видит финансовую дисциплину заемщика с другими банками, то при отсутствии своевременно внесенной информации этот клиент расценивается как неблагонадежный, имеющий просрочку платежей, и, соответственно, данная информация может влиять на принятие решений банком».

Приписанный «должок»
Однако «подмоченная» по вине компьютера репутация — полбеды. Существует проблема ошибок случайных и ошибок намеренных. Неслучайно вопрос оформления кредитных договоров поднимает Минфин РФ. Информация о некорректных, мягко выражаясь, операциях по отношению к заемщикам все чаще всплывает на поверхность. Речь идет о небольших банках, которые шантажируют заемщиков, пытаясь взыскивать немалые штрафы и иные платежи на незаконных основаниях. Существует целая система психологического давления на клиентов, когда по телефону звонят не только им, но и их родственникам, и угрожают распространить сведения о якобы недобросовестности заемщиков. Люди вынуждены обращаться в суд и, как правило, в таких случаях истцы-физические лица выигрывают. Хотя ущерб репутации, безусловно, нанесен.
«Существует ряд банков, которые к такой информации не прислушиваются, - рассказывает директор Самарской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко. - Дело в том, что есть разные категории заемщиков. Если банк видит, что клиент является работником или руководителем предприятия, которое обслуживается в этом банке, то, я думаю, к кредитной истории будет относиться с достаточной долей скепсиса. Потому что будет видеть операции, проводимые юридическим лицом. Иными словами, шанс заемщика получить кредит резко возрастает, если он обращается в банк, который ведет расчетно-кассовое обслуживание работодателя клиента. Кроме того, есть крупнейшие банки, которые обладают настолько глобальной собственной информационной базой, что для них информация о кредитных историях, которые есть у клиента в других банках, не столь важна. Если этот человек уже сотрудничал с этим крупным учреждением и был надежным клиентом, он по-прежнему и ценен и, скорее, под сомнение попадет сама информация о его недобросовестности».
Как видно, уровень доверия банка к отдельно взятому клиенту может зависеть от разных факторов. С другой стороны, хорошие клиенты, как и та корова, «нужны самому» банку. Поэтому далеко не всегда он готов делиться ими, а значит, сведениями о положительной кредитной истории, с другими участниками рынка. Банки начинают борьбу за клиента и сохранять надежного заемщика для себя им очень удобно. Сейчас очень важно разместить накопившиеся средства с минимальными рисками, когда началась чуть ли не массовая выдача кредитов. Так и возникают факты фальсификации сведений. У человека, допустим, заем давно погашен, а в отчете напротив графы «кредит» стоит статус «активный». Единственное, что могут сделать сами клиенты в этой ситуации — обратиться в суд. Защитить свои честь и достоинство можно, вооружившись кредитным договором и выпиской по кредитному счету, откуда будет ясно, что ваш долг перед банком — нулевой.

Волжская Коммуна


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru