Тольятти Новости

Курс на орлиный город

Китайские чиновники рассказали тольяттинским коллегам, что успех развития экономической зоны заключается в невмешательстве власти в дела бизнеса

На днях мэр города Анатолий Пушков в сопровождении руководителя управления внешнеэкономической деятельности и маркетинга территорий Дмитрия Жаринова и руководителя департамента экономического развития Дениса Жидкова посетили Китай. Главной целью поездки стало празднование Дня города-побратима Лояна. Однако во время визита тольяттинские чиновники решили не только праздно провести время, но и вынести из командировки пользу. Они побывали в первой свободной экономической зоне Китая — Шэньчжэнь, чтобы почерпнуть опыт развития данного направления, актуального для нашего города.
Шэньчжэнь основана в 1981 году. По словам Дмитрия Жаринова, создание такой зоны в то время было для правительства коммунистической страны достаточно авантюрным экспериментом. Но по результатам 30-летней деятельности можно сказать, что место было выбрано удачно: территория, когда-то расположенная ровно напротив Гонконга, сегодня практически примыкает к нему. Шэньчжэнь первоначально рассматривали как зону транзита Китая и всего мира. Это был свободный порт, освобожденный от некоторых пошлин.
— В течение короткого времени Шэньян переориентировали в то, что в нашем понимании называется свободная экономическая зона промышленного типа,— заявил Дмитрий Жаринов. — Там стали буйно развиваться различные виды производств. В том числе сегодня Шэньчжэнь производит порядка 60% подсветок для панелей ЖК мирового производства, порядка 40% жидкокристаллических панелей собственного производства, плюс здесь сосредоточено 20-30% мирового производства всевозможных аккумуляторов. Нужно отметить, что Шэньчжэнь — это центр двух крупных китайских компаний, работающих в сфере связи и телекоммуникаций. Например, ZTE производит, наверное, 90% модемов для Интернета, которые используют наши операторы связи. Компания Huawei — это производство другого оборудования для телекоммуникаций: сотовая связь, специальное оборудование, станции. Сегодня компания имеет годовой объем продаж более 30 миллиардов долларов, то есть превышает в 5,5 раз показатели АВТОВАЗа в его лучшие годы. А городу всего-то 30 лет, и компании развились достаточно за короткий срок. За небольшой период времени была создана мощная экономика.
По мнению тольяттинских чиновников, такое экономическое развитие стало возможным благодаря большому притоку капитала в свободную экономическую зону, в том числе иностранных вложений.
— Сам город выглядит как шесть-семь Манхэттенов: огромная небоскребная территория с великолепными коммуникациями, банками, современным дорожным хозяйством, хорошо развитой транспортной сетью, метро, — поделился впечатлениями Дмитрий Жаринов. — Более того, в планах властей Шеньжень до 2017 года полностью заменить бензиновый общественный транспорт на электрический привод. Сами предприятия находятся в черте города, вдоль дорог, а напротив — деловые центры, магазины и жилые дома.
На вопрос, в чем же залог успеха китайской экономической зоны, ответил руководитель департамента экономического развития Денис Жидков, после чего все стало на свои места.
— Когда мы задавали вопрос властям города, как удалось достичь такого успеха в создании Технопарка, главными причинами нам назвали максимальное невмешательство власти и фактически полную автоматизацию процедур по созданию бизнеса, без физического участия чиновника,— рассказал Денис Жидков. — Именно гарантии того, что бизнес не будет подвергаться определенным проверкам или другим нормативным вмешательствам со стороны власти, по мнению тех же самых чиновников, обеспечили развитие такой промышленной зоны.
— Успешно применяемый в Шэньчжэнь принцип единого окна по решению проблем бизнеса, зачатки чего мы сейчас пытаемся сделать в Тольятти, — сказал Жидков. — Это и бизнес-инкубирование, и развитие Технопарков, и создание особой экономической зоны, где главное условие — принцип единого окна для любого резидента, кто туда приходит. Нам было четко сказано, что когда создавалась экономическая зона в Китае, большой бизнес поверил, что он не будет подвергаться притеснениям.
Денис Жидков также отметил, что Технопарки в Китае носят муниципальный характер и не получают помощи от федерального правительства, но порядка 40% налогов в Китае остаются внутри территории на свое развитие в отличие от российской действительности.
— Побывав в Шэньчжэнь, мы поняли, что создание свободных экономических зон — правильная тенденция, которая показала себя на практике, и мы поняли, что выбрали правильный путь, — заявил руководитель департамента экономического развития Тольятти.

Площадь свободы

Анна СУХАРЕВА


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru