Тольятти Новости

«Мега-Лада» ходит по лезвию ножа

Гордость тольяттинского спорта может отказаться от участия в командном чемпионате страны 2010 года

Завершившийся сезон по гаревому спидвею 2009 года подарил тольяттинцам как большие спортивные праздники мирового масштаба, так и разочарование, которым обернулось для болельщиков выступление «Мега-Лады» в прошедшем командном чемпионате страны. Напомним, по итогам КЧР команда, восемь раз подряд поднимавшаяся в последние годы на вершину наградного пьедестала, оказалась лишь третьей, уступив вторую и первую ступеньки «Востоку» и «Турбине» соответственно. Для того чтобы узнать, в чем причина столь неутешительных результатов сезона и каково вообще будущее спидвея в Тольятти и стране, корреспонденты «ПС» встретились с вице-президентом тольяттинской «Мега-Лады» Алексеем Степановым.
— Алексей Анатольевич, какую оценку вы можете дать прошедшему летнему сезону? С чем, по-вашему, связан неудовлетворительный результат, который показала в этом году тольяттинская «Мега-Лада»?
— Сезон по гаревому спидвею 2009 года я бы назвал удачным только потому, что он вообще состоялся. Что же до «Мега-Лады», не скрою: у нас были проблемы с финансированием, и мы не смогли во время подготовки к сезону выплатить ребятам средства в нужном объеме. Соответственно, они не подготовились к чемпионату так, как могли бы это сделать. Да и психологические проблемы у спортсменов были, у каждого, конечно, свои — семейные, несемейные. Думаю, все это в совокупности дало тот результат, который мы получили по итогам командного чемпионата страны. Хотя под конец сезона, когда появились деньги, ребята вроде бы попытались показать зубы. Подтверждение тому — последняя домашняя гонка с «Востоком», завершившаяся со счетом 49:41 в пользу гостей, где «Мега-Лада» все-таки продемонстрировала, на что способна в действительности.
Если перейти на личности, то от Сергея Даркина, например, ожидалось значительно больше в течение всего сезона, тогда как он показал едва не единственный достойный результат в уже упомянутой гонке с «Востоком». Но в тот же день у Даниила Иванова, к сожалению, не пошло так, как шло весь сезон. Здорово подкачали Илья Бондаренко с Романом Ивановым, которые показали совсем не то, что мы от них ожидали. Вообще, если рассматривать командный чемпионат, у нас, по моим личным ощущениям, по тому, что я видел со стороны, наверное, не сложилось какого-то единого, по-настоящему «мегаладовского» духа, который прежде присутствовал всегда. И общее настроение в команде, конечно, сыграло свою роль и повлияло на результат.
— Вы упомянули о проблемах с финансированием, которые испытывала команда в прошедшем сезоне. Есть ли надежда, что в 2010 году эти вопросы будут сняты?
— Вопрос финансирования «Мега-Лады» довольно-таки сложный. На сегодняшний день могу сказать только то, что в бюджете Самарской области на 2010 год на спидвей заложено ноль рублей. Так что рассчитывать на поддержку региона пока, увы, не приходится. Конечно, мы рассматриваем и другие возможные варианты финансирования, ищем спонсоров. И потому пока не заявляем однозначно, что в следующем году мы либо будем, либо не будем участвовать в чемпионате России по гаревому спидвею. Мы работаем на сохранение команды, на то, чтобы «Мега-Лада» участвовала в КЧР по гаревому спидвею 2010 года.
— С профессиональными клубами ситуация ясна. А что происходит в детско-юношеской школе по спидвею? Сохранено ли ее финансирование за счет средств областной казны на 2010 год?
— Если исходить из доклада, подписанного председателем комитета Самарской губернской Думы по молодежной политике, физкультуре и спорту Натальей Бобровой, на областную детско-юношескую спортивно-техническую школу по спидвею в бюджете губернии на 2010 год финансирование предусмотрено. Однако сумма, надеюсь, не окончательная, поскольку она на 40% меньше той, которую школа получила в нынешнем году. Во всяком случае, из разговора с заместителем министра спорта, туризма и молодежной политики Самарской области Олегом Саитовым я могу сделать вывод, что он готов оказать содействие и попытаться изыскать возможность, для того чтобы финансирование ДЮСТШ по спидвею было сохранено на уровне 2009 года. Ведь воспитанники школы принимают непосредственное участие в жизни взрослой команды и нуждаются в обновлении существующего технического парка и приобретении новой техники не меньше своих старших товарищей. Да и тех ребят, которые приходят заниматься спидвеем впервые, мы не можем и не должны оставлять без мотоциклов, поскольку в этом случае теряется весь смысл существования спортивной школы.
— Алексей Анатольевич, как продвигается подготовка к предстоящему ледовому сезону? Все ли гонки, запланированные к проведению в Тольятти, состоятся?
— Подготовка к сезону 2009-2010 года по мотогонкам на льду идет полным ходом. Так, взрослые участники ледовой «Мега-Лады», в числе которых братья Иван и Даниил Ивановы и Виталий и Дмитрий Хомицевичи находятся сегодня на сборах в Новосибирске, куда по приглашению Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ направлены все кандидаты в национальную сборную нашей страны. Она, кстати, формируется по результатам личного чемпионата России, победители и призеры которого и составляют костяк российской команды. Представителям «Мега-Лады» в составе сборной в последние годы присутствовали всегда. Думаю, и в этот раз тольяттинцам представится возможность отстаивать честь страны на мировой спидвейной арене. Отмечу, параллельно со взрослыми мотогонщиками в учебно-тренировочных сборах, проходящих в Каменске-Уральском, принимают двое тольяттинских юниоров — Михаил Зелепукин и Сергей Карачинцев, которые также присутствуют в основном составе тольяттинской «Мега-Лады».
Что же до намеченных на предстоящий сезон ледовых гонок, их в Тольятти пройдет три. Из-за неблагоприятных погодных условий, которые не позволяют залить ледовую дорожку вовремя, нам приходится перенести четвертьфинал личного чемпионата России с 12 и 13 декабря на 19 и 20 декабря. Вторую ледовую гонку тольяттинцы смогут увидеть на треке стадиона «Строитель» 23 и 24 января, когда здесь пройдут два этапа командного чемпионата страны в суперлиге, а третью — 6 и 7 февраля, когда мы будем принимать у себя один из этапов мировой серии Гран-при по мотогонкам на льду.
— Говоря о Гран-при, нельзя не упомянуть о полуфинале гаревого Гран-при Челлендж, который должен был состояться на нашем стадионе летом 2010 года. Ходят слухи, что Тольятти от проведения этой гонки отказался, уступив ее Балаково.
— Вы совершенно правильно заметили, что это не более чем слухи. От проведения полуфинала Гран-при Челлендж мы не отказались и отказываться не собираемся. Хотя ситуация в этой части сложилась действительно несколько странная. Якобы директор Национальной лиги спидвея Андрей Савин звонил, чтобы получить от нас подтверждение либо отказ от проведения этапа, но не дозвонился. Зато на звонок ему ответили в Балаково, где сообщили, что готовы принять у себя помимо полуфинала личного чемпионата Европы и одного из этапов командного чемпионата мира еще и полуфинал Гран-при Челлендж. Отсюда и возникшая двойственность: либо Балаково, либо Тольятти. Но я думаю, что Балаково достаточно двух международных гонок на один гаревый сезон, а потому полуфинал Гран-при Челлендж мы проведем на тольяттинском треке, даже если спидвея как такового в Тольятти в следующем году, не дай бог, не будет.
— Насколько известно, руководители российских клубов готовы принять решение об участии в летнем командном чемпионате страны 2010 года иностранных легионеров. Как вы относитесь к такой возможности? Нужны ли в принципе российским клубам зарубежные гонщики?
— Участие легионеров в командном чемпионате России — это нормально, ведь раньше так, собственно, и было. Взять хотя бы «Мега-Ладу»: за нас неоднократно выступали Ники Педерсен, Ли Адамс, Адреас Йонссон и другие именитые спортсмены мирового уровня. Действительно, в сложившейся финансовой ситуации может получиться так, что одна команда сможет усилиться за счет легионеров, а другая — нет. Однако я всегда выступал за то, чтобы зарубежные гонщики в составе российских клубов присутствовали. Поскольку это — наш двигатель вперед. Если бы отец в свое время не «продавил» эту ситуацию, не добился бы допуска легионеров в российские чемпионаты, у нас бы не было сейчас того же Эмиля Сайфутдинова, мы бы так и топтались на месте, проводя внутрироссийские чемпионаты «своего двора». Возможно, мы не так скоро смогли бы принять участие в финале командного чемпионата мира. Ведь уже в этом году наша сборная почти держала в руках «бронзу», оказав более чем достойное сопротивление командам-представительницам элиты мирового спидвея.
Конечно, сейчас российские мотогонщики вряд ли признаются в том, что знакомились с техническими новинками благодаря легионерам. Но я помню их первые приезды сюда, когда наши механики активно интересовались тем, какие технические новинки привозят с собой их зарубежные коллеги, какие новшества используют они для повышения качества работы мотоциклов. Именно поэтому мы семимильными шагами пошли вперед в развитии спидвея и наши ребята начали заключать контракты с иностранными клубами. Так что я однозначно за участие легионеров в российском чемпионате. В каком именно виде — это второй вопрос. Можно, например, ограничиться двумя легионерами. Но тогда неясно, как расценивать того же Эмиля Сайфутдинова, действующего участника мировой серии Гран-при. Можно ли считать его легионером в составе «Турбины»? Или команда из Балаково сможет привлечь еще двух зарубежных спортсменов, увеличив число гонщиков мирового уровня до трех человек? Ситуация, как видите, многогранная, ее надо внимательно рассмотреть, обсудить со всех сторон и принять такое решение, которое устроило бы всех, а не давало преимущество какому-то одному клубу.
— Как, по-вашему, можно увеличить число участников командного чемпионата нашей страны? Можно ли надеяться, что в сезоне 2010 года на дорожку вернутся представители Октябрьского и Салавата?
— К сожалению, ни в Октябрьском, ни в Салавате перспектив по участию в командном чемпионате России на сегодняшний день нет. Так что в части увеличения числа участников КЧР я могу только поделиться собственными рассуждениями. К примеру, сейчас ходят слухи, что поляки хотят отказать в участии в своих лигах иностранным клубам, таким как венгерский «Мишкольц» или «Локомотив» из Даугавпилса. Но с ребятами из того же Даугавпилса мы дружны, я знаю их отношение к спидвею, и просто так похоронить команду они не дадут, будут развивать ее дальше. В какую сторону — пока неясно. Возможно, попытаются «продавить» ситуацию в отношении поляков. Возможно, речь пойдет о создании какой-то отдельно взятой европейской лиги спидвея, куда войдут и российские клубы в том числе. Это, кстати, тоже вариант. Ведь у нас существует еще и такая лига, как украинская. И объединение их всех может стать каким-то выходом из положения. Естественно, это приведет к увеличению затрат, связанных с постоянным пересечением границ. Зато мы получим полноценный чемпионат: четыре украинских клуба плюс Венгрия и Даугавпилс и плюс три российских клуба. Но в этом случае возникает огромная географическая проблема — Владивосток. Ни украинцы, ни латыши, ни венгры не согласятся летать на такое большое расстояние, поскольку это очень сильно бьет по бюджетам. Но отсекать «Восток» от чемпионата очень жалко, потому что их финансируют, им дают возможность развиваться. Складывается своеобразный гамбит, когда жертвуешь меньшим ради чего-то большего. Но у меня даже язык не поворачивается сказать, что надо пожертвовать Владивостоком ради восьми команд в чемпионате. Хотя по логике, конечно, восемь команд европейской лиги — огромный плюс для развития спорта как такового.

Площадь свободы

Юлия РОМАНЕНКО


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru