Тольятти Новости

«Избыточный персонал» пригодится через 2 года

Руководство АВТОВАЗа не исключило возможность банкротства завода

Вчера президент АВТОВАЗа Игорь Комаров в компании четырех своих заместителей: Юга Демаршелье, Олега Лобанова, Григория Хворостянова и Максима Нагайцева в течение двух часов объяснял, как Волжский автозавод будет жить дальше. Можно предположить, что пресс-конференция вазовского руководства стала своеобразным ответом на заключения заместителя главы Минпромторга Андрея Дементьева о бесполезности любой антикризисной терапии для автопроизводителя. Напомним, документы, из которых можно было сделать подобные выводы, попали некоторое время назад в прессу.
Впрочем, из заявлений заводских топ-менеджеров следует, что пациент, то есть завод, скорее жив, нежели мертв. Он болен затяжной болезнью, симптомы которой раньше старались не замечать. Но болезнь из хронической еще не превратилась в смертельную, а значит, обратима. Главное, «пациент» готов приступить к радикальному лечению и не потерял воли к жизни, потому что продолжает строить планы на будущее.
Исполнительный вице-президент по финансированию и корпоративному развитию Олег Лобанов кратко обрисовал текущее состояние «больного». По данным на конец сентября, основной долг завода составил 62 млрд 61 млн рублей, в том числе 25 млрд рублей — займ в госкорпорации «Ростехнологии». Только на обслуживание этого долга предприятию потребовалось 4,7 млрд рублей. И, по прогнозам, к концу года задолженность вырастет до 75,2 млрд рублей. Чтобы избавиться от обременительной уплаты процентов руководство АВТОВАЗа предлагает своим кредиторам, а это прежде всего государственные банки — Сбербанк и ВТБ, несколько вариантов реструктуризации долга. Наиболее благоприятный вариант для завода — это выпуск конвертируемых облигаций на сумму 50 млрд рублей, которыми и рассчитаются с кредиторами. Из этих денег 12 млрд рублей потребуются для погашения долгов, которые предположительно появятся у предприятия в первом квартале 2010 года. Однако не исключено, что выгодное для завода предложение не будет принято. И в таком случае, по словам Олега Лобанова, самый простой вариант — «защита от кредиторов», или, попросту говоря, начало процедуры банкротства завода. Правда, вице-президент тут же поправился, что даже при таком повороте событий не предполагается остановка завода. Окончательное решение, по словам Олега Лобанова, должно быть принято не позднее 10 ноября.
Глава предприятия Игорь Комаров наконец-то прояснил ситуацию насчет сокращения численности персонала на заводе. По его данным, в июле на предприятии работало 102 тысячи работников, а уже 15 октября — 96 тысяч человек. Но и этого много для того, чтобы в следующем году собирать 445 тысяч автомобилей. Тем более что с 1 января одна из ниток конвейера будет остановлена на реконструкцию и снова начнет работать только в 2012 году. По словам Игоря Комарова, на два года не у дел останутся 21773 вазовца. Правда, президент предпочитает корректно называть их «временно избыточным персоналом». По данным, предоставленным АВТОВАЗом, большая часть — это работники пенсионного и предпенсионного возраста. Им предложено будет уйти на заслуженный отдых с выплатой корпоративной пенсии и возможностью продолжать работу на благо родного завода на общественных работах. По расчетам, озвученным президентом АВТОВАЗа, их доходы не сильно пострадают, люди смогут получать от 10800 до 15346 рублей ежемесячно. Их решение уходить или остаться будет абсолютно добровольным, настойчиво повторял Игорь Комаров. Однако в число «временно избыточных» попадает 7431 вазовец, которым до пенсии, даже досрочной, далеко, как от Тольятти до Северного полюса. Причем большая часть из них — 6687 человек — простые рабочие. На что будут жить эти люди, пока идет реконструкция на заводе, Игорь Комаров не смог дать ясного ответа. Звучали фразы о возможности их трудоустройства в свободной экономической зоне, на предприятиях, производящих автокомпоненты для завода (и которые находятся сегодня в таком же плачевном состоянии, как АВТОВАЗ), и на демонтаже и монтаже оборудования в модернизируемых цехах АВТОВАЗа. Игорь Комаров отметил, что не менее шести месяцев из двухлетнего срока им придется потратить на переобучение, чтобы в будущем суметь работать на новом оборудовании.
Вице-президент по продуктам и программам Юг Демаршелье попытался объяснить, зачем предприятие и завод должны идти на такие жертвы. По его словам, отчасти нынешнее состояние АВТОВАЗа вызвано ориентированностью продукции только на российский рынок и «внутренним каннибализмом». Другими словами, все выпускаемые вазовские модели перекрывают друг друга в части цены и качества. И в планах на ближайшие пять лет — выпустить продукцию в различных ценовых нишах. Уже в 2012 году начнется выпуск пяти— и семиместного универсала на платформе RF-90 «Рено-Логан», но с вазовской ладьей на капоте. Причем француз уверен, что собирать его будут не только для внутреннего употребления в России, но и для европейских рынков. И работать придется не покладая рук, аж в три смены. Вот тогда и вспомнят о тысячах «временно избыточных рабочих». Почти параллельно на рынок должен выйти бюджетный и более вытянутый вариант «Калины low cost», цена которой не должна превышать 250 тысяч рублей. В проекте через три года на вазовском конвейере должны начать собирать две модели «Рено» и одну «Ниссан». Правда, пока неизвестно, что это будут за машины, да и объем капиталовложений в проект французы пока предпочитают не разглашать. «Приоры» будут продолжать собирать до 2014 года, а потом их должен сменить автомобиль представительского класса. Если планам суждено сбыться, то через пять лет АВТОВАЗ будет, как в прежние времена, выпускать 824 тысячи машин в год. Причем 531 тысяча из них будут новыми моделями. И никаких переговоров о сборке «Опелей» ни с кем не ведется.
Но это дело будущего, а пока руководство ВАЗа сосредоточено на сокращении издержек. Именно для этого предприятие избавляется от 17 социальных объектов, в том числе и заводских общежитий, передавая их городу. Игорь Комаров заверил, что почти достигнуты договоренности о том, что это бремя на себя возьмут федеральный и региональные бюджеты. Для сокращения расходов завод будет избавляться от всех 400 своих «дочек» и «внучек». Ликвидные будут продавать, остальные — невостребованные — ликвидировать. Предполагается, что в идеальном варианте в структуре завода останутся производство силовых установок, прессовое производство, сварка, окраска и сборка авто, сбытовая сеть. А все остальные непрофильные сферы деятельности, например, вазовская металлургия, ОПП, производство инструмента и механосборка отдельных агрегатов можно отдать в чужие руки, но все же на условиях альянса.
Выслушав убедительные речи о необходимости снижения издержек, журналисты поинтересовались, отчего же столичные менеджеры, работающие на АВТОВАЗе, продолжают каждую неделю летать на выходные в Москву на побывку. Игорь Комаров заявил, что чаще руководство летает в столицу по делам служебным, например, на совещания в правительство. Но все же они готовы начать экономить на авиабилетах. Хотя потом признался, что он при всем желании не может переселить своих четырех детей из Москвы в Тольятти, а без семьи он скучает. А вот вице-президент по маркетингу и сбыту Максим Нагайцев с гордостью рассказал, что ему удается экономить деньги завода на перелетах из Тольятти в Москву, потому что вся его семья, включая месячного сынишку, живет в Тольятти.

Фото: Вадим БЛАГОДАРНЫЙ

Площадь свободы

Татьяна ЗОЛОТАРЕВА


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru