Тольятти Новости

Минус пять тысяч

АВТОВАЗ приготовили к сокращениям


14 декабря на ОАО «АВТОВАЗ» закончится режим неполной рабочей недели. С его завершением закончится и срок действия запрета на сокращение работников.
В соответствии с отчетностью АВТОВАЗа за первое полугодие 2009 года, в компании числится 102228 человек. Всего сейчас на заводе подготовлены две программы по снижению числа работников. Первая уже запущена в работу: компания планирует сократить 5 тысяч работников, достигших пенсионного и предпенсионного возраста. О возможности ее реализации «ПС» писала еще летом. Вторая программа, по нашим сведениям, значительно более радикальна — она предполагает увольнение еще до 30 тыс. работников.
На АВТОВАЗе подобные программы готовятся ежегодно — и ежегодно не принимаются к исполнению. Так, во времена президентства на АВТОВАЗе губернатора Самарской области Владимира Артякова подобную программу готовил известный финансист Анатолий Головатый. Аналогичные программы разрабатывались и во времена президентства Бориса Алешина. Однако ни тот, ни другой их так и не подписали. Как утверждают источники, решение о сокращение теперь лоббирует перед акционерами сам Игорь Комаров, который рассматривает его как важную составляющую своих шагов по выводу компании из кризиса. Таким образом, запуск программы уменьшения численности зависит от главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова в первую очередь, и во вторую — от президента Renault Карлоса Гона. При этом стоит учитывать, что французы были сторонниками активного снижения числа работников автозавода еще до прихода на него. По информации «ПС», для них большую численность для завода, выпускающего усилиями 100 тыс. работников «всего» 700 тыс. машин в год, объясняли наличием большого количества «дочерних компаний», после избавления от которых число работающих значительно сократится.
На АВТОВАЗе всегда рассматривали два варианта снижения численности работников. Первый — «мягкий». Он предполагает вывод за баланс компании отдельных служб, создание «бизнес-единиц» из подразделений АВТОВАЗа. Пример таких реализованных программ — передача комбината общественного питания компании «Корпус-групп» зимой этого года. АВТОВАЗ «списал» со своей численности 2 тыс. человек, большая часть которых продолжает работу уже в новой компании. По сути, вариант такого «мягкого» сокращения прорабатывался в прошлом году, когда советом директоров Волжского автозавода было принято решение о создание «бизнес-единиц» на базе металлургического, прессового, инструментального производств, производства технического оборудования, производств пластмасс, пресс-форм и штампов, а также производства по переработке промышленных отходов. Некоторые службы планировалось передать в автокомпонентный холдинг «Ростехнологии», на базе других создать совместные предприятия. Ориентировочно это могло привести к снижению численности работников на автозаводе примерно на треть.
Второй вариант снижения численности рабочих — жесткий. Он предполагает, что АВТОВАЗ просто увольняет 30 тыс. работников в связи со снижением объема производств и продаж. Завод платит им компенсации, продолжает платить две трети работникам, оставшимся в структуре. В целом, второй вариант не менее затратен финансово, чем первый, притом, что АВТОВАЗу предстоят самые сложные месяцы — октябрь и ноябрь, — а затем январь и февраль, когда автомобили традиционно пользуются пониженным спросом. По мнению экспертов, АВТОВАЗу не удасться провести сокращения работников без господдержки.
Когда будет запущена вторая программа, по какому из вариантов она пойдет — все эти вопросы пока открыты. Судя по последним событиям нельзя исключать как появление «мягкого» варианта — в рамках создаваемого холдинга с КАМАЗом, так и жесткого. Как нельзя исключать и того, что слова о массовом сокращении штатов автозавода останутся словами.

Площадь свободы

Михаил МКРТЧЯН


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru