TLTinfo (http://www.tltinfo.ru/)


Рай расположен напротив Госдумы

"Солнце правды, добра и красоты" воссияло в Новом Манеже
В Новом Манеже открыт Форум художественных инициатив. Каждое лето куратор Юрий Никич собирает в Георгиевском переулке
арт-проекты, объединенные общей темой. 9-й год форума проходит под заголовком "Рай" и с лозунгом "На курорт".
Собственно
форум (его тема - парадиз) объединен с русской "гастрольной" выставкой, которая была подготовлена для Кунстхалле
Баден-Бадена.
Адам и Ева у райского древа
 
Сезон современного искусства начинается в сентябре - фестивалем "Арт Клязьма". За три года (пока идет "Клязьма")
к такому распорядку москвичи уже успели привыкнуть. Впрочем, еще раньше успели привыкнуть к тому, что год кончается
в июле - Форумом художественных инициатив. Это самая непредсказуемая выставка года, потому что на ней знаменитости
путаются под ногами юных неизвестных художников, а неожиданные намерения мэтров иногда пугают больше, чем радикализм
молодых провинциалов.
Провинциальные гении хороши тем, что они могут сделать такую чушь, которая москвичу и в голову-то не придет. Кулибины
до сих пор изобретают собственные велосипеды-паровозы. Например, группа "Куда бегут собаки" (из Екатеринбурга)
представила на нынешнем форуме проект "Оцифровка воды". Капли капают, струйки текут, а умная машина выдает на-гора
ленту, отражающую бесконечное течение воды по замкнутому циклу внутри механизма, напоминающего картинки из книги
"Занимательная механика". Это переливание из пустого в порожнее вряд ли имеет хоть какое-то отношение к теме выставки
(рай), зато поражает своим полным несовпадением ни с одним из привычных течений московского искусства.
Каждый из форумов славен неожиданностями. Так, три года назад посетителей пугали дохлой крысой, которая вращалась
на тросике (см. НГ от 10.08.01). На этом - смущают инсталляцийкой "Доигрались". Пара художников из Владивостока,
Игорь Демиденко и Катя Кандыба, сами себе задали вопрос: чем занимались Адам и Ева в раю? И дали на него ответ
в духе известного детского стишка - за Адама и Еву выступают тряпичные куклы, репетирующие Камасутру. Фотография
обнимающихся (мягко говоря) кукол служит фоном для игры в серсо, при этом палками служат пенисы, а кольцами -
красные
круги. Вроде весело, хотя не очень-то и смешно.
 
Живой религиозный художник
 
Тема "рая" широка беспредельно. Геннадий Гущин смастерил проект, который мог бы послужить рекламой "Ночному дозору".
Четыре фотопанорамы ночной Москвы развешаны одна над другой - встык, а на самой нижней из них - палиндром, надпись
"Тени нет". Рай, выходит, - место экваториального равноденствия, где "нет тени".
Для Ирины Кориной рай - это детство, блаженные семидесятые. Она уже не впервые выступает как тонкая рисовальщица:
недавно Корина показывала свои ностальгические рисунки в ЦДХ, во время "Арт-Москвы". Теперь она выставляет новую
серию почеркушек в Новом Манеже. Герои ее зарисовок - кудрявые-волосатые и их путешествия-приключения.
Леонид Тишков мечтает о воскрешении предков. В духе учения Николая Федорова. И тишковская инсталляция "Небесные
водолазы" посвящена "стране умерших отцов". Под потолком на круглом обруче повешены старые тряпки - разного рода
свитера-фуфайки, от них нити тянутся вниз, прямо к куклам, сплетенным из этих самых нитей, при этом вместо физиономий
у кукол - снимки, а на снимках - лица каких-то деревенских стариков-старушек. Так Тишков возрождает предков -
пока,
правда, не во плоти, а в ткани.
"Живой религиозный художник - это почти невероятно", - считает Юрий Никич. И он нашел такого художника - это Гор
Чахал. Гор давно уже экспериментирует с огненными фигурами: силуэты его героев составлены из языков пламени (см.
подробнее "НГ" от 28.10.01). За несколько лет, которые он занимается своим пламенеющим реализмом, художник совершил
очевидную эволюцию - от откровенно языческих он дошел до христианских сюжетов. Теперь в центре его инсталляции
оказалось изображение распятого. Инсталляция "Солнце правды, добра и красоты" соединяет традиционную христианскую
иконографию с современной компьютерной технологией, традицию концептуального искусства - с религиозным сюжетом.
Слева - цитаты, десятки стандартных формул, наложенные друг на друга - "вседержитель", "ветхий деньми", "знающий
тайны сердца" и т.п. Справа - распятие с предстоящими (правда, названное почему-то "Преображением"). Речь, конечно,
опять не о "рае". Но по крайней мере о вечных сюжетах...
 
Дохлая крыса и будущий юбилей
 
Форум художественных инициатив - самая "ершистая" выставка сезона. Он не столько "подводит итоги", сколько ставит
новые вопросы. Потому что Юрий Никич - один из тех немногих московских кураторов, кто не боится как огня всего
маргинального, провинциального, странного и неудобного. Юрий Никич ответил на вопросы "НГ" о некоторых загадках
этой выставки:
- На каждом форуме есть провокативный проект. Но куда авторы таких проектов исчезают потом, после выставки? Куда
исчезла, скажем, художница, которая была автором работы с вертящейся крысой три года назад?
- Она сделала еще один хороший проект в Музее минералогии. И ушла из искусства в кураторство. Некоторые делают
это долго, она проделала это чрезвычайно быстро.
- Существует более общая проблема: зачастую, если какие-то молодые яркие художники появляются, то они так же быстро
и исчезают. То есть не существует какой-то системы, которая бы заставляла их развиваться?
- Мы не все учитываем, и иногда жизнь их продолжается очень бурно и динамично. Над нами "небо" девушек Чиликовой
и Шлиенковой из Тольятти. Они начали свое публичное существование напором - проектом "Большая стирка", который
победил на Красноярской музейной биеннале, и уже из Красноярска транслировали этот проект. Сейчас они участвуют
в большом международном проекте во Франции, перед этим были в Карлсруэ... Я не могу назвать это карьерой, но по
крайней мере, международная жизнь кипит. В своем городе они распространяют огромное количество флюидов - они образовали
среду, которой 7 лет назад там не было вообще.
- Первоначально форум был скорей площадкой для художественных экспериментов. В этом году к нему существует антитеза
- выставка уже признанных художников в другом зале Нового Манежа. Теперь всегда будет так - с одной стороны форум,
с другой - более репрезентативная выставка?
- Не знаю. Вот в следующем году мне предложили курировать биеннале "Ширяево поле". Я еще не знаю, буду я это делать
или не буду, но сама затея любопытна. Место любопытно. Любопытно расширять географию таким образом.
- Речь идет о Ширяеве под Самарой?
- Да. Для 10-го форума это - один из хороших сюжетов. В любом случае, я считаю, что главная характеристика страны,
в которой мы живем, - это ее величина, а не то, что в ней есть столица или две столицы. Столичность имеет универсально-
глобальный характер. А величина - довольно редкая категория.
Михаил Сидлин

Независимая газета

Либо обсудить в форуме >>>