TLTinfo (http://www.tltinfo.ru/)


Транспортный налог может превратиться в экологический

Не кажется убедительной и отговорка, что из-за повышения экологической требовательности «подсядет» автомобильный гигант в Тольятти. Там как раз сейчас осваивают производство автомобилей с более экологичными двигателями. Кстати, в этом месяце на автогиганте приступают к сборке моделей,

20.10 | Экономика

Минпромторг РФ выступил с законодательной инициативой — заменить транспортный налог на экологический. Речь идёт о том, чтобы размер взимаемой налоговой ставки определялся не мощностью установленного на машине двигателя, а зависел от того, насколько автомобиль загрязняет атмосферу.

Отметим, что названное выше ведомство уже не в первый раз замахивается на то, чтобы связать транспортный налог с экологией. Это не случайно, потому как невозможно игнорировать тот факт, что доля выбросов автотранспорта в общем загрязнении атмосферы непрерывно растёт. Так, в крупных российских городах она уже перевалила за пятьдесят процентов, а в Екатеринбурге и вовсе порядка восьмидесяти процентов.

Всё большее влияние оказывает и международный пример. В Евросоюзе уже готовятся к увеличению доли электрического транспорта, к отказу от эксплуатации бензиновых и дизельных двигателей в черте города. А проектом европейской стратегии развития единого транспортного потока «Транспорт-2050» ставится задача минимально использовать в городском коммунальном хозяйстве мазут и прочее низкоуглеродное топливо.

Да и одним из условий вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию поставлено введение западных стандартов по топливу. К тому же нашей транспортной стратегией до 2030 года намечена цель сократить выбросы от автомобилей на сорок процентов.

Впрочем, хоть разговоры о кардинальном улучшении автомобильной экологии ведутся уже лет пять, но сроки всё сдвигаются и сдвигаются. По мнению экспертов, подобная судьба ждёт и нынешний проект. Потому что из тех автомобилей, которые колесят по России, свыше половины выпущены до 2006 года. Напомним, что только после этой даты АвтоВАЗ начал ориентироваться на европейские стандарты по топливу и экологии.

Но этот аргумент, как и прочие, на наш взгляд, является прикрытием для других, более серьёзных причин. О чём можно судить, например, по тому, что во всех предложениях по учёту транспортным налогом экологической составляющей автомобили с двигателями мощностью ниже 150 лошадиных сил вообще выводятся из-под действия нововведений. Речь идёт как раз о «легковушках» отечественного производства.

Не кажется убедительной и отговорка, что из-за повышения экологической требовательности «подсядет» автомобильный гигант в Тольятти. Там как раз сейчас осваивают производство автомобилей с более экологичными двигателями. Кстати, в этом месяце на автогиганте приступают к сборке моделей, отнесённых по своим характеристикам к экологичному классу «Евро-4». Понятно, что нынешний владелец устаревших «Жигулей» предпочтёт их поменять на «Калину» или «Приору», которые всё равно дешевле иномарок. Тем более, если государство будет субсидировать этот процесс.

По словам лидера движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, у нас только семь-восемь процентов топлива по-настоящему соответствует современным стандартам. Это значит, что большая доля российского бензина производится даже не по ГОСТам, а по заводским техническим условиям.

Хотя ещё в 2008 году был введен в действие новый технический регламент с оговорёнными в нём сроками перехода на новые экологические стандарты по каждому виду топлива, большинство нефтеперерабатывающих заводов с задачей модернизации производства до сих пор не справилось. К примеру, с нынешнего года российские нормативы на топливо должны были полностью соответствовать стандарту «Евро-4». Тогда как отечественные производители горючего и требования «Евро-3» даже в усеченном виде не выполняют.

В чём, справедливости ради надо сказать, нет их злой воли. По оценке главного технолога ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ВНИИ ПН — разработчик техрегламента) Владимира Булатникова, чтобы перевести всю отрасль на стандарт «Евро-4» потребуется порядка тридцати миллиардов долларов. Понятно, что не у всех нефтепереработчиков есть деньги на модернизацию и, входя в их положение, руководство страны идёт им навстречу — сроки начала действия евростандартов в России регулярно переносятся.

Однако не так давно глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина заявила, что больше поблажек не будет, начнутся санкции. Но, по её мнению, это не должны быть повышенные штрафы и акцизы. Министр опасается, что в таком случае все расходы на модернизацию производства нефтяники переложат на плечи потребителей. В связи с этим нужны серьёзные перемены в контроле за нефтеперерабатывающими заводами. Ведь, в принципе, и сейчас все производители топлива обязаны проходить аттестацию, а их продукция периодически должна проверяться на предмет соответствия требованиям технического регламента. Но тем не менее по стране продолжает продаваться на безымянных заправках бензин класса «Евро-0».

Как видите, прежде чем заменять транспортный налог на экологический, нужно решить все проблемы с производством современных видов бензина. Однако радует то, что у руководства страны есть понимание комплексности проблемы и желание решить её.

Кирилл Форманчук, свердловский координатор Федерации автовладельцев России:

— - К идее замены транспортного налога на экологический я отношусь положительно. Если максимальную сумму налога станут платить те, чей автомобиль наносит самый большой вред атмосфере города, то это будет справедливо. Прошли уже те времена, когда можно было позволить себе роскошь езды на большой машине. Теперь в городах тесно, трудно припарковаться и проехать. На одном интернет-ресурсе я увидел информацию о том, что средний автомобиль сегодня занимает четыре квадратных метра дороги. Это слишком много. Будущее — за более компактными машинами.Вся Европа давно уже ездит на таком транспорте.

После введения нового экологического налога, я думаю, у людей появится стимул сделать выбор в пользу именно таких небольших машин, ведь выбросы в атмосферу у них намного меньше. Возможно, появление такого налога ускорит развитие производства электромобилей как самого экологичного вида транспорта.

Виктор БАРАНОВ.

Версия для печатиНаписать письмо автору

Областная газета

Либо обсудить в форуме >>>