"АвтоВАЗ" решил, кому продатьсяБлокпакет акций "АвтоВАЗа" (25%) будет продан французской Renault, сообщил в пятницу представитель пресс-службы "Рособоронэкспорта", который контролирует этого крупнейшего российского автопроизводителя. Таким образом затянувшаяся интрига с выбором стратегического партнера для российского автогиганта, наконец-то разрешилась. Решение об этом было принято на заседании совета директоров ОАО "АвтоВАЗ", которое прошло в пятницу 7 декабря в Тольятти. Подписание соглашения с Renault основных условий сделки по продаже французскому автопроизводителю блокирующего пакета акций ОАО "АвтоВАЗ", принадлежащих "Рособоронэкспорту" и компании Troika Capital Partners (входит в группу "Тройка Диалог"), планируется запланировано на субботу, 8 декабря в Тольятти, передает РИА Новости. Ранее в пятницу пресс-служба "Рособоронэкспорта" сообщила, что в течение первого полугодия 2008 года планируется завершить все корпоративные процедуры по ликвидации перекрестной структуры собственности ОАО "АвтоВАЗ", в результате чего в собственности "Рособоронэкспорта" и Troika Capital Partners будут сосредоточены 75% плюс одна обыкновенная акция автопроизводителя. В конце сентября глава ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов рассказал, с кем государство хочет поделиться акциями "АвтоВАЗа", стоимость которого он оценил в $4 млрд. Государство оставит себе только блокпакет, то есть четверть акций завода. Еще четверть будет продана иностранному стратегическому инвестору из числа крупнейших автопроизводителей - как выяснилось сегодня им стал Renault. Еще один пакет Чемезов решил предложить одному из металлургов: Алексею Мордашеву, владельцу "Северстали", или Алишеру Усманову, которому принадлежит "Металлинвест". И, наконец, последний пакет по плану должен быть продан в ходе публичного размещения акций предприятия. "Рособоронэкспорт" готовится провести IPO российского автогиганта уже в 2009 году. Разборчивая невеста "АвтоВАЗ" заговорил о поиске стратегического инвестора из числа мировых автопроизводителей еще несколько лет назад. Речь шла о продаже не контрольного, но блокирующего пакета акций - 25%. Переговоры велись с тремя крупнейшими автоконцернам: Renault, Fiat и General Motors. В числе претендентов называлась также канадская Magna. Однако интрига сохранялась до последнего дня - кого из них в итоге выберет завод оставалось загадкой. СМИ успели вдоволь наобсуждать все возможные варианты альянсов. 4 декабря General Motors открыто заявил о готовности заполучить часть "АвтоВАЗа". У российского автогиганта уже есть опыт сотрудничества с американцами - с 2002 года на совместном с "АвтоВАЗом" предприятии "GM-АвтоВАЗ" выпускаются внедорожники Chevrolet Niva и легковые Chevrolet Viva. Однако, после того как на тольяттинский завод в 2005 году пришли управленцы из "Рособоронэкспорт" развитие этого СП приостановилось. И все же наиболее реальным кандидатом в стратегические партнеры для Волжского автозавода представлялся Fiat, в том числе и в силу исторических связей. Предположения о возможном стратегическом партнерстве двух старинных друзей стали еще правдоподобнее после того, как в конце прошлой недели впервые об интересе к покупке акций "АвтоВАЗа" заявил президент Fiat Серджио Маркионне. До этого все слухи о переговорах итальянцев с российским автозаводом ими решительно опровергались. «И вечные французы » Renault же в последнее время упоминался в числе претендентов уже почти по привычке. В отличие от коллег, французы свой интерес к "АвтоВАЗу" не скрывали с самого начала. Они предлагали "АвтоВАЗу" платформу Renault Logan для создания на ней новых моделей Lada в обмен на пакет акций Волжского автогиганта, чтобы потом собирать на его мощностях собственный Logan. Однако, устав ждать, пока "АвтоВАЗ" на что-то решится, руководство Renault объявило об удвоении мощностей на собственном заводе "Автофрамос" в Москве. Автомобили Renault начали производиться в России в конце 2005 года на московском заводе ОАО "Автофрамос", акционером которого помимо французского концерна является правительство Москвы. Renault инвестировал в размещение и развитие производственных мощностей $250 млн. В соответствии с соглашением, подписанным с правительством Москвы в мае 2007 года, автоконцерн вложит в проект еще $150 млн и удвоит мощность завода (с 80 тысяч автомобилей в 2007 году). Однако, несмотря на увеличение мощностей в Москве, глава Renault Карлос Гон заявил в сентябре Reuters: "Мы все еще заинтересованы - у них ("АвтоВАЗа") есть доступ к мощностям, которые бы позволили нам продвинуться намного быстрее (на российском рынке)" Практически все мировые автоконцерны строят местные производства в России. Однако, они заработают в полную силу в 2009-2010 годах. Renault же, получив долю в "АвтоВАЗе", получит необходимые мощности уже сейчас и сможет быстрее захватить российский рынок, ставший за последние годы лакомым куском для всех иностранных автопроизводителей. |