Приехали за АвтоВАЗомСтратегическим партнером ОАО АвтоВАЗ станет французский автоконцерн Renault. Он был первым, кто начал переговоры с АвтоВАЗом о сотрудничестве, однако подписание соглашения несколько раз срывалось. Отраслевые эксперты ожидали партнерства с FIAT, но это не первый неожиданный выбор государством французского партнера. В середине июля всех удивил "Газпром", сделавший главным партнером по Штокмановскому месторождению французскую Total. Вчера федеральное унитарное госпредприятие "Рособоронэкспорт" (контролирует АвтоВАЗ) сообщило, что стратегическим партнером АвтоВАЗа выбран концерн Renault. Сегодня в Тольятти стороны подпишут соглашение о партнерстве. Его детали не раскрываются -- известно лишь, что Renault будет продано 25% АвтоВАЗа. В Renault подтвердили эту информацию, но от комментариев отказались. Отказались обсуждать сделку и на заводе. Акционером АвтоВАЗа Renault может стать в январе-феврале. Аналитики оценивали сделку более чем в $1,36 млрд. Renault был первым автоконцерном, который начал переговоры с АвтоВАЗом -- весной 2006 года. Источники Ъ поясняют, что стороны не раз были близки к подписанию соглашения, однако оно срывалось. В частности, летом 2006 года представители АвтоВАЗа полетели на подписание документов с Renault во Францию, но, рассказывает один из источников Ъ, "приземлились совершенно с другим мнением". Главная проблема была в том, что Renault всегда настаивал на покупке контрольного пакета АвтоВАЗа, что не устраивало "Рособоронэкспорт". К началу 2007 года переговоры с Renault были заморожены. В результате альянс Renault-Nissan решил самостоятельно развивать сборку в России: было объявлено об удвоении сборки "бюджетной" модели Renault Logan на заводе "Автофрамос" в Москве и начале строительства завода более дорогостоящих Nissan в Петербурге. АвтоВАЗ, в свою очередь, начал переговоры о партнерстве с Magna (в декабре 2006 года), General Motors (в марте 2007 года) и FIAT (летом 2007 года). Со всеми речь шла о совместной разработке новых "бюджетных" машин и (кроме Magna) создании производства двигателей. Стоимость заявленных проектов колебалась от €1,5 млрд до €2 млрд. Однако с Magna проект так и не стартовал, поскольку канадская компания отказалась в него инвестировать. С General Motors, поясняли собеседники Ъ, у АвтоВАЗа уже был неудачный опыт сотрудничества (СП GM-АвтоВАЗ, собирающее внедорожники Chevy-Niva). Чем завод не устроило предложение FIAT, которое неофициально называлось "интересным" (главным образом, из-за готовности FIAT продать платформу обновленного "бюджетного" автомобиля Fiat 500 и отсутствия притязаний на контрольный пакет завода), на АвтоВАЗе вчера не пояснили. Михаил Пак из ИФД "Капиталъ" и Кирилл Чуйко из "Уралсиба" удивлены выбором АвтоВАЗа -- оба аналитика ожидали партнерства с FIAT. С другой стороны, эксперты всегда отмечали, что у Renault лучший в мире опыт разработки "бюджетных" машин, поэтому господин Чуйко оценивает новость "в любом случае позитивно". Остались ли у Renault притязания на контрольный пакет АвтоВАЗа, источники Ъ, близкие к заводу, не поясняют. Они подчеркивают лишь, что решение о сделке с французским концерном было согласовано с президентом Владимиром Путиным. У политической версии выбора партнера АвтоВАЗа есть и еще один косвенный аргумент. По той же схеме развивалась и завершилась история вокруг другого крупного государственного проекта -- по разработке одного из крупнейших в мире Штокмановского газоконденсатного месторождения. Переговоры "Газпрома" с иностранными партнерами шли несколько лет, и французская Total отнюдь не была в числе фаворитов. Однако весной президентом Франции стал Никола Саркози, с которым у Владимир Путина сразу сложились теплые отношения. В результате в июле, через несколько дней после телефонного разговора двух лидеров, администрация президента России сообщила, что Total стала главным партнером "Газпрома" по Штокману. С Италией у России тоже в последнее время складываются хорошие отношения -- и руководство "Рособоронэкспорта" много и с удовольствием рассказывало о перспективах FIAT. Но итальянские Eni и Enel уже получили ряд российских проектов -- газовые активы ЮКОСа, газопровод South Stream и ОГК-5. Теперь снова пришла очередь Франции. Дмитрий Ъ-Беликов, Елена Ъ-Киселева Renault Основана в 1899 году братьями Луи, Марселем и Фернаном Рено как компания по производству гоночных автомобилей, первоначально называлась Renault Brothers. Вскоре начала выпускать легковые авто, автобусы, грузовики, трактора, двигатели, а также танки, самолеты и другое оружие. После первой мировой войны стала одной из крупнейших французских частных компаний. В 1944 году, после освобождения Франции от нацистов, Луи Рено был арестован за сотрудничество с гитлеровцами и умер в тюрьме, а сама компания была национализирована. Контрольный пакет акций Renault принадлежал государству до 1996 года, когда было объявлено о начале поэтапной приватизации концерна. В настоящее время альянс Renault и японской Nissan, созданный в 1999 году, занимает четвертое место в мире по производству легковых автомобилей (9% рынка). Renault выпускает 29 модификаций 11 легковых и коммерческих моделей. Его подразделения работают в 118 странах (в том числе в РФ, где выпускается модель Logan). Число сотрудников -- 130 тыс. человек. Помимо выпуска автомобилей Renault работает в финансовой сфере, владея банком RCI. В 2006 году группа продала 2 433 372 автомобиля, ее оборот составил €41,5 млрд, прибыль -- €2,9 млрд. В России по итогам десяти месяцев 2007 года Renault заняла шестое место по продажам, реализовав 79 859 автомобилей (рост на 43%). Модель Logan находилась на втором месте среди самых продаваемых в РФ иномарок. 15% Renault принадлежат властям Франции, 15% -- Nissan, 3,5% -- сотрудникам фирмы, более 60% торгуются на бирже. Капитализация на 7 декабря €28,2 млрд. |