"АвтоВАЗ" ищет деньгиВ марте этого года во время визита премьер-министра Михаила Фрадкова в Бразилию одним из пунктов в переговорах значилось согласование планов на покупку «АвтоВАЗом» завода по производству двигателей Tritec у компании Daimler-Crysler. Однако чуть позже выяснилось, что представители российского концерна для участия в переговорах не выехали. Теперь стало известно, что тольяттинский автогигант начал строительство собственного огромного завода по производству силовых установок, трансмиссий и осей на берегах Волги. Еще несколько месяцев назад автоконцерн планировал изменить модельный ряд и провести технологическую модернизацию практически полностью за счет государства. Общая сумма государственной помощи оценивалась в 4 млрд долларов. Теперь стало очевидно, что Волжский автомобильный завод намерен это сделать собственными силами. Всего несколько дней назад министр экономического развития и торговли Герман Греф принял решение отказать заводу в выдаче денег в рамках целевой федеральной программы «Национальная техническая база на 2007-2011 гг.». По предложению главы Федерального агентства по промышленности (Роспром) Бориса Алешина, в рамках этой программы предприятиям планировалось выделить 2 млрд долларов - львиная доля этих средств должна была пойти «АвтоВАЗу» в рамках программы «Прогрессивные технологии создания автотранспортных средств нового поколения». Эту программу Роспром разработал совместно с НАМИ для создания бензиновых и дизельных двигателей нового поколения, а также водородных двигателей, автокатализаторов, автокомпонентов с микропроцессорными системами управления и системы утилизации старых автомобилей. Однако теперь завод не сможет рассчитывать на эти деньги. Герман Греф предложил обеспечить финансирование в рамках специальной ведомственной программы, однако на ее разработку уйдет как минимум год. Отчасти концерн сам виноват в том, что остался без денег - МЭРТ испугался вкладывать деньги в предприятие с настолько запутанной структурой собственности. Кроме того, автогигант рассчитывал на получение более 2 млрд долларов из инвестиционного фонда в госбюджете - на покупку завода двигателей в Бразилии. Однако чиновники говорят, что «АвтоВАЗ» так и не подал заявку на получение средств из инвестфонда. Как объясняют на предприятии, переброска производственных мощностей с этого завода в Россию оказалась невозможной, а доставка узлов и агрегатов из Бразилии в Тольятти экономически нецелесообразна. Руководство предприятия также собиралось запросить у правительства льготные ставки таможенных пошлин на импорт комплектующих. Предполагалось, что завод в Тольятти сможет получить эти льготы в случае объединения с Renault. Однако достаточно неожиданно в понедельник руководство автогиганта объявило об отказе продавать блокирующий пакет акций французскому автопроизводителю. Представители тольяттинского завода сказали, что готовы к техническому сотрудничеству с французами, но о продаже акций и речи быть не может. Кроме того, последовало жесткое заявление гендиректора Игоря Есиповского о том, что «у «АвтоВАЗа» есть собственные разработки, которые лучше Renault Logan». Таким образом, Волжский автомобильный завод остался без дополнительных финансовых ресурсов и может рассчитывать лишь на собственные силы. Для того, чтобы обеспечить собственное развитие, предприятие должно продавать не менее 1 миллиона автомобилей в год. Как пояснил Игорь Есиповский, порог рентабельности предприятия - около 500 тысяч автомобилей в год, ниже этой планки его работа будет убыточной. Чтобы обеспечить необходимый уровень продаж, руководство концерна намерено в ближайшие три-четыре года снять с производства часть модельного ряда с устаревшим дизайном. Покинут конвейер «классика» и семейство LADA SAMARA. В эти сжатые сроки руководство завода намерено «провести внутреннюю реорганизацию на предприятии, построить новый завод и поставить на производство новые модели». Это очень сложная задача, и после тех резких зигзагов, которые сделал концерн за последние полгода, сложно воспринять их на веру. Так, в январе было объявлено о запуске в серию 12 моделей «легковушек» на базе нескольких новых платформ и внедорожников. Предполагалось, что при этом будут использованы технологии зарубежных производителей. Пока ни с одним производителем «ВАЗ» сотрудничать не начал. Наиболее вероятным считалось партнерство с французами, однако оно не состоялось. В октябре прошлого года была поставлена точка в создании СП по производству двигателей с General Motors (GM) - покупка завода двигателей GM в Бохуме за 300 млн евро оказалась для «АвтоВАЗа» невыгодной. Теперь ходят слухи, что в Тольятти приглашают специалистов Porsche, чтобы оказать инжиниринговую помощь в создании новых моделей. Двадцать лет назад эта компания уже помогала в создании вазовской серии «восьмерок». Все остальные планы - по покупке завода у Daimler-Crysler и получению финансовой помощи государства уже провалились. Тем не менее, есть и позитивная новость - в минувшую пятницу в Тольятти заложили камень в основание собственного нового завода по производству силовых установок, трансмиссий и осей. Мощность нового предприятия составит 600 тысяч двигателей в год. Таким образом, автоконцерн полностью отказался от идеи лицензионной сборки двигателей и трансмиссий для своих машин. Строительство будет вестись в основном на инвестиционные ресурсы в размере 500 миллионов долларов. Пока завод этих денег не нашел, планируется, что обоснование для инвестиций будет составлено только к октябрю этого года. Эксперты полагают, что при грамотном подходе предприятие сможет собрать эту сумму, однако технологически оно это проект не вытянет, тем более, за 2,5 года, о которых говорит руководство предприятия. До тех пор завод планирует использовать новый 1,4-литровый двигатель с облегченным кривошипно-шатунным механизмом. В качестве возможных партнеров по этому проекту менеджментом «АвтоВАЗа» назывались также Renault, Fiat и DaimlerChrysler. Так что и эти планы пока довольно «сырые». Согласятся ли инвесторы войти в столь абстрактные проекты, неизвестно. Сам же завод необходимыми ресурсами на развитие не располагает. Несмотря на то, что к июню было продано на несколько процентов авто больше, чем в прошлом году, чистая прибыль предприятия по сравнению с прошлым годом уменьшилась в четыре раза - до 1,4 млрд рублей. Пока самой рентабельной моделью «АвтоВАЗа» остается «классика», а себестоимость переднеприводных авто все время растет. Николай Чеховский |