Любопытные случаи полтергейста в Тольятти в начале 90-х годовПервая заметка о полтергейстном процессе в Тольятти появилась в 1990 году в газете Площадь Свободы. Долгими осенними ночами Удары эти были разными по силе, что само по себе не объясняло их происхождения. Дело в том, что помещение это, находившееся на северной стороне ВА3а, стоит одиноко, смежных стен с другими зданиями у него нет. Предполагая, что кто-то из людей может так странно “шутить, охранявшие здание люди неоднократно выходили на улицу и осматривали его снаружи. Осмотр показывал, что прохожих вокруг и в помине не было. Да если бы только стуки в стены их еще можно было бы как-то объяснить. Но положение осложнялось тем, что на крыше этого одноэтажного здания кто-то как будто устраивал “пешне прогулки: топал и шаркал так, словно там действительно прохаживалась целая толпа. Осмотр крыши (а сделать его было легко, поскольку здание одноэтажное) и окружающей территории показывал, что никаких физических лиц, могущих производить подобные действия, рядом опять же не было. Эта история продолжалась около полугода, к ней постепенно стали привыкать, на стуки уже почти не обращали внимания, и все было бы хорошо. Если бы события не стали развиваться дальше. В очередную ночь сторож, находившийся на дежурстве, отметил, что самопроизвольно включилась вентиляция в одном из цехов, освещение и фары у трактора в гараже. Потом выключился телевизор (вышла вилка из сети без участия, но на глазах находившегося рядом человека). Такое самоуправство сторожам надоело, и один из них, обладающий некоторыми экстрасенсорными способностями, решил своими методами обнаружить причину происходящих событий. Заступив на дежурство, он обошел все помещения охраняемого им здания все было в порядке. Затем, сосредоточившись, начал мысленно лоцировать внутреннее пространство здания. Сначала все было спокойно, он не ощущал постороннего присутствия. Но дальше события приняли самый неожиданный оборот. Перед находившимся в состоянии сосредоточения человеком возникла воронка, раструбом обращенная вниз, а конец ее, изгибаясь, уходил куда-то вверх, в пространство. Переместившись, воронка оказалась широкой своей стороной прямо над головой у этого человека и, как пылесос, стала затягивать его в себя. Ощущение притяжения было чисто физическим - у него волосы в прямом смысле встали дыбом, и рубашка поползла па телу вверх. Интуитивно почувствовав, каким образом можно прекратить это явление, сторож несколько раз выстрелил вверх, в раструб воронки. По идее, следы от пуль должны были остаться на потолке, над тем местом, где он сидел, хотя бы потому, что искры от ударов пуль о бетонную плиту он видел именно там, где воронка уходила в потолок. Но при последующем осмотре их там не оказалось. Тем не менее, прием помог, и воронка исчезла. Самих пуль, как и следов от них, нигде не было, хотя гильзы нашлись на полу все до одной. На тот момент времени в Тольятти уже появилась наша группа исследователей аномальных явлений. И, хоть ни опыта, ни особых знаний о том, какими бывают полтергейсты, ни у кого из нас тогда не было, мы все же выехали на ночное дежурство на место происшествия. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но, видимо, обстрел успокоил [шумного духаk, и больше события в этом помещении не повторялись. В чем же заключалась причина этого полтергейста? Тогда это не удалось не только понять, но даже и сделать какие-то предположения. Однако интерес к событиям, выходящим за рамки общепринятого мировоззрения, был настолько велик, что статья об очередном случае появления [шумного духаk появилась даже в официальной городской газете того времени. - Летом, разменявшись с мужем, я переехала в эту двухкомнатную квартиру, - рассказывала Надежда. - Чудеса начались в первую же ночь. Мы с восемнадцатилетней дочерью расположились на ночь в разных комнатах, некоторое время переговаривались. И вдруг услышали: кто-то неторопливо разгуливает из комнаты в комнату, царапая по полу ногтями. Дочь спросила: “Мама, ты слышишь?” Чтобы не пугать дочь, наигранно-спокойным тоном ответила: “Я думаю, что это крыса”. Женщины зажгли свет, но уснуть в эту ночь им так и не удалось.. Вскоре дочь вышла замуж, и Надежда Николаевна стала жить одна. Вечерами она замечала, что у нее возникает ощущение, будто за ней кто-то наблюдает. А когда открывала книгу, ей казалось, что этот “кто-то”, стоя у нее за спиной, тоже интересуется содержанием книги. При этом раздавался легкий треск. Иногда поражал звук, идущий от раскрытого зонта. Порой проходило несколько часов, как она оставляла сушиться раскрытый зонт, и вдруг ни с того, ни с сего раздавался громкий стук сбегающих с него крупных капель. Это стало происходить и днем, и ночью Мы проверили всю квартиру, но возможные реальные источники подобных звуков так и не были обнаружены. В эти моменты Надежда внимательно рассматривала зонт и пол: все было совершенно сухо. Было ощущение, что с ней как бы играли, проверяя реакцию на происходящее. Хозяйка квартиры уже думала, что шумный дух если не исчез вовсе, то, во всяком случае, очень присмирел и стал вести себя вполне прилично. Но накануне предстоявшего отъезда на курорт вечером во внутреннюю стену, между кухней и большой комнатой, раздались два стука, а затем стали монотонно беспрерывно стучать в дверь туалета. Отдыхая на курорте, хозяйка [шумнойk квартиры периодически возвращалась к мысли о том, как ей жить в такой квартире? Два дня после возвращения прошли спокойно. Она уже надеялась, что [барабашкаk исчез, но не тут-то было. Стук в стену возобновился. Зарисовка полтергейста, сделанная средневековым художником. Постепенно у Надежды и невидимого [стукачаk сложилась даже некая система общения. Иногда он отвечал на ее предложение [постучатьk, иногда - игнорировал. Приветствовал ее непродолжительным стуком, когда возвращалась с работы. Если она была занята своими мыслями или работой на кухне, не обращала на его стук внимания - мог стучать целый час. Но как только заговоришь с ним, - постучит еще немного и успокоится. Казалось бы, в отношениях между “хозяином” квартиры и ее постоялицей установился мир. Но однажды ночью женщина подскочила на кровати от звука мощного взрыва, источник которого словно бы находился на балконе. Как оказалось, взрыва не было, был только пугающий звук (а полтергейст обладает уникальной способностью имитировать различные звуки, насколько бы странным нам ни казалось это качество [невидимкиk). Через пару дней сильно затрещал выключенный полчаса назад телевизор. Надежда увидела на экране светящийся “огонек” размером с пятикопеечную монету, который горел до рассвета. Временами на стене над диваном возникало свечение - круг диаметром 12 сантиметров, затем стал светиться ковер. В моменты сильной активности “шумного духа” ковер “горел” ярким пламенем, а находившиеся вблизи него люди (соседи, гости) ощущали сильную головную боль, звон в ушах - Как-то остались ночевать дочь с внучкой, - рассказывала нам Надежда Николаевна, - мне стало душно, и я приоткрыла балконную дверь. И вдруг стало сильно трещать. Я спросила: “Чего тебе надо, почему ты трещишь?” Треск не умолкает. И тогда я поняла, что он будет беспокоиться до тех пор, пока я не закрою балконную дверь: на подоконнике, рядом с дверью, стоят цветы, температура на улице минусовая. Цветы, очевидно, издают сигнал, и Барабашка их пожалел. Закрыла дверь, и наступила тишина. Так в относительной дружбе человека и невидимки - прошло несколько лет, но в конце концов Надежда Николаевна все-таки захотела разобраться, что же происходит в ее жилище. Один из членов нашей исследовательской группы несколько раз ночевал в доме Надежды Николаевны. Он подтвердил, что у нее действительно слышны все те звуки, о которых она рассказывала, а бытовые или технические источники для этих звуков отсутствуют. Но вот что еще довелось ему увидеть: - Хозяйка квартиры пригласила меня пить чай. Только разлили его по чашкам, как кто-то начал стучать снизу по столешнице. Глубокой ночью, как ни старался не спать, все же задремал и проснулся от шороха. Было впечатление, будто кто-то волочит по полу ворох бумаги. Я встал, затем подошел к проему в дверях и увидел в темноте, в зеркале напротив, отражение своего, как я вначале подумал, силуэта. Но, когда я поднял руку и помахал ею, чтобы удостовериться, что и отражаемый в зеркале силуэт делает то же самое, - оторопел: силуэт в зеркале был недвижим. Я наклонился, продолжая вести наблюдение. Силуэт стоял как вкопанный. Вот тогда-то мне, признаться, стало не по себе, и я включил свет Не по себе исследователям и случайным свидетелям вспышек полтергейста становилось не один раз на протяжении всех тех сотен лет, в течение которых человечество пытается разобраться с причиной и механизмом этого аномального явления. Спасает только то, что полтергейст явление длительное, но не вечное. Вот и в этой квартире он постепенно затих. Вскорости и газета, опубликовавшая заметку, сменила свое название (правда, статье о полтергейсте здесь была ни при чем) Но на этом современная история полтергейстов в Тольятти вовсе не закончилась. Не прошло и нескольких месяцев, как вспыхнул еще более сильный полтергейстный процесс. Замечателен он был еще и тем, что локализовался в одной из средних школ Автозаводского района. Прежде всего с необычными явлениями столкнулись школьники. Например, в классе во время предэкзаменационной консультации могли дружно взлететь в воздух горшки с цветами, а потом плавно опуститься на место. Или, направляясь к актовому залу, чтобы начать репетицию к праздничному вечеру, ребята видели, как дверь перед ними сама собой захлопывается, а торчащий в ней ключ поворачивается в замочной скважине. Что еще происходило? В закрытом на замок актовом зале сдвигались все стулья (тяжелые сами по себе, да еще сбитые по четыре штуки в ряд), опять-таки в запертом зале сам собой включался свет и цветомузыкальная установка. Особенно любил полтергейст баловаться с ультрафиолетовыми лампами. Ну, и еще всякие мелочи вроде холодных дуновений в закрытых помещениях, где сквозняков быть, по идее, не должно Когда предел удивления был достигнут, школьники решились пожаловаться директору школы. Какая, вы думаете, была реакция на рассказ? Конечно! “Не говорите ерунду, ничего такого нет и быть не может!” И вот в этот самый момент вынесения вердикта “нечто” взяло и толкнуло директрису прямо в сторону стайки ребят, стоявших рядом. Такой аргумент оказался весьма убедительным По стечению обстоятельств, один из педагогов этой школы был членом нашей исследовательской группы. Он-то и помог организовать наблюдения. Для наблюдений было выбрано ночное время, когда в школе оставался только сторож. Это нужно было и еще в силу одной причины - чтобы не создавать дополнительный ажиотаж среди школьников и тем самым не активизировать полтергейст (такое влияние отмечено не раз). Помня об опыте московского “барабашки” и полтергейста в квартире Надежды Николаевны, мы пытались по такому же принципу организовать диалог с тем “нечто” или “некто”, который был причиной полтергейстных событий в этой школе. Но нас постигла неудача - “поговорить” не удалось. Надо сказать, что никаких особых методических наработок по изучению полтергейстных явлений у нас на тот момент времени еще не было (прошло чуть более года со времени создания группы). Поэтому приходилось изобретать на ходу и пользоваться подручными средствами. Фотографирование в различных режимах и с различными фильтрами результатов не дало, “ловушек” в виде дорожек из талька и натянутых нитей полтергейст также благополучно избежал. В ход пошли и иные приемы из прочитанных на досуге детективов, и элементарные логические рассуждения. Скажем, если этот Некто обладает такой физической силой, что способен [уронитьk человека или включить свет, то не оставит ли он отпечаток своей руки (или того, чем он воздействовал на выключатели) на тонком слое пластилина? Во время очередного дежурства кнопки в актовом зале (а именно его облюбовал полтергейст) были соответствующим образом обработаны, зал опечатан. Несколько экспериментов прошли безрезультатно опечатанный зал примерно через час вскрывали, свет горел, но пластилин оставался нетронутым. Но один раз это “нечто” все-таки оставило след! Тонкий слой пластилина на нужной кнопке был прочерчен до пластмассы неровной линией. Конечно, это был не отпечаток пальца с дактилоскопическими линиями, но не лишним будет напоминать, что в опечатанном зале в тот момент времени никого не было Один из экспериментов показал, что школьный “шумный дух” обладает способностью не только закрывать двери на ключ, но и открывать. Перед очередным экспериментом, точно зафиксировав положение всех предметов в зале и тщательно проверив, чтобы там не спрятался никто посторонний (проверили и кулисы, и подсобное помещение, в котором хранилась музыкальная аппаратура и кое-какая хозяйственная мелочь), собственноручно закрыв все окна и входную дверь (снаружи и на ключ), мы оставили зал в тишине и темноте на очередной час дежурства. Сразу скажу, что даже несмотря на все эти проверки, вход в зал всегда был у нас под наблюдением, так что проникнуть туда незамеченным не мог никто. Разве что “шумный дух” Час прошел. Открыв дверь, начинаем осмотр в надежде обнаружить следы активности полтергейста. Внимание привлек достаточно сильный ветерок, который на полтергейст уж никак не спишешь Оказалось, что наполовину открыта одна из оконных фрамуг. А открыть ее можно было только изнутри А в зале никого не было. Оставалось только одно место в пределах этого помещения, куда никто еще не заглядывал - подсобка. Из нее было два выхода: один через прорезанный в полу самой подсобки и закрытый крышкой узкий люк и почти вертикальную лестницу - но по размерам стол туда, ну, никак не мог пролезть, разве что в распиленном виде И второй выход был в окно, которое располагалось практически под потолком этого зала. Но к нему не было никаких лестниц, да и закрыто оно было двумя створками ставней, заложенными изнутри толстым деревянным бруском. Поскольку никакая логика не могла бы привести к заключению о том, что стол находится в подсобке, мы и обратили на нее внимание в самую последнюю очередь. Однако оказалось, что стол там и находится. И ставни закрыты изнутри все тем же деревянным бруском. Да еще одна ножка стола придавила люк, закрывавший второй выход, так, что открыть подсобку удалось, только изрядно попотев. На прежнее место стол возвращали по приставной лестнице силами четырех мужчин - троих наших и еще школьного сторожа, который в ту ночь получил, думаю, незабываемые впечатления. Пытаясь нащупать причину начала полтергейстных событий, мы опрашивали школьников. Интересовало все: были ли крупные конфликты до начала изучаемых нами событий, или какие-то иные ЧП, не замечены ли подобные происшествия раньше? ЧП действительно было - месяца за два до этого трагически погиб один из старшеклассников, один из признанных школьных лидеров, да еще и ведущий школьных дискотек. Связь между этим несчастным случаем и началом полтергейста ни доказать, ни проверить на тот момент было невозможно, но все же мы решили попробовать способ, о котором случайно услышали от кого-то из столичных коллег, основанный на принципе “Феномена электронного голоса”. Суть его заключается в использовании возможностей современной записывающей аппаратуры, чувствительность которой к воздействию несколько больше, чем чувствительность человеческого уха, что позволяет улавливать и переводить в разряд слышимых крайне слабые звуки, которые находятся за физиологическими пределами слышимости. А мировоззренческое основание для изучения ФЭГ пришло из глубокой древности, и заключается оно в представлениях о том, что биологическое тело человека - это лишь временное пристанище, своего рода “сосуд” для той субстанции, которая хранит в себе человеческую личность и называется душой. Примечание к теме: официально “феномен электронного голоса” был открыт шведским искусствоведом и кинорежиссёром Фридрихом Юргенсоном летом 1959 года. Как и всё великое, это явление было открыто случайно. Наслаждаясь уединением на природе, записав пару кассет с птичьими голосами, Юргенсон решил их на досуге прослушать. Его удивлению не было конца, когда среди свиста и чириканья он различил чей-то навязчивый шёпот. Мужской голос читал лекцию на норвежском языке об особенностях птичьего пения (Юргенсон разбирался не только в норвежском языке, но и в радиотехнике.) Так как во время прогулки он не встретил ни одной живой души, то поначалу он решил, что его маленький переносной магнитофон случайно поймал и записал передачу какой-то из соседних радиостанций. Такое явление бывает, когда чувствительные предметы бытовой музыкальной аппаратуры: проигрыватели, магнитофоны, а порой и другие электроприборы, ловят и воспроизводят сигнал близлежащей радиостанции. Чтобы подтвердить свою догадку, Юргенсон проверил транслируемые в тот день программы. Но ни одна из станций, вещающих на норвежском языке, ничего подобного в эфир не передавала. Так начался период экспериментов, давший ряд новых записей. На базе данных многолетней работы им была написана книга “Радиосвязь с запредельным миром” - первая в этой области. Почему бы не предположить, что в ночной тишине школьного зала не звучат какие-то, не слышимые нами, звуки? Может быть, этот Некто хочет что-то сказать людям, но не может слишком тих для нас его голос? Время для эксперимента было выбрано самое беззвучное три часа ночи. Ночной город спал, а в школьном зале был включен на запись магнитофон. Рядом безмолвно сидел наш наблюдатель, который фиксировал с точностью до минут и секунд каждый доносившийся с улицы звук. Вот проехала машина Вот спросонья каркнула ворона Если бы в тот момент времени была под рукой необходимая литература о феномене электронных голосов, да побольше времени - может, и удалось бы записать внятное сообщение. Но, увы, время заканчивалось, полтергейст тоже утихал. Совсем утихомирился он после сделанного в зале ремонта. Если знаете, это и есть один из способов нейтрализации полтергейста. Более чем год крупные полтергейстные процессы тольяттинцев не беспокоили. И только осенью 1992 года в одном из цехов Волжского автомобильного завода, где работал тольяттинец Д., началось нечто любопытное и с разной интенсивностью продолжалось до 1994 года, но об этом в следующей заметке. |