Тольятти Новости

Азгат Галлиулов: С футболом не прощаются

Самый титулованный игрок второго дивизиона советского футбола — об игре, товарищах и трудностях расставания

Об игроках, блиставших в 80-х, уже принято говорить «их помнят болельщики со стажем», многие из ветеранов отметили полувековые юбилеи, как сегодняшний собеседник «ПС». Кстати говоря, вышедший на поле в 1975 году в составе тольяттинского тогда «Торпедо» в 15 мальчишеских лет и 8 месяцев и по сей день остающийся самым молодым дебютантом в истории вазовского клуба. И хотя в спортивной карьере защитника «Торпедо», самарских «Крыльев Советов» и «Лады» Азгата Галлиулова не было именитых столичных клубов, как, например, у Вагиза Хидияттулина или Валерия Глушакова, с коими ему довелось и учиться в спортинтернате Ростова-на-Дону, и играть, судьба наградила его самой выдающейся для футболиста второго дивизиона коллекцией наград.Атакующий защитник, да еще одинаково мощно бьющий с обеих ног в футболе — грозное оружие, как в боксе коронный хук, приберегаемый бойцом до поры, когда соперника можно уязвить наповал. Двадцать четыре мяча, забитые Азгатом Галлиуловым в составе «Крыльев» с 1982 по 1989 год, красноречиво свидетельствуют о многом. Как и покер — четыре гола в одном матче, которые он забил во встрече «крылышек» с разгромленным до неприличия — 10:0 владимирским «Торпедо».
— Азгат Ахмерович, не припомните тот матч?
— Это был сезон 1984 года, помню, что забивал из-за штрафной метров с двадцати — двадцати пяти, удар был поставлен хорошо. А четвертый гол был таким — Александр Бабанов (нынешний директор ФК «Лада». — Прим. В.Б.) простреливал в штрафную, а я ногу подставил. Потом шутили — он мне: «Да мяч и так уже в ворота летел», — а я отвечал: «Ну ладно, пусть я у тебя гол украл».
— Расскажите, как вы в футбол пришли.
— Родился я в Тольятти, тогда компьютеров не было, мальчишки играли зимой в хоккей, летом в футбол и волейбол. Мои два старших брата ходили в футбольную секцию на стадионе «Труд» и я с ними. А в 1975 году покойный ныне тренер Борис Казаков и Альфред Павлович Федоров пригласили в команду мастеров «Торпедо», с юношеской сборной России, где тогда играли Хидияттулин и Глушаков выигрывали «Кубок Надежды», побеждали на первенстве Союза среди сборных СССР.
— Вас тогда в столичные клубы не звали?
— Приглашали в московское «Торпедо», но я выбрал «Крылья Советов», к дому ближе, мать одна, не хотел далеко уезжать. Некоторое время играл в дубле, в шестнадцать лет пробиться в состав было нереально, а в основе дебютировал уже в 1982-м. Тогда футбол и хоккей на уровне обкома области развивались в приказном порядке — в Тольятти хоккей, в Самаре футбол, потому и воспитанники «Торпедо», как, например, Равиль Аряпов, оказывались в «Крыльях», там же играли и местные самарские игроки, иногородних мало было.
— А причина вашего ухода из «Крыльев»?
— В 1989 году ушла плеяда игроков, с которыми вместе играл (Бабанов, например), пришло много молодых, мне как-то было не очень по себе и я на закате карьеры ушел в горьковский «Локомотив», там задачу серьезную ставили выйти в первую лигу. Потом пригласили в кисловодский «Асмарал», а заканчивал уже с Владимиром Евсюковым и Александром Бабановым с 1990-го по 93-й в «Ладе».
— Как для вас прошел этот критический для профессионального спортсмена период адаптации к новой жизни?
— Вот, к примеру, ты на виду, тебя все знают и потом в один момент просто забывают, — это довольно сложный период, в том числе и в материальном отношении. И есть достаточно много примеров, мне не хотелось бы сейчас упоминать поименно, не только в футболе, но и в других видах спорта, когда люди не могли найти место в этой другой жизни. Здесь главное — себя не потерять, мне в этом помогала семья — жена и две дочки. Хотя они, к сожалению, не стали спортсменками.
— Сейчас вы тренируете женскую футбольную «Ладу»…
— В 2007 году, когда я принял команду, нам удалось подняться до высшей лиги, но кризис очень серьезно ударил по команде. Материальной базы нет, сборов не было, формы нет, словом, расплатились с игроками, сказали: кто сможет — трудоустраивайтесь в других клубах. Так что сезон, думаю, будем доигрывать своими воспитанниками. У нас при СДЮСШОР открыты четыре группы девчонок, из которых и надо растить своих игроков, о чем мы и говорили с директором Владимиром Муншем.
— Давайте вернемся в недалекое прошлое. Вам довелось поиграть и за «Торпедо», и за «Крылья Советов», и за «Ладу», матчи между земляками — тольяттинской и самарской командами всегда были настоящей интригующей битвой.
— Это потому еще, что мы друг друга знали, а с Бабановым, например, друзья с детства. Матч был, помню, году в 1982-м в Самаре, я за «Крылья» играл правого защитника, а он — за «Торпедо — левого хавбека, подходит перед игрой и говорит: «Алик, ты только меня не трогай, я на уколах». Команды не на шутку бились, и в одном из единоборств я его не специально, но приложил. И после первого тайма он уже не играл. Что ж, это футбол, друзей на поле в нем не бывает.
— А против кого из известных в те времена в стране игроков вам доводилось играть?
— В свое время я шесть пулек прошел — турниры за выход из второй лиги в первую, плей-офф, когда три команды разыгрывают всего одну путевку. Ну а в разное время на поле встречаться приходилось с Глушаковым, что в «Спартаке» играл, с Кухлевским, он сейчас второй тренер у наставника «Крыльев Советов» Слуцкого, в матче сборных России и Украины — с Андреем Балем, с тбилисским «Динамо» — Челебадзе, сразу всех и не вспомнишь. А вот из тренеров, с которыми довелось работать, запомнился наставник «Крыльев» Геннадий Сарычев, с уважением относился к игрокам, культурный и очень воспитанный человек.
— Вам довелось поиграть еще в советском футболе, в чем, на ваш взгляд, сейчас разница между игроками тех и нынешних времен и болельщиками?
— Это мое мнение, но наше футбольное поколение было более бескорыстным, что ли, по отношению к своей профессии и футболу в целом. За нами Волга — вот командный девиз, с которым выходили на поле. Сейчас многих молодых в первую очередь интересует сумма контракта. А болельщики… всегда было приятно, когда едущий по городу в то время «Икарус» люди приветствовали, махали руками, сигналили, что-то кричали. И больше разбирались в футболе, его истории. Современных же фанатов, враждующих группировками, ломающих сиденья и жгущих файеры в окружении милиции, я не понимаю. Для чего они приходят на матчи?
— Вы поддерживаете связь с прежними одноклубниками по «Крыльям» и «Ладе»?
— Конечно, мы встречаемся c Анатолием Быткиным, Виктором Развеевым, Валерьяном Панфиловым, Равилем Аряповым, Александром Бабановым, Владимиром Евсюковым, отмечаем памятные даты.
— Не появляется желание вновь, как прежде, блеснуть на поле?
— А мы играем на «Торпедо» два раза в неделю — в понедельник и четверг — команда МЧС Тольятти и наша — ветеранов «Торпедо» и «Лады». И с футболом не прощаемся.

Площадь свободы

Валерий БЛИЗНЕЦОВ


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru