TLTinfo (http://www.tltinfo.ru/)


"АвтоВАЗ" ищет деньги

В марте этого года во время визита премьер-министра Михаила Фрадкова в Бразилию одним из пунктов в переговорах
значилось согласование планов на покупку «АвтоВАЗом» завода по производству двигателей Tritec у компании
Daimler-Crysler. Однако чуть позже выяснилось, что представители российского концерна для участия в переговорах
не выехали. Теперь стало известно, что тольяттинский автогигант начал строительство собственного огромного завода
по производству силовых установок, трансмиссий и осей на берегах Волги. Еще несколько месяцев назад автоконцерн
планировал изменить модельный ряд и провести технологическую модернизацию практически полностью за счет государства.
Общая сумма государственной помощи оценивалась в 4 млрд долларов. Теперь стало очевидно, что Волжский автомобильный
завод намерен это сделать собственными силами.
Всего несколько дней назад министр экономического развития и торговли Герман Греф принял решение отказать заводу
в выдаче денег в рамках целевой федеральной программы «Национальная техническая база на 2007-2011 гг.».
По предложению главы Федерального агентства по промышленности (Роспром) Бориса Алешина, в рамках этой программы
предприятиям планировалось выделить 2 млрд долларов - львиная доля этих средств должна была пойти «АвтоВАЗу»
в рамках программы «Прогрессивные технологии создания автотранспортных средств нового поколения». Эту
программу Роспром разработал совместно с НАМИ для создания бензиновых и дизельных двигателей нового поколения,
а также водородных двигателей, автокатализаторов, автокомпонентов с микропроцессорными системами управления и
системы
утилизации старых автомобилей. Однако теперь завод не сможет рассчитывать на эти деньги. Герман Греф предложил
обеспечить финансирование в рамках специальной ведомственной программы, однако на ее разработку уйдет как минимум
год. Отчасти концерн сам виноват в том, что остался без денег - МЭРТ испугался вкладывать деньги в предприятие
с настолько запутанной структурой собственности.
Кроме того, автогигант рассчитывал на получение более 2 млрд долларов из инвестиционного фонда в госбюджете -
на
покупку завода двигателей в Бразилии. Однако чиновники говорят, что «АвтоВАЗ» так и не подал заявку
на получение средств из инвестфонда. Как объясняют на предприятии, переброска производственных мощностей с этого
завода в Россию оказалась невозможной, а доставка узлов и агрегатов из Бразилии в Тольятти экономически нецелесообразна.
Руководство предприятия также собиралось запросить у правительства льготные ставки таможенных пошлин на импорт
комплектующих. Предполагалось, что завод в Тольятти сможет получить эти льготы в случае объединения с Renault.
Однако достаточно неожиданно в понедельник руководство автогиганта объявило об отказе продавать блокирующий пакет
акций французскому автопроизводителю. Представители тольяттинского завода сказали, что готовы к техническому сотрудничеству
с французами, но о продаже акций и речи быть не может. Кроме того, последовало жесткое заявление гендиректора
Игоря
Есиповского о том, что «у «АвтоВАЗа» есть собственные разработки, которые лучше Renault Logan».
Таким образом, Волжский автомобильный завод остался без дополнительных финансовых ресурсов и может рассчитывать
лишь на собственные силы. Для того, чтобы обеспечить собственное развитие, предприятие должно продавать не менее
1 миллиона автомобилей в год. Как пояснил Игорь Есиповский, порог рентабельности предприятия - около 500 тысяч
автомобилей в год, ниже этой планки его работа будет убыточной.
Чтобы обеспечить необходимый уровень продаж, руководство концерна намерено в ближайшие три-четыре года снять с
производства часть модельного ряда с устаревшим дизайном. Покинут конвейер «классика» и семейство LADA
SAMARA. В эти сжатые сроки руководство завода намерено «провести внутреннюю реорганизацию на предприятии,
построить новый завод и поставить на производство новые модели». Это очень сложная задача, и после тех резких
зигзагов, которые сделал концерн за последние полгода, сложно воспринять их на веру.
Так, в январе было объявлено о запуске в серию 12 моделей «легковушек» на базе нескольких новых платформ
и внедорожников. Предполагалось, что при этом будут использованы технологии зарубежных производителей. Пока ни
с одним производителем «ВАЗ» сотрудничать не начал. Наиболее вероятным считалось партнерство с французами,
однако оно не состоялось. В октябре прошлого года была поставлена точка в создании СП по производству двигателей
с General Motors (GM) - покупка завода двигателей GM в Бохуме за 300 млн евро оказалась для «АвтоВАЗа»
невыгодной. Теперь ходят слухи, что в Тольятти приглашают специалистов Porsche, чтобы оказать инжиниринговую помощь
в создании новых моделей. Двадцать лет назад эта компания уже помогала в создании вазовской серии «восьмерок».
Все остальные планы - по покупке завода у Daimler-Crysler и получению финансовой помощи государства уже провалились.
Тем не менее, есть и позитивная новость - в минувшую пятницу в Тольятти заложили камень в основание собственного
нового завода по производству силовых установок, трансмиссий и осей. Мощность нового предприятия составит 600
тысяч
двигателей в год. Таким образом, автоконцерн полностью отказался от идеи лицензионной сборки двигателей и трансмиссий
для своих машин.
Строительство будет вестись в основном на инвестиционные ресурсы в размере 500 миллионов долларов. Пока завод
этих
денег не нашел, планируется, что обоснование для инвестиций будет составлено только к октябрю этого года. Эксперты
полагают, что при грамотном подходе предприятие сможет собрать эту сумму, однако технологически оно это проект
не вытянет, тем более, за 2,5 года, о которых говорит руководство предприятия.
До тех пор завод планирует использовать новый 1,4-литровый двигатель с облегченным кривошипно-шатунным механизмом.
В качестве возможных партнеров по этому проекту менеджментом «АвтоВАЗа» назывались также Renault,
Fiat и DaimlerChrysler. Так что и эти планы пока довольно «сырые».
Согласятся ли инвесторы войти в столь абстрактные проекты, неизвестно. Сам же завод необходимыми ресурсами на
развитие
не располагает. Несмотря на то, что к июню было продано на несколько процентов авто больше, чем в прошлом году,
чистая прибыль предприятия по сравнению с прошлым годом уменьшилась в четыре раза - до 1,4 млрд рублей. Пока самой
рентабельной моделью «АвтоВАЗа» остается «классика», а себестоимость переднеприводных авто
все время растет.

Николай Чеховский

Страна.Ru

Либо обсудить в форуме >>>