TLTinfo (http://www.tltinfo.ru/)


Самарские СМИ: у нового руководства АВТОВАЗа нет внятной стратегии

АВТОВАЗ
Тема АВТОВАЗа на этой неделе волнует самарские СМИ больше всего. "Самарское
обозрение" (22.12.05) вышло в день внеочередного собрания акционеров.
Газета не стала прогнозировать итоги собрания, тем более на нем не должно
было произойти ничего неожиданного, а задалась другим вопросом: что теперь
будет с группой СОК? "Новые собственники ВАЗа неизбежно проведут ревизию
его дочерних предприятий и столкнутся с тем, что часть из них управляется
самарской группой "СОК". Отберут ли у СОКа вазовские активы и лишат ли
группу преференций в части поставок? От ответа на этот вопрос будет
записеть судьба крупнейшей в регионе ФПГ". По информации "Самарского
обозрения", уже несколько месяцев владельцы СОКа ведут переговоры о
сохранении своих позиций на АВТОВАЗе. Ни о каком предварительном решении
речи пока не идет. "Стороны активно пытаются решить вопросы через
администрацию президента", - утверждает источник "Самарского обозрения".
Газеты, вышедшие 23 декабря уже имели возможность делать какие-то выводы.
Так "Коммерсантъ" (23.12.05) пишет: "В Тольятти на внеочередном собрании
акционеров ОАО АВТОВАЗ, проходившем в тройном кольце милицейского
оцепления, государство окончательно утвердило свою власть на автозаводе.
Никто из избранных членов совета директоров перед акционерами не выступил,
а на последовавшей пресс-конференции новое руководство АВТОВАЗа призналось,
что внятной стратегии развития крупнейшего автозавода страны у него нет. На
той же пресс-конференции председатель совета директоров Владимир Артяков
заявил, что "никаких репрессий к прежнему менеджерскому составу применено
не будет". Не будет, по его словам, и сокращений персонала". Между тем, как
признался "Коммерсанту" один из менеджеров АВТОВАЗа, "Рособоронэкспорт"
поставил очень жесткие условия руководящему составу предприятия. "Менеджеры
всех уровней подвергаются серьезному давлению со стороны новых хозяев. Все
мы уже побывали в кабинетах нового руководства, где нам прямо было
заявлено, что по старым схемам, основанным на "откатах", мы работать не
будем", - сообщил менеджер. Многие руководящие сотрудники завода ожидают
увольнения в ближайшее время. Так, накануне собрания предприятие покинула
финдиректор Галина Казакова. Дальнейшие перспективы АВТОВАЗа Артяков
обрисовал общими фразами. Он заявил, что автозавод не собирается
отказываться от концепции производства недорогих машин, и автомобиль
производства АвтоВАЗа "должен быть российским". Впрочем, он не исключил
возможности покупки у иностранных компаний лицензий на производство
комплектующих. Нынешнее партнерство АВТОВАЗа с иностранцами новых
руководителей тоже не устраивает. Генеральный директор АВТОВАЗа, глава
департамента "Рособоронэкспорта" Игорь Есиповский на пресс-конференции
заявил, что на ближайшем совете директоров планируется пересмотреть
отношения АВТОВАЗа с американским концерном General Motors (GM), поскольку
СП "GM-АвтоВАЗ" (на паритетных началах принадлежит GM и АвтоВАЗу),
выпускающее Chevrolet Niva и Viva, "работает с нулевой рентабельностью".
Господин Есиповский не пояснил, в чем может заключаться пересмотр отношений
с GM. В GM этого тоже не знают. Как сообщила "Коммерсанту" пресс-секретарь
российского представительства концерна Виктория Яценко, глава ООО "Дженерал
Моторз СНГ" Уоррен Браун находится в отпуске по случаю рождественских
каникул, а до этого никто из нового руководства АВТОВАЗа с ним этот вопрос
не обсуждал. Составить план развития АвтоВАЗа поручили главе Роспрома
Борису Алешину, который возглавит совет по стратегии автозавода. Господин
Алешин пошел дальше и разработал целую программу по поддержке российского
автопрома, на реализацию которой требуется $5 млрд бюджетных денег. В
Минпромэнерго, отвечающем за разработку и реализацию госпрограмм в
автопроме, вчера выразили недоумение по поводу инициатив господина Алешина.
В министерстве сообщили, что ныне действующую программу развития
отечественного автопрома, очередной этап которой был одобрен правительством
в мае, никто не менял. В пресс-службе Минпромэнерго отметили, что ведомство
господина Алешина, Роспром, входит в структуру министерства и не обладает
правом самостоятельно выходить с подобными инициативами и по существующему
положению является исполнителем, а не разработчиком документов. Подобного
рода предложения, подчеркнули в пресс-службе, готовит Минпромэнерго и
вносит их на рассмотрение в правительство. Владимир Артяков вчера вечером
заявил "Коммерсанту": "Программа развития автомобильной отрасли,
представленная Роспромом, не является ни законопроектом, ни проектом
постановления правительства, ни каким-либо другим документом и носит
исключительно заявочный, декларативный характер. Тем не менее мы надеемся,
что на следующей неделе премьер-министр Михаил Фрадков одобрит программу и
раздаст распоряжения по ее реализации всем заинтересованным ведомствам".
Репортер (23.12.05) напоминает, что полгода назад, оценивая перспективы
Волжского автозавода, сделал прогноз, согласно которому главным вопросом
новой повестки дня для АВТОВАЗа является не новый модельный ряд и прочие
технические проблемы, а вопрос о том, кто и на каких условиях будет
предлагать крупнейший автозавод страны западным инвесторам - его нынешние
владельцы или государство. Ответ на него, считает газета, был получен в
ноябре, когда на Волжском автозаводе начались кардинальные изменения,
которые были закреплены на вчерашнем внеочередном собрании акционеров
предприятия. Конкретики добавил глава Роспрома Борис Алешин, заявивший на
состоявшейся после собрания пресс-конференции, что логика начавшейся работы
состоит в том, чтобы "сделать нормальную корпорацию с последующим выводом
активов на мировой фондовый рынок". Газета отмечает также, что состоявшееся
22 декабря в Тольятти внеочередное собрание акционеров АвтоВАЗа можно
назвать беспрецедентным сразу по двум показателям - по принятым мерам
безопасности и продолжительности самого собрания. В повестке дня
внеочередного собрания акционеров было всего три вопроса, которые
"прогнали" за 30 минут, - такого не было за всю новейшую историю Волжского
автозавода. Такая краткость, с одной стороны, была обусловлена тем, что
собрание было внеочередным и не требовало долгих докладов о промежуточных
итогах работы, с другой - собрание носило скорее формальный характер,
поскольку все принципиальные моменты были оговорены заранее и интриги ждать
не имело смысла. Если прежде за столом президиума собирался весь совет
директоров, то на зтот раз в президиуме был только ведущий собрания -
вице-президент АВТОВАЗа по персоналу Владимир Пересыпкинский. После того,
как акционеры утвердили повестку дня и порядок ведения собрания, господин
Пересыпкинский сразу же перешел ко второму вопросу: о досрочном прекращении
полномочий членов прежнего совета директоров. Озвучив его, но даже не
"проголосовав", ведущий сразу же перешел к вопросу об избрании нового
совета. В зале загалдели, пытаясь указать господину Пересыпкинскому на
допущенную процедурную ошибку. Но вице-президент не растерялся, пригрозив
удалить крикунов из зала. Собственно, на этом все и закончилось: акционеров
отправили голосовать сразу двумя бюллетенями, ограничив время голосования
пятьюдесятью минутами. За отставку прежнего совета директоров АвтоВАЗа
проголосовало 99% акционеров. А голоса за новых членов совета
распределились настолько равномерно, что ни у кого не осталось сомнений в
том, что крупный пакет голосовал единодушно.
ПОЛИТИКА
22 декабря судебные приставы вручили председателю тольяттинской гордумы
Александру Дроботову исполнительный лист Центрального райсуда Тольятти о
восстановлении депутата Дмитрия Жукова в должности председателя
парламентской комиссии по предпринимательству, промышленной политике и
экологии. 21 декабря депутаты думы проигнорировали решение суда, не включив
в повестку пленарного заседания данный вопрос. Последствием неисполнения
решения может стать возбуждение в отношении спикера уголовного дела, -
пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье".
ЭКОНОМИКА
22 декабря Самарский областной арбитражный суд удовлетворил заявление
кредиторов Самарского мукомольного завода ~ 2 (СМЗ 2) о запрете проведения
торгов по продаже активов обанкротившегося предприятия, намеченных на
сегодня, - сообщает "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". Протест вызвала
стартовая цена завода - 10 млн рублей, которая по словам одного из
кредитов, была сознательно занижена для того, чтобы актив смогли выкупить
структуры его бывшего владельца - Ивана Осокина. Отметим, что это вторая
попытка управляющего предприятием продать имущество завода, однако оба раза
противниками этих действий выступили кредиторы.
СПОРТ
Группа "СОК" отказалась от приобретения футбольного клуба "Крылья Советов",
- пишет "Самарское обозрение". Клуб остается на балансе Самарской области.
Отсутствие реального собственника может поставить крест на планах
руководства клуба побороться в новом сезоне за путевку в Кубок УЕФА. В
тяжелом финансовом положении ФК "Крылья Советов" оказались летом 2005 года
после ухода с поста президента клуба Германа Ткаченко. Были проданы почти
все лидеры команды, а перед оставшимися футболистами и тренерами у клуба
были многомесячные долги. В августе "Крыльям" удалось выправить положение.
Началось погашение долгов, были взяты в аренду новые игроки. Поначалу имя
нового инвестора не афишировалось, но ближе к концу футбольного чемпионата
президент "Крыльев" Александр Барановский признал, что благодарить за
стабилизировавшуюся финансовую ситуацию надо группу "СОК". По информации
"Самарского обозрения", никаких инвестиций от СОКа футбольный клуб так и не
получит. По мнению источника, знакомого с ситуацией, правительство области
не желает отдавать популярную футбольную команду СОКу. Не исключено,
однако, что и сам СОК, переживающий не лучшие времена в связи со сменой
владельцев ОАО "АВТОВАЗ", отказался от покупки клуба.

ИА "ВолгаИнформ"

Либо обсудить в форуме >>>