TLTinfo (http://www.tltinfo.ru/)


Вперед и с песней

Молодые драматурги возвращают на сцену социальную драму
Очередной фестиваль молодой драматургии "Любимовка" в этом году растянулся на две недели: начали в Москве, в подвале
"Театра.doc", потом выехали на пять дней на Клязьму, потом вернулись и с новыми силами продолжили дневные и ночные
бдения в "doc`e". На Клязьме читки пьес начинались в одиннадцать утра и заканчивались в половине второго ночи.
Остается надеяться, что энтузиазм, с которым проходили как сами читки, так и их обсуждения, в какой-то момент
доберется
и до театров.
На "Любимовке" в этом году собрались драматурги со всего бывшего СССР: из Литвы, Эстонии, Грузии, Украины, с Дальнего
Востока и из разных концов Сибири. В России по числу молодых авторов, пишущих для театра, по-прежнему лидируют
Екатеринбург и Тольятти, к которым в этом году добавился Новосибирск. Из Новосибирска приехал Георгий Селегей
с
пьесой "Отверстие", прочитанной на фестивале молодыми актерами Вахтанговского театра под руководством актера и
режиссера Павла Сафонова.
Читки не всегда были хорошо срежиссированы, иногда актеры получали текст незадолго до начала "представления",
но
тут вахтанговцы просто замечательно разыграли весьма легкомысленную, хотя одновременно и нравоучительную историю
о том, как в Алтайских горах молодой ученый попадает в места, где духи гор начинают исполнять все его самые заветные
желания. И выясняется, что желаний у ученого не так уж много: убить начальника экспедиции, который мешает его
научной
карьере, переспать со всеми молоденькими и немолоденькими аспирантками и сотрудницами и выиграть грант на один
миллион долларов. Но самой сильной окажется "воля к смерти", так что наутро коллеги, только что мельтешившие и
кружившие хороводом, поскольку духам удобно было принять знакомые герою черты и обличье, находят его обезображенный
труп.
Вообще, если бы у фестиваля молодой драматургии имелся собственный девиз, то девизом нынешнего можно было бы избрать
"Назад, к реализму!" или, напротив, "Вперед..." к нему же. И большая часть разговоров на фестивале шла как раз
о
реализме, о том, что мы вкладываем в понятие социальной роли искусства и идеологии в искусстве. Александр Казанцев,
один из основателей "Любимовки", заметил, что театр - быть может, самое идеологизированное искусство. Одно время
боялись даже говорить об этом, нарочно уходили даже от разговоров на эту тему. По мысли Казанцева, хорошо, что
сегодня эта боязнь уходит; хотя умолчание в данном вопросе может нанести только вред как театру, драматургии,
так
и самому обществу.
Целый вечер был посвящен тому, что можно было бы назвать новой социальной драмой, в которой спорят о наследстве,
о прошлом своей семьи, говорят о дорогом для соотечественников квартирном вопросе и даже о прошлом и будущем России.
Синопсисы как будто выловлены из теленовостей или анонсируют очередную программу популярного ток-шоу: "Время действия
- здесь и сейчас. Вадим Неустроев пропил квартиру, которой завладели бандиты, но пытается вернуть и квартиру,
и
свое будущее. Иван Ванин стал жертвой финансовой пирамиды и пытается восстановить справедливость. Мальчик Кеша
торгует пепси на перекрестке и старается выжить в криминальных разборках. Герои становятся жертвами обстоятельств,
но пытаются бороться".
Николай Наседкин из Тамбова, автор вышедшей недавно энциклопедии "Достоевский", приехал с замечательной пьесой
"Город Баранов", из которой, во всяком случае, можно узнать, что жизнь идет не только в Москве и юбилейном Санкт-Петербурге.
Имя героя другой пьесы, "Ивана Ванина", как и сам герой, кажется, родом из русских былин, что, естественно, вызвало
споры о русском национальном герое.
Увлечение документальной драмой не прошло незаметно ни для театра (уже упомянутый "Театр.doc"), ни для самих драматургов:
документальные сюжеты заново вернули вкус к жизни, к ее подробностям, к ее вполне театральным сюжетам.
Впрочем, одной из самых интересных историй, рассказанных и разыгранных на нынешней "Любимовке", стала как раз
история
документальная: перед лицом своей героини, приехавшей на фестиваль из Екатеринбурга, актриса Галина Синькина прочитала
пьесу "Вперед и с песней".
"Вперед и с песней" - документальное повествование, записанное драматургом Александром Найденовым. В качестве
журналиста
он приехал однажды снимать сюжет о том, как пожилая женщина издала книжку прозы своего отца, в 1937 году победившего
на Всесоюзном конкурсе на лучший рассказ, тогда же арестованного и расстрелянного. Через год, забыв давно о первом
визите и сюжете, Найденов приехал к ней, чтобы снять скандальный репортаж о женщине, которая несколько лет прятала
под полом сына-рецидивиста.
И вот теперь Галина Синькина рассказывала длинную историю ее семьи, а Лариса Прокофьевна Ратушная сидела напротив,
опершись на палку, и слушала, и не всегда, кажется, узнавала себя в своих собственных рассказах.
Менялись герои: сначала это была история об отце, потом все внимание переходило к сыну, который, как водится,
в
первый раз сел за какую-то мелочь, а теперь, прячась от милиции, сидит в подвале, пока героиня дает очередное
интервью
о своем безвинно погибшем отце. Потом Лариса Порфирьевна начинает рассказывать о себе, как мечтала стать актрисой,
поехала в Москву, как подрабатывала на стройке и за то, что продала связку дров, оказалась в ГУЛАГе. Следует потрясающе
пронзительная история ее любви, когда ее любимый, бывший музыкант, балтфлотовец, такой же, как она, заключенный
и сидит где-то неподалеку, в мужской зоне. Как им устраивают свидание в библиотеке, и их любовь оказывается сильнее
желания, так что час или два они просто просидели друг против друга...
В эпилоге героиня соглашается прочесть текст, где она агитирует голосовать за депутата, который должен наконец
вернуть людям уверенность в завтрашнем дне. Неудачными дублями нескладного ее текста и заканчивается пьеса.
Как почти всякая документальная драма, эта страдает некоторым многословием, в ней недостает пауз, эмоциональных
ниш, пространства для жизни, хотя, конечно, если бы нашлись режиссер и актриса, готовая к долгой и серьезной работе,
вышел бы потрясающий моноспектакль.
Григорий Заславский

Независимая газета

Либо обсудить в форуме >>>