TLTinfo (http://www.tltinfo.ru/)


Религиозный экстремизм и сектантское мировоззрение в России: корни "оттуда оттуда

Заметки с "круглого стола" на "Тольяттинском диалоге-2002"
С 22 по 24 ноября в Тольятти проходила ярмарка социальных и культурных проектов Приволжского
федерального округа
"Тольяттинский диалог-2002". В рамках этого мероприятия состоялись Общероссийская
экспертная конференция "Гражданский
форум - год спустя", ряд презентаций и "круглых столов", на которых обсуждались модели
социальной политики в регионах
округа, законопроекты в области пенсионного и социального страхования, и т.д. По
мнению организаторов, основной
задачей ярмарки было "стимулирование долгосрочных проектов в социальной и культурной
среде, поиск и развитие моделей
эффективной реализации партнерства между органами власти, общественными организациями
и бизнес-структурами".
В "Тольяттинском диалоге" принимали участие вице-премьер правительства России Валентина
Матвиенко, полномочный
представитель Приволжского федерального
округа Сергей Кириенко, министр труда и социальной политики Александр Починок и многие
другие. Победители конкурса
социальных и культурных проектов 2002 года знакомили собравшихся со своими идеями.
Немного статистики: всего в конкурсе участвовало 768 проектов из 15 субъектов Российской
Федерации, входящих в
состав Приволжского федерального округа. Первое место по количеству проектов-победителей
заняла Самарская область.
Так, из 144 заявок, поданных некоммерческими организациями Самарской области, победителями
были признаны 16.
К теме "Тольяттинского диалога-2002" "ПРАВДА.Ру" еще вернется. Сегодня же мы представляем
вашему вниманию одно
из наиболее жарких, острых обсуждений из развернувшихся на форуме.
"Круглый стол" "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере борьбы
с экстремизмом" организовывал
аппарат правительства РФ. В качестве темы было заявлено - "определение
степени готовности и необходимой глубины сотрудничества органов власти и религиозных
объединений; выработка первоочередных
и среднесрочных мер противодействия религиозному экстремизму". Для участия были приглашены
эксперты от органов
власти различного уровня, научных общественных организаций, представители религиозных
объединений. Ниже - выдержки
из запомнившихся выступлений, интересные мнения, нетипичные оценки, порой взаимоисключающие
тезисы.
Ведущий "круглого стола" - министр по делам национальностей РФ Владимир Зорин сразу
же поспешил обозначить степень
важности обсуждаемой темы: "Религиозный экстремизм - опасность номер один не только
для нашей страны, но и для
всего международного сообщества. Этому злу противостоять можно только сообща, и отдельное
государство с этим справиться
никак не способно."
Однако, первый же выступающий - директор Марийского НИИ языка, литературы и
истории им В.М.Васильева при правительстве Марий Эл Александр Казимов - тактично
заметил, что "общество нашей республики
живет в мире и согласии. И для нас данная тема - не актуальна. Хотя как проблема,
в глобальном масштабе, - то,
о чем мы будем говорить, безусловно, имеет важное значение".
"Мы далеки от того, чтобы привязывать понятие "религиозного экстремизма" к какой-то
определенной конфессии, будь
то ислам или что-то еще, - продолжил докладчик. - У этого экстремизма корни - политические,
социальные. Это социальные
противоречия в обществе, политическая неопределенность... А конфессия - это, так
сказать, та оболочка, которую
отдельные силы выгодно используют для того, чтобы завладеть человеческими душами.
Это первое."
Говоря об экстремизме, в качестве второго главного тезиса выступающий обозначил:
"Мы - государство - порой неоправданно
вторгаемся в духовную сферу жизни человека". На
просьбу зала пояснить данное утверждение Казимов, однако, прямого ответа не дал.
Зато (видимо, в качестве аргумента)
привел сухие цифры статистики: в республике Марий Эл 13% населения являются приверженцами
языческой религии, и
около половины марийцев так или иначе соблюдают языческие обряды. К Православию 90,2%
относят себя среди русского
населения, 52,2% - среди самих марийцев, 1,5% - среди татар. А около 80% - такова
в целом доля населения, относящая
себя к той или иной религиозной конфессии.
Принципиально важным представляется, однако, следующий тезис Казимова, который в
ходе докладов участников "круглого
стола" еще не раз можно было услышать:
"Итог анализа истинных причин возникновения экстремизма в нашей стране, к которому
мы пришли в результате проведенного
исследования, следующий. Пункт в Федеральном законе "Об общественных объединениях",
который запрещает финансирование
из-за
рубежа религиозных организаций, - не соблюдается совершенно. На этой почве и вырастают
различные экстремальные
группы и модели, возникают нетрадиционные псевдорелигиозные объединения. Государству
необходимо пресечь это явление"
(здесь и далее выделено нами - С.С.).
В заключении Александр Казимов еще раз подчеркнул, что "благодаря усилиям российского
руководства, представителей
общественных организаций, глав основных религиозных конфессий - в нашей стране все
же сохраняются конфессиональные
мир и согласие. И этот мир нельзя растерять. Иначе этим воспользуются темные силы".
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий упор в своем докладе сделал на том, что
именно религиозное невежество
порождает экстремизм и терроризм, и "главная задача представителей традиционных конфессий
России - это религиозное
просвещение".
Заместитель председателя Думы Республики Татарстан, муфтий Валиула-хазрат
Якупов поддержал тезис архиепископа Сергия относительно необходимости всестороннего
религиозного просвещения населения:
"У нас в республике главное внимание уделяется вопросам образования. Создана целая
сеть профессиональных учебных
заведений. К примеру, это Российский исламский университет. Конечно, традиционные
конфессии не могут являться источником
религиозного экстремизма. Однако, в каждой есть свои секты - они-то и создают нам
проблемы. Отсюда - государство
должно поддерживать официальные религии, или традиционные конфессии."
О том, что законодательная база, регулирующая взаимодействие органов власти и религиозных
объединений, слаба и
нуждается в серьезной доработке, говорил в своем выступлении заместитель мэра Тольятти
Яков Радюшин: "Законом "О
свободе совести." не предоставляется особого статуса для основных религиозных конфессий
- там это только декларируется.
Закон не
наполняется, скажем так, реальным набором прав и обязанностей. Функция государства
должна быть более четко прописана.
Я считаю, государство должно быть максимально открыто по отношению к религиозным
объединениям, и наоборот. Как
таковая, борьба с экстремизмом не должна быть заявлена во взаимодействии с религиозными
объединениями".
Вместе с тем, Радюшин согласен с мнением предыдущих докладчиков: "Нужно поставить
жесткий заслон финансированию
из-за рубежа религиозных объединений. Закрытость их деятельности также очень опасна.
Государство должно поддерживать
те религиозные организации, которые открыты, традиционны. Поддерживать инициативы
местного населения во взаимодействии
религиозных объединений, а не заниматься формированием спроса для иностранцев".
Местные власти Тольятти также столкнулись с активизацией деятельности различных миссионерских
организаций, констатировал
заместитель мэра.
Со
своей стороны, директор региональных проектов "Медиа-Союза" Алексей Щипков посоветовал
создать "конкретные органы":
в свое время действовал "Совет по делам религий" при советской власти - подобный
орган, который бы занимался практическими
вопросами взаимодействия с религиозными объединениями, нужно создать и нам при российском
правительстве.
"Это первое, - сказал Щипков. - Второе: нужен специальный орган при администрации
президента РФ, который бы занимался
уже "теорией", выработкой единой политики". (На что министр Зорин отреагировал репликой,
в том духе, что не всегда,
мол, создание одного органа гарантирует нам единую политику).
Накопленным опытом пермчан поделился заместитель начальника Управления внутренней
политики администрации Пермской
области Владимир Конев:
"По своему этно-конфессиональному составу наша область, можно сказать, типична для
Приволжского федерального округа.
Это устойчивый социально-экономический регион. У нас нет выраженных проявлений религиозного
экстремизма. Хотя в
целом проблема, конечно же, актуальна.
У нас есть уникальный опыт взаимодействия религиозных объединений - уникальный не
только для России, но и для всей
Европы. В 1998 году представители шести традиционных конфессий Прикамья выступили
с инициативой создания специального
комитета. Старообрядцы, католики, лютеране, Русская Православная Церковь, мусульмане,
иудеи объединились для решения
назревших злободневных вопросов - борьбы с алкоголизмом, наркоманией, беспризорностью
в регионе... Было принято
решение создать юридическую организацию. Получилось "некоммерческое партнерство".
Его представители организовали
и провели много различных мероприятий, в частности, инициировали крупнейшую конференцию
по вопросам религии и молодежи.
В нашей газете "Местное время" мы об этом подробно
написали."
Как одну из главных проблем Владимир Конев обозначил "отсутствие государственного
контроля" за появлением и деятельностью
различных религиозных объединений. Действительно, когда в области вместо одной мусульманской
конфессии - 34(!)
различных течения, причисляющих себя к мусульманским, это значит, что общество разделено,
расколото на 34 маленьких
обществ. Со всеми, как говорится, вытекающими последствиями.
Довольно резким было выступление бывшего ответственного редактора "НГ-Религии", ныне
сотрудника радиостанции "Маяк-24"
Максима Шевченко:
"Считаю неоправданным употребление такого словосочетания, как "религиозный экстремизм".
Есть просто экстремизм,
который универсален, будь то для культурной сферы, экономической и так далее. Конфессионального
различения в деле
борьбы с экстремизмом быть не может. И не нужно здесь концентрироваться только на
исламе. К примеру, пламенные
призывы к восстановлению монархии в России - это ведь тот же экстремизм! Это значит
ликвидация президентского,
парламентского правления, низвержение президента. Чем это не экстремизм?! А именно
это делают, допустим, "Союз
православных граждан", православное общество "Радонеж" и другие - находящиеся под
влиянием достаточно радикальных
младостарческих группировок.
Конфессиям, в общем, надо разбираться с теми организациями, которые зреют в их же
недрах. И не искать соринку в
чужом глазу."
"Чистой воды демагогия", - охарактеризовал выступление господина Шевченко протоиерей
Евгений Шестун.
//Комментарий по нашей просьбе:
".В православных источниках мы встречаем не меньше, а больше случаев уважительного
и доброго отношения к иноверцам;
православная миссия, в отличие от римо-католической, никогда не распространялась
"острием меча", и если в древности
и были случаи насильственного разрушения
языческих капищ (как мы читаем о том в книгах Ветхого Завета), то делали это святые
люди по прямому откровению
от Бога, данному для тех конкретных условий, в которых они находились. Мы же, основываясь
на православном духовном
и пастырском наследии, на условиях сегодняшнего дня, безоговорочно отвергаем любые
насильственные и враждебные
действия в отношении иноверцев вообще, и в отношении наших сограждан в особенности."
Иеродиакон Макарий, Ивановский Св.-Введенский монастырь//
Протоиерей Евгений Шестун (из выступления на "круглом столе"):
"...В основе экстремизма и терроризма есть и религиозный фактор - это сектантское
мировоззрение. Нельзя говорить
об исламском факторе как таковом. Но мы должны говорить о ваххабистском факторе в
исламе - а это сектантский фактор.
Мы не должны пускать лиц с сектантским мировоззрением в наше информационное пространство,
тем более оказывать им
поддержку, и
прочее.
Отвечая на обвинения господина Шевченко. Есть такое всем известное выражение, как
"Царя нужно заслужить". Понимаете,
речь о нравственном облике народа, а не свержении президента и постановке на его
место царя. То же, что вы говорите,
это чистой воды демагогия.
Хотел бы еще заметить, что мы все живем не в Республике Татарстан, не в Башкирии,
а в России. И Православие - это
государствообразующая и культурообразующая конфессия, хотя и не государственная -
так надо записать и в законе.
Мы живем здесь, в этой, особой цивилизации, к какой бы конфессии мы ни принадлежали.
И исходя из этого, все школы в Российской Федерации должны быть одинаковыми - школами
русской культуры. В законе,
касательно задач школьного образования, у нас четко прописано: "вклад в историю России
и историю народов России"
- и этот принцип нужно соблюдать. А мы зачастую получаем национальные школы, где
и
русский язык, и история Российского государства преподаются отвратительно.
Но школа должна быть рупором не только религиозной, национальной традиции одной народности
или народа. Нельзя забывать,
что русский народ - государствообразующий, под его защиту собирались все остальные
народы. В Российской Федерации
82% - русского населения. И нам не следует стесняться таких слов, как "русская культура",
"русский народ"."
Немногословным было выступление председателя Духовного Управления мусульман Чувашской
республики, муфтия Альбира
Крганова:
"Наши призывы - все последнее десятилетие - к противодействию религиозному экстремизму
трактовались многими как
"разборки внутри духовенства". Однако, идет настоящая идеологическая интервенция!
Против государства ведется откровенная
информационная война - об этом речь".
Итог дискуссии подводил Владимир Зорин:
"Все традиционные, мировые конфессии осуждают
явление религиозного экстремизма - это ясно. На "круглом столе" были высказаны пожелания
в совершенствовании действующего
законодательства, прозвучала и идея просвещения. Мы это учтем. Комиссия по взаимодействию
с религиозными объединениями
при Президенте РФ сейчас как раз дорабатывает закон".
По словам Зорина, России сейчас нужна "концепция государственно-церковных отношений
в широком смысле слова, не
только конкретный закон". "Совершенствование действующих механизмов законов - важно.
Но государство одно решить
задачу противодействия религиозному экстремизму не в состоянии. Это можно сделать
только при условии тесного взаимодействия
с гражданскими общественными организациями, религиозными объединениями."
Зорин, говоривший вначале об "опасности номер один", в конце, однако, заметил, что
"экстремизм - не один наш общий
враг и противник". Но в том числе - такие ужасные явления, как
бедность, продолжающееся социальное расслоение, наркомания.
..Перед тем резким диссонансом на общем фоне прозвучали слова руководителя национально-культурного
центра армян
Тольятти Виктора Хачатряна, отведшего под свое выступление секунды:
"Мы все - советские люди. Вот наша национальность! И народ наш общий очень бедно
живет! Вот главная проблема! Главный
вопрос - как жить дальше. Как же нам всем выжить! Вот над чем надо думать."
Кто-то зааплодировал. Возможно, не столько конкретным словам, сколько искреннему
эмоциональному порыву этого человека.
P.S.
Личное мнение:
Все же состоявшийся "круглый стол" оставил некое ощущение поверхностности, или недоговоренности
в рассмотрении
заявленных тем. Так, впрочем, нередко случается на подобных шумных мероприятиях,
в силу как объективных, так и
субъективных причин.
Допустим, как уже было сказано, не раз прозвучал тезис о недопустимости
финансирования религиозных объединений из-за рубежа, что это одна из основных, если
не главная причина роста экстремизма
в России. Однако, почему же так происходит, что делать и кто, собственно, виноват
- в том, что на территории России
не соблюдается российский же закон? Мысль, однако, не стали развивать дальше.
Так же как никто даже не вспомнил о том, как совсем недавно в Набережных Челнах татарские
националисты варварски
разгромили часовню - случай, причем далеко не первый в городе. Когда Патриарх Алексий
вынужден был обращаться с
открытым письмом к Минтимеру Шаймиеву, прося того снизойти к мольбам рядовых граждан.
"Вынужден с сожалением отметить,
что межрелигиозные и межнациональные отношения в Республике Татарстан далеки от нормы",
- констатировал тогда Патриарх.
Однако, заместитель председателя татарстанской Думы, муфтий Якупов был настроен оптимистом
и предпочитал обходить
подобные
скользкие моменты в своем выступлении.
Есть, однако, и положительные явления в нашей жизни. О готовящемся в Саранске Съезде
православной молодежи Приволжского
Федерального округа читайте скоро в рубрике "ПРАВДА.Ру"-ВЕРА.
Также в ближайшее время мы опубликуем материалы жаркой дискуссии, развернувшейся
на днях в стенах Государственной
Думы. Стенограмма предоставлена по нашей просьбе пресс-службой парламента. Тема:
проблемы экстремизма в России.
Скинхеды - угроза нацбезопасности??
Следите за нашими публикациями.

Правда.РУ

Либо обсудить в форуме >>>