TLTinfo (http://www.tltinfo.ru/)


Системный подход

Тольяттинские чиновники хотят 12 миллионов за рассказ о том, как остро нуждается город в новых дорогах

Официально документ, на который мэрия просит денег из бюджета, должен называться серьезно и внушительно — Концепция развития автомобильных дорог и пассажирского транспорта городского округа Тольятти. Руководитель департамента Геннадий Таранов сообщил, что выполнить эту работу за такие деньги готовы как тольяттинский проектный институт «Гипрогор», так и специализированные организации Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова. Специалисты дорожного ведомства Тольятти направили запрос даже в немецкий Вольфсбург.
Сегодня в Тольятти на каждую тысячу жителей приходится 330 автомобилей. Для сравнения: в российской столице этот показатель лишь на 8 машин больше нашего. Поэтому ни одному тольяттинцу, кто хоть раз оказался в час пик в автомобильной пробке на пересечении Южного и Автозаводского шоссе, не надо доказывать острую необходимость расширять старые и строить новые дороги. И в городе уже имеется программа с еще одним серьезным названием — «Модернизация и развитие автомобильных дорог местного значения городского округа Тольятти на 2009-2015 годы». В документе подробно, с расчетами и обоснованиями расписано, какие транспортные развязки и дороги необходимо построить, где поставить светофоры и пешеходные переходы, а где расширить дорожное полотно. В соответствии с утвержденным бюджетом города в этом году на реализацию программы планируется выделить 4 млн 238 тыс. рублей. Однако чиновники мэрии считают, что для полного порядка городу не хватает теоретического обоснования всех этих планов. Нужно же, в конце концов, объяснить людям, зачем им нужны все эти развязки и переходы. Объяснить за 12 млн бюджетных денег. Руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии Тольятти Геннадий Таранов уверен, что городу необходимо иметь общее и системное представление о том, как будет развиваться городской транспорт в будущем. «Мы просим миллионы на разработку концепции, чтобы в последующем сэкономить миллиарды», — заявил он.
Однако, по мнению председателя комитета по строительству, ЖКХ и транспорту Самарской губернской думы Алексея Кириенко, деньги на подобные теоретические талмуды будут потрачены впустую. «Практика показывает, что ситуация в Тольятти меняется слишком быстро, намного опережая финансовые возможности города и области. И из-за нехватки финансирования эта Концепция, как и множество подобных документов, скорее всего, будет положена на полку и благополучно устареет. Похожая история случилась с Программой по очистке сточных вод, которая была разработана по заказу ПОКХ несколько лет назад», — говорит губернский депутат.
Но тольяттинские чиновники так не считают. На недавнем заседании комиссии по городскому хозяйству Геннадий Таранов представил информацию о Концепции развития дорожной системы города в ближайшее десятилетие. Информация представляла собой озвучивание уже заявленных и ранее обсужденных городской общественностью проектов.
Напомним и мы своим читателям, о чем говорится в программе.
Основная головная боль тольяттинских автомобилистов — как без пробок и заторов добраться из Старого города в Новый. Эти части Тольятти соединены двумя транспортными артериями — Южным шоссе и дорогой через зеленую зону. Обе дороги работают с запредельной нагрузкой. По словам специалистов департамента дорожного хозяйства, сегодня каждый час трасса через зону отдыха пропускает более 2000 авто, а по Южному шоссе проносится 3400 автомобилей. Это в два раза выше установленной нормы. То есть при нынешней интенсивности движения Лесопарковое шоссе должно иметь не две полосы, а как минимум четыре. По прогнозам аналитиков, через пять лет количество машин на «Южке» увеличится вдвое — до 6,5 тыс. авто в час. То есть если сегодня в час пик транспорт движется по шоссе со скоростью в 18-20 километров в час, вместо 50-60, то через пять лет движение практически остановится. К тому же если в ближайшие годы все-таки проложат полноценное дорожное полотно в продолжение улицы 40 лет Победы вдоль 21 квартала с выходом на Южное шоссе, то на перекрестке для обеспечения безопасности движения потребуется установить еще один светофор. «Что, в свою очередь, сократит пропускную способность участка на 30%», — говорится в официальных материалах дорожного департамента.
Чтобы разгрузить автотрассу, предлагается провести реконструкцию Южного шоссе, заменив кольцевые развязки от ул. Ботанической до ул. Полякова на прямые участки. Рабочий проект реконструкции уже разработан, и получено положительное заключение экспертизы проекта. Также планируется построить четырехполосный дублер Южного шоссе вдоль 20-го, 21-го кварталов Автозаводского района, который примкнет к уже существующему дублеру вдоль 19 квартала. Параллельная дорога сможет взять на себя порядка 3000 машин в час, что существенно сократит пробки на основной магистрали. Такой же дублер должен появиться и вдоль Автозаводского шоссе — от Южного шоссе до бульвара 50 лет Октября. Рабочий проект дублера Автозаводского шоссе уже разработан и имеет положительное заключение государственной экспертизы. Он предусматривает строительство двух дополнительных полос для движения общественного пассажирского транспорта с двух сторон основной проезжей части шириной 4 метра с устройством разделительной полосы, полос безопасности и тротуаров.
А на пересечении преобразившихся Южного, Автозаводского и Хрящевского шоссе должна появиться многоуровневая транспортная развязка, которая избавит этот транспортный узел от многочисленных светофоров. Этот проект пока находится в разработке.
Кроме того, речь шла и о строительстве новой лесной дороги, о которой еще лет 6-7 назад велись бурные дискуссии. Трасса должна начинаться на пересечении Ленинского проспекта, ул. 40 лет Победы и ул. Маршала Жукова и прямиком через две транспортные развязки выходить на реконструированную улицу Баныкина. Как пояснил Геннадий Таранов, дабы минимизировать негативные последствия техногенного вмешательства в экосистему, дорогу собираются пустить на высоте нескольких метров над землей. Эстакадное движение транспорта, по мнению руководителя департамента мэрии, не будет мешать животным, живущим в лесопарковой зоне, не будет влиять на качество воды в скважинах, которые снабжают водой Центральный район. К тому же путь из Нового города в Старый по новой лесной дороге будет на треть короче, чем через Лесопарковое шоссе. Правда, пока департамент дорожного хозяйства даже приблизительно не берется озвучить стоимость новой «зеленой» эстакадной дороги. Но, по заверениям экспертов, «парящая» трасса обойдется для города как минимум в полтора раза дороже обычной дороги. И цифра эта будет исчисляться миллиардами. Таких денег в городе нет и в обозримом будущем не предвидится.
Но это не беда! Зато в Тольятти может появиться Концепция. Городская Дума рекомендовала согласительной комиссии, которая будет формировать расходы городского бюджета на следующий год, выделить 12 млн рублей на столь необходимый системный подход. Сомневаются только представители информационно-аналитического управления Думы Тольятти. «Учитывая, что объем финансирования программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог местного значения городского округа Тольятти на 2009-2015 годы» в 2010 году почти в три раза меньше стоимости выполнения работ по разработке Концепции развития автомобильных дорог г.о. Тольятти, можно поставить под сомнение целесообразность разработки Концепции и возможность ее дальнейшей реализации», — прокомментировал системные инициативы городских функционеров руководитель управления Сергей Балахонкин.
Когда в семье ребенок учится кое-как, а родители, вместо того чтобы заниматься с ним и исправлять ситуацию, планируют, какой из престижных вузов страны ему выбрать, мы предположим, что они либо очень богаты, либо не вполне адекватны. В богатстве тольяттинский бюджет, распорядители которого хотят потратить 12 млн на шкуру неубитого медведя, не заподозришь. Да и люди в мэрии и думе тоже все работают уважаемые. Но почему-то вместо того, чтобы построить хотя бы транспортную развязку на пересечении Южного шоссе и улиц Автостроителей и Офицерской, Концепция которой никак не воплотится в реальность вот уже пять лет, они предпочитают строить грандиозные планы. Кстати, деньги на развязку — этот крайне необходимый тольяттинцам проект, значимость которого не требуется обосновывать ни Концепцией, ни тем более информацией о Концепции, — губернским бюджетом выделялись. Более того, на воплощение околоразвязочных целей потрачено уже более 100 миллионов рублей, из них около 12 млн рублей ушло на консервацию стройки. Но пока автомобилистам о прошлых обещаниях властей напоминают только курганы земли, успевшие порасти травой и кустарником.
Кстати, на 12 миллионов рублей, по оценкам специалистов, можно отремонтировать 20 тысяч квадратных метров дорог.

Фото: Людмила ЯХТИНА

Площадь свободы

Татьяна ЗОЛОТАРЕВА

Либо обсудить в форуме >>>