Тольятти Новости

Доказательство жизни

Три года ветеран войны Анна Мельниченко убеждает чиновников, что имеет право на гражданство и пенсию.

Анна Григорьевна переехала в наш город из Украины — коротать век поближе к детям. Стала оформлять пенсию — удалось добиться только минимальной. «Больше не положено», — сказали ей чиновники из Пенсионного фонда. А ведь в советские времена Анне Григорьевне причитались льготы как участнику Великой Отечественной и как ветерану труда. Загвоздка оказалась в том, что по паспорту бабушка до сих пор значилась гражданкой Украины, поэтому, как просветили ее чиновники, на льготы рассчитывать не могла.
С тех пор прошло три года, и за это время восьмидесятилетняя женщина успела пройти все круги чиновничьего ада.

***

Летом 1942 года восемнадцатилетняя Аня (тогда еще Лоскутова) была призвана на службу в Советскую Армию. Молоденьким сержантом полка ПВО она прошагала вслед за своим орудием горькими дорогами войны до самой победы. В 60-е годы жизнь забросила ее на Украину в небольшой шахтерский городок Ровеньки. Трудовую деятельность она закончила лишь в день своего семидесятилетия. Анна Григорьевна могла с гордостью сказать, что не зря прожила жизнь: честно работала и защищала свою страну, подняла и выучила троих детей, никогда не пасовала перед трудностями. Бывало, что ради правды приходилось доходить до самых высших чинов. Так, в 1963 году, отстаивая интересы женщин, работающих в шахтах, она отправилась в Москву, к самому Никите Хрущеву. И добилась встречи с ним. А вот заставить услышать свой голос сегодняшних чиновников ей никак не удается.

Круг первый: ПВС
Для начала она и ее родные испытали на себе, что значит очередь в паспортно-визовую службу. Многочасовые ожидания, ночные бдения — и вот наконец дверь заветного кабинета. Однако, попав туда, Анна Григорьевна поняла, что проблемы только начинаются. В бесконечный список требуемых для оформления гражданства документов включены паспорта и справки от детей и родственников до седьмого колена. От старого, серьезно больного человека, которого нельзя оставить одного даже на несколько часов, потребовали сдать анализы на все мыслимые и немыслимые заболевания, включая ВИЧ-инфекцию.

Круг второй: Посольство

Но даже когда были разрешены и эти проблемы, оказалось, что Украина чрезвычайно неохотно расстается со своими гражданами. А ведь для принятия российского подданства Анне Григорьевне необходимо было выйти из подданства Украинского. Больше года длилась переписка семьи Анны Григорьевны с Московским консульством Украины. Впрочем, перепиской это назвать трудно: несмотря на многократные запросы и письма в ответ пенсионерка Мельниченко ничего не получала. А когда ее дети дозвонились в посольство, чтобы прояснить ситуацию, вице-консул госпожа Бобошко, ничуть не смутившись, сообщила, что если документы для выхода из подданства Украины будут направлены по почте, то они вряд ли когда-нибудь будут рассмотрены. Скорее всего, просто потеряются. Аргументы о том, что Мельниченко — человек преклонного возраста и к тому чрезвычайно больной, не действовали.
— Люди стоят у посольства месяцами. Приезжайте и сами решайте свои проблемы!, заявила родственникам г-жа вице-консул.
Понятно, что на такой подвиг 80-летняя бабушка была не способна. Помимо напряжения душевных и физических сил ей предстояли еще и серьезные денежные траты: для избавления от украинского штампика в паспорте нужно добраться до столицы и где-то жить предсказанное вице-консулом время. А родственников в Москве у Анны Григорьевны нет. Оформление документов должно было обойтись ей в 150 долларов. Жаль только, что пенсия у бабушки всего 1500 рублей.

Круг третий: Письмо президенту

Отчаявшись, Анна Григорьевна написала письмо президенту Владимиру Путину. Она посетовала гаранту, что своим трудом заслужила если уж не счастливую старость, то хотя бы спокойную. Через некоторое время пришел ответ из администрации президента, где сообщалось, что вопрос для рассмотрения отправлен местным властям. А еще через несколько дней проведать старушку пришел бравый милиционер, представляющий местные власти. По просьбе нашей героини мы не будем называть его фамилию и должность. Разбираться в боли и обиде старого человека он не стал, а лишь пристыдил: мол, нечего президента из-за чепухи беспокоить!
На этом «рассмотрение вопроса» местными властями закончилось.

Круг четвертый: Военкомат

К счастью, родные Анны Григорьевны узнали, что по закону с нынешнего года участники и ветераны ВОВ имеют возможность пройти упрощенную процедуру принятия гражданства. Пенсионерке оставалось подтвердить статус ветерана или участника войны. Для этого Анна Григорьевна отправилась в автозаводский военкомат. Ее встретила девушка — по возрасту почти такая же, как она в военном 42-м году, заглянула в документы. А потом, видимо, измученная досужливыми посетителями, произнесла: «Сколько же вас тут ходит, приспособленцев!» Из глаз старого человека хлынули слезы, и на мгновение показалось, что остановилось сердце. Ни слова не говоря, чтобы вновь не быть униженной, Анна Григорьевна вышла из кабинета. Больно и горько доказывать, что ты честно прожил свою жизнь!
А вечером ее увезла с сердечным приступом «скорая помощь»…

Круг пятый: Лечение

Но в нашем обществе жизнь заставляет наступать на свою гордость и снова, и снова проходить все круги чиновничьего ада. И не потому, что 80-летней бабушке так нужны «корочки» или официальное подтверждение статуса ветерана. Просто оказалось, что без этого статуса или звания участника войны ей не удастся получить российское гражданство, а без гражданства у нее не будет медицинского страхового полиса. Без полиса, в свою очередь, она не сможет наблюдаться у врачей и получать бесплатные лекарства. А без этих ежедневных лекарств жизнь инвалида второй группы просто невозможна.
***
Пенсия Анны Григорьевны 1500 рублей
Ежемесячная лекарственных доза препаратов стоит чуть больше 1000 рублей.
Оформление документов на выход из гражданства Украины 4500 рублей
Квартплата семьи дочери, где проживает бабушка, составляет 2000 рублей

Луч света

Корреспондент «ПС», узнав историю Анны Григорьевны, прошелся по местам «чиновничьей славы». И в военкомате Автозаводского района вдруг случилось чудо. Начальник четвертого отделения полковник Александр Манжос взял дело пенсионерки Мельниченко под личный контроль. Услышав, что Анна Григорьевна уже была в его ведомстве и с ней здесь плохо обошлись, он заявил: «Надо было обратиться напрямую к руководству. Подчиненному, нагрубившему ветерану, грозило бы увольнение!»
Уже на следующий день Анна Григорьевна последовала его совету и обратилась за помощью напрямую. А еще через день в сопровождении дочери и полковника она обсуждала с руководителем паспортно-визовой службы Автозаводского района вопрос о льготном получении российского гражданства.
Теперь Анне Григорьевне не придется ехать в посольство Украины. Ей предстоит всего лишь направить по почте заверенное нотариусом заявление о выходе из подданства. Пенсионерка до сих пор не может поверить в то, что ее мытарства подходят к концу, и не знает, кого благодарить: везение, прессу или совестливого полковника из Автозаводского военкомата.

***
Мы очень надеемся, что после трехлетнего ожидания все тревоги и обиды Анны Григорьевны закончатся и она наконец-то получит свой заветный паспорт гражданина России. Редакция «ПС» будет следить за событиями.

Площадь свободы

Галина ТЕРЕЩЕНКО


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru