Тольятти Новости

Куда движется российский авторынок. Размышления из Нижнего.

С 25 июля 2003 года в России действуют новые, увеличенные на 20—60% таможенные пошлины на ввозимые зарубежные автомобили в возрасте от трех до семи лет. Теперь можно сделать первые выводы и спрогнозировать влияние новых пошлин на состояние авторынка страны.
История повышения таможенных пошлин на иномарки началась еще в 2002 году — тогда значительно выросла стоимость растаможки машин старше семи лет. Лавина автомобилей, хлынувших в страну в преддверии этих мер, почти полгода оказывала значительное влияние на авторынок России. Под шумок к нам ввозили и успешно продавали даже откровенный хлам. Многие из купленных в то время машин, бывшие год назад такими аккуратными и блестящими, уже стали “мертвым грузом” и застыли в вечном покое в гаражах, дворах и на автостоянках.
К концу зимы большая часть ввезенных иномарок была распродана и перестала влиять на состояние рынка. В итоге в апреле-мае 2003 года начали распродаваться невиданными темпами отечественные автомобили. За наиболее дешевыми моделями сразу же образовались очереди, а другие распродавались в день привоза.
Быстро сориентировавшиеся в такой ситуации автозаводы и дилеры начали активно повышать цены на всю свою продукцию. За первые семь месяцев года “Волга” ГАЗ-3110 подорожала на 16—30 тыс. руб., стоимость ИЖ-2126 увеличилась на 10—14 тысяч, собираемая в Ижевске “шестерка” прибавила в цене 15—17 тыс. руб., а ВАЗ-2109 — 12—25 тыс. руб. Абсолютными рекордсменами можно считать “Ниву” — ее цена подскочила на 29—37 тысяч рублей — и “Оку”, максимальная стоимость которой достигла 90 тыс. руб.
Конечно, такой скачок можно объяснить различными причинами, но, безусловно, он стал возможен лишь после устранения сдерживающего фактора в виде старых иномарок. Летом 2003 года пришла пора репрессий и для более “молодых” зарубежных машин — в возрасте трех—семи лет. Как объяснялось в многочисленных интервью, данный шаг был вызван желанием правительства помочь отечественной автомобильной промышленности, в которой наметились позитивные процессы и начали реализовываться меры, направленные на повышение эффективности производства. А поскольку некоторые предприятия автопрома испытывают трудности в реализации своей продукции, правительство решило создать им более благоприятные условия, поставив на пути подержанных иномарок дополнительный заслон. Уверенность в действенности таких мер была столь высока, что еще до официального их введения АО “АвтоВАЗ” без всякого стеснения объявило об очередном росте отпускных цен на свою продукцию. То, что цены на “Лады” давно не соответствуют их потребительским качествам, во внимание не принималось. Такой шаг лидера отечественного автостроения вызвал озабоченность даже в “АСМ-Холдинге”, некогда именовавшемся Министерством автомобильной промышленности. Аналитики холдинга выступили с предупреждением, что такой ценовой терроризм приведет к неблагоприятным тенденциям на российском авторынке, очередному затовариванию площадок дилеров и остановке конвейеров завода.
Перед 25 июля, когда вступили в действие новые таможенные ставки, буквально ежедневно начали дорожать отечественные и зарубежные машины, продаваемые на вторичном рынке. Иногда дневной скачок цен на иномарки достигал $200—300.
Так каков же итог таких действий российского правительства?
Средний россиянин с его среднестатистической зарплатой в 3000 рублей уже давно выведен из числа потенциальных покупателей автомобилей. Значительно сузился выбор и у немногочисленного среднего класса. На сегодняшний день стотысячный ценовой рубеж не перешагнули лишь “Ока” (79—90 тыс. руб.) и “Таврия” (98—100 тыс. руб.). В ценовой нише от 100 до 150 тыс. рублей предлагаются ИЖ-2126 (109—120 тыс. руб.), “классические” модели ВАЗа (107—149 тыс. руб.) и полноприводные УАЗ-31512, -31514 (122—149 тыс. руб.). Остальные автомобили, подорожавшие за последнее время сверх всякой меры, все меньше привлекают потенциальных покупателей, и мрачный прогноз — предупреждение от “АСМ-Холдинга” — грозит сбыться уже в конце текущего года. В выигрыше остаются только дилеры зарубежных компаний, лишившиеся сильных конкурентов в лице подержанных иномарок, оказывавших значительное влияние на рынок в его нижнем ценовом секторе. Более того, резко увеличившийся спрос на новые модели позволил многим зарубежным компаниям значительно увеличить стоимость своих авто, продаваемых на российском рынке, без какого-либо снижения уровня продаж. Наоборот, реализация иномарок растет невиданными темпами. Потребитель предпочитает приобретать качественный продукт, а не тратить более 200 тысяч на вазовские изделия, стоимость которых после установки шумоизоляции, аудиоаппаратуры и нанесения антикоррозийного покрытия приблизится к стоимости импортных авто. Значит, введение повышенных пошлин только ущемляет права граждан России на свободу выбора товара, ни в коей мере не способствуя защите отечественного автопрома.
Судя по сообщениям СМИ, следующим шагом правительства будет введение увеличенных на 35% таможенных ставок на новые иномарки. Конечно же, последствия таких действий просчитаны и в правительстве, и в Минэкономразвития РФ. Но, по моему личному мнению, увеличивать таможенные пошлины следует одновременно с введением мер по защите отечественного потребителя от недобросовестности российских автопроизводителей. По крайней мере, уже сейчас хотелось бы иметь закон, в котором бы значилось:
— что понятие “гарантийный срок” означает время, в течение которого производитель гарантирует полное отсутствие в его продукте каких-либо поломок и неисправностей;
— что любая поломка и неисправность (включая повышенные шумы, скрипы и так далее), произошедшая в гарантийный срок и не являющаяся следствием грубого нарушения правил эксплуатации, является чрезвычайным происшествием и устраняется за счет производителя. При необходимости товар заменяется;
— что покупателю, ставшему обладателем некачественного товара, компенсируют все издержки, связанные с его доставкой на станцию гарантийного ремонта, а также моральный (не менее 5% стоимости товара) и материальный ущерб;
— что компенсация материального ущерба обязательна, если на устранение неисправности требуется более получаса;
— что на время устранения поломки или неисправности, случившейся в гарантийный срок, покупателю некачественного товара выдается в пользование товар (в данном случае автомобиль) с аналогичными эксплуатационными характеристиками.
Такие меры необходимы, чтобы противостояние отечественного автопрома с зарубежным секонд-хэндом не переросло в противостояние с российским потребителем.

Ladaonline


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru