Вперед и с песнейМолодые драматурги возвращают на сцену социальную драму Очередной фестиваль молодой драматургии "Любимовка" в этом году растянулся на две недели: начали в Москве, в подвале "Театра.doc", потом выехали на пять дней на Клязьму, потом вернулись и с новыми силами продолжили дневные и ночные бдения в "doc`e". На Клязьме читки пьес начинались в одиннадцать утра и заканчивались в половине второго ночи. Остается надеяться, что энтузиазм, с которым проходили как сами читки, так и их обсуждения, в какой-то момент доберется и до театров. На "Любимовке" в этом году собрались драматурги со всего бывшего СССР: из Литвы, Эстонии, Грузии, Украины, с Дальнего Востока и из разных концов Сибири. В России по числу молодых авторов, пишущих для театра, по-прежнему лидируют Екатеринбург и Тольятти, к которым в этом году добавился Новосибирск. Из Новосибирска приехал Георгий Селегей с пьесой "Отверстие", прочитанной на фестивале молодыми актерами Вахтанговского театра под руководством актера и режиссера Павла Сафонова. Читки не всегда были хорошо срежиссированы, иногда актеры получали текст незадолго до начала "представления", но тут вахтанговцы просто замечательно разыграли весьма легкомысленную, хотя одновременно и нравоучительную историю о том, как в Алтайских горах молодой ученый попадает в места, где духи гор начинают исполнять все его самые заветные желания. И выясняется, что желаний у ученого не так уж много: убить начальника экспедиции, который мешает его научной карьере, переспать со всеми молоденькими и немолоденькими аспирантками и сотрудницами и выиграть грант на один миллион долларов. Но самой сильной окажется "воля к смерти", так что наутро коллеги, только что мельтешившие и кружившие хороводом, поскольку духам удобно было принять знакомые герою черты и обличье, находят его обезображенный труп. Вообще, если бы у фестиваля молодой драматургии имелся собственный девиз, то девизом нынешнего можно было бы избрать "Назад, к реализму!" или, напротив, "Вперед..." к нему же. И большая часть разговоров на фестивале шла как раз о реализме, о том, что мы вкладываем в понятие социальной роли искусства и идеологии в искусстве. Александр Казанцев, один из основателей "Любимовки", заметил, что театр - быть может, самое идеологизированное искусство. Одно время боялись даже говорить об этом, нарочно уходили даже от разговоров на эту тему. По мысли Казанцева, хорошо, что сегодня эта боязнь уходит; хотя умолчание в данном вопросе может нанести только вред как театру, драматургии, так и самому обществу. Целый вечер был посвящен тому, что можно было бы назвать новой социальной драмой, в которой спорят о наследстве, о прошлом своей семьи, говорят о дорогом для соотечественников квартирном вопросе и даже о прошлом и будущем России. Синопсисы как будто выловлены из теленовостей или анонсируют очередную программу популярного ток-шоу: "Время действия - здесь и сейчас. Вадим Неустроев пропил квартиру, которой завладели бандиты, но пытается вернуть и квартиру, и свое будущее. Иван Ванин стал жертвой финансовой пирамиды и пытается восстановить справедливость. Мальчик Кеша торгует пепси на перекрестке и старается выжить в криминальных разборках. Герои становятся жертвами обстоятельств, но пытаются бороться". Николай Наседкин из Тамбова, автор вышедшей недавно энциклопедии "Достоевский", приехал с замечательной пьесой "Город Баранов", из которой, во всяком случае, можно узнать, что жизнь идет не только в Москве и юбилейном Санкт-Петербурге. Имя героя другой пьесы, "Ивана Ванина", как и сам герой, кажется, родом из русских былин, что, естественно, вызвало споры о русском национальном герое. Увлечение документальной драмой не прошло незаметно ни для театра (уже упомянутый "Театр.doc"), ни для самих драматургов: документальные сюжеты заново вернули вкус к жизни, к ее подробностям, к ее вполне театральным сюжетам. Впрочем, одной из самых интересных историй, рассказанных и разыгранных на нынешней "Любимовке", стала как раз история документальная: перед лицом своей героини, приехавшей на фестиваль из Екатеринбурга, актриса Галина Синькина прочитала пьесу "Вперед и с песней". "Вперед и с песней" - документальное повествование, записанное драматургом Александром Найденовым. В качестве журналиста он приехал однажды снимать сюжет о том, как пожилая женщина издала книжку прозы своего отца, в 1937 году победившего на Всесоюзном конкурсе на лучший рассказ, тогда же арестованного и расстрелянного. Через год, забыв давно о первом визите и сюжете, Найденов приехал к ней, чтобы снять скандальный репортаж о женщине, которая несколько лет прятала под полом сына-рецидивиста. И вот теперь Галина Синькина рассказывала длинную историю ее семьи, а Лариса Прокофьевна Ратушная сидела напротив, опершись на палку, и слушала, и не всегда, кажется, узнавала себя в своих собственных рассказах. Менялись герои: сначала это была история об отце, потом все внимание переходило к сыну, который, как водится, в первый раз сел за какую-то мелочь, а теперь, прячась от милиции, сидит в подвале, пока героиня дает очередное интервью о своем безвинно погибшем отце. Потом Лариса Порфирьевна начинает рассказывать о себе, как мечтала стать актрисой, поехала в Москву, как подрабатывала на стройке и за то, что продала связку дров, оказалась в ГУЛАГе. Следует потрясающе пронзительная история ее любви, когда ее любимый, бывший музыкант, балтфлотовец, такой же, как она, заключенный и сидит где-то неподалеку, в мужской зоне. Как им устраивают свидание в библиотеке, и их любовь оказывается сильнее желания, так что час или два они просто просидели друг против друга... В эпилоге героиня соглашается прочесть текст, где она агитирует голосовать за депутата, который должен наконец вернуть людям уверенность в завтрашнем дне. Неудачными дублями нескладного ее текста и заканчивается пьеса. Как почти всякая документальная драма, эта страдает некоторым многословием, в ней недостает пауз, эмоциональных ниш, пространства для жизни, хотя, конечно, если бы нашлись режиссер и актриса, готовая к долгой и серьезной работе, вышел бы потрясающий моноспектакль. Григорий Заславский |