Рай расположен напротив Госдумы"Солнце правды, добра и красоты" воссияло в Новом Манеже В Новом Манеже открыт Форум художественных инициатив. Каждое лето куратор Юрий Никич собирает в Георгиевском переулке арт-проекты, объединенные общей темой. 9-й год форума проходит под заголовком "Рай" и с лозунгом "На курорт". Собственно форум (его тема - парадиз) объединен с русской "гастрольной" выставкой, которая была подготовлена для Кунстхалле Баден-Бадена. Адам и Ева у райского древа Сезон современного искусства начинается в сентябре - фестивалем "Арт Клязьма". За три года (пока идет "Клязьма") к такому распорядку москвичи уже успели привыкнуть. Впрочем, еще раньше успели привыкнуть к тому, что год кончается в июле - Форумом художественных инициатив. Это самая непредсказуемая выставка года, потому что на ней знаменитости путаются под ногами юных неизвестных художников, а неожиданные намерения мэтров иногда пугают больше, чем радикализм молодых провинциалов. Провинциальные гении хороши тем, что они могут сделать такую чушь, которая москвичу и в голову-то не придет. Кулибины до сих пор изобретают собственные велосипеды-паровозы. Например, группа "Куда бегут собаки" (из Екатеринбурга) представила на нынешнем форуме проект "Оцифровка воды". Капли капают, струйки текут, а умная машина выдает на-гора ленту, отражающую бесконечное течение воды по замкнутому циклу внутри механизма, напоминающего картинки из книги "Занимательная механика". Это переливание из пустого в порожнее вряд ли имеет хоть какое-то отношение к теме выставки (рай), зато поражает своим полным несовпадением ни с одним из привычных течений московского искусства. Каждый из форумов славен неожиданностями. Так, три года назад посетителей пугали дохлой крысой, которая вращалась на тросике (см. НГ от 10.08.01). На этом - смущают инсталляцийкой "Доигрались". Пара художников из Владивостока, Игорь Демиденко и Катя Кандыба, сами себе задали вопрос: чем занимались Адам и Ева в раю? И дали на него ответ в духе известного детского стишка - за Адама и Еву выступают тряпичные куклы, репетирующие Камасутру. Фотография обнимающихся (мягко говоря) кукол служит фоном для игры в серсо, при этом палками служат пенисы, а кольцами - красные круги. Вроде весело, хотя не очень-то и смешно. Живой религиозный художник Тема "рая" широка беспредельно. Геннадий Гущин смастерил проект, который мог бы послужить рекламой "Ночному дозору". Четыре фотопанорамы ночной Москвы развешаны одна над другой - встык, а на самой нижней из них - палиндром, надпись "Тени нет". Рай, выходит, - место экваториального равноденствия, где "нет тени". Для Ирины Кориной рай - это детство, блаженные семидесятые. Она уже не впервые выступает как тонкая рисовальщица: недавно Корина показывала свои ностальгические рисунки в ЦДХ, во время "Арт-Москвы". Теперь она выставляет новую серию почеркушек в Новом Манеже. Герои ее зарисовок - кудрявые-волосатые и их путешествия-приключения. Леонид Тишков мечтает о воскрешении предков. В духе учения Николая Федорова. И тишковская инсталляция "Небесные водолазы" посвящена "стране умерших отцов". Под потолком на круглом обруче повешены старые тряпки - разного рода свитера-фуфайки, от них нити тянутся вниз, прямо к куклам, сплетенным из этих самых нитей, при этом вместо физиономий у кукол - снимки, а на снимках - лица каких-то деревенских стариков-старушек. Так Тишков возрождает предков - пока, правда, не во плоти, а в ткани. "Живой религиозный художник - это почти невероятно", - считает Юрий Никич. И он нашел такого художника - это Гор Чахал. Гор давно уже экспериментирует с огненными фигурами: силуэты его героев составлены из языков пламени (см. подробнее "НГ" от 28.10.01). За несколько лет, которые он занимается своим пламенеющим реализмом, художник совершил очевидную эволюцию - от откровенно языческих он дошел до христианских сюжетов. Теперь в центре его инсталляции оказалось изображение распятого. Инсталляция "Солнце правды, добра и красоты" соединяет традиционную христианскую иконографию с современной компьютерной технологией, традицию концептуального искусства - с религиозным сюжетом. Слева - цитаты, десятки стандартных формул, наложенные друг на друга - "вседержитель", "ветхий деньми", "знающий тайны сердца" и т.п. Справа - распятие с предстоящими (правда, названное почему-то "Преображением"). Речь, конечно, опять не о "рае". Но по крайней мере о вечных сюжетах... Дохлая крыса и будущий юбилей Форум художественных инициатив - самая "ершистая" выставка сезона. Он не столько "подводит итоги", сколько ставит новые вопросы. Потому что Юрий Никич - один из тех немногих московских кураторов, кто не боится как огня всего маргинального, провинциального, странного и неудобного. Юрий Никич ответил на вопросы "НГ" о некоторых загадках этой выставки: - На каждом форуме есть провокативный проект. Но куда авторы таких проектов исчезают потом, после выставки? Куда исчезла, скажем, художница, которая была автором работы с вертящейся крысой три года назад? - Она сделала еще один хороший проект в Музее минералогии. И ушла из искусства в кураторство. Некоторые делают это долго, она проделала это чрезвычайно быстро. - Существует более общая проблема: зачастую, если какие-то молодые яркие художники появляются, то они так же быстро и исчезают. То есть не существует какой-то системы, которая бы заставляла их развиваться? - Мы не все учитываем, и иногда жизнь их продолжается очень бурно и динамично. Над нами "небо" девушек Чиликовой и Шлиенковой из Тольятти. Они начали свое публичное существование напором - проектом "Большая стирка", который победил на Красноярской музейной биеннале, и уже из Красноярска транслировали этот проект. Сейчас они участвуют в большом международном проекте во Франции, перед этим были в Карлсруэ... Я не могу назвать это карьерой, но по крайней мере, международная жизнь кипит. В своем городе они распространяют огромное количество флюидов - они образовали среду, которой 7 лет назад там не было вообще. - Первоначально форум был скорей площадкой для художественных экспериментов. В этом году к нему существует антитеза - выставка уже признанных художников в другом зале Нового Манежа. Теперь всегда будет так - с одной стороны форум, с другой - более репрезентативная выставка? - Не знаю. Вот в следующем году мне предложили курировать биеннале "Ширяево поле". Я еще не знаю, буду я это делать или не буду, но сама затея любопытна. Место любопытно. Любопытно расширять географию таким образом. - Речь идет о Ширяеве под Самарой? - Да. Для 10-го форума это - один из хороших сюжетов. В любом случае, я считаю, что главная характеристика страны, в которой мы живем, - это ее величина, а не то, что в ней есть столица или две столицы. Столичность имеет универсально- глобальный характер. А величина - довольно редкая категория. Михаил Сидлин |