Из Тольятти пытаются сделать театр протестаНа очередном заседании Тольяттинской городской Думы 19 июня, было принято решение о проведении выборов депутатов в Версия для печатиНа очередном заседании Тольяттинской городской Думы 19 июня, было принято решение о проведении выборов депутатов в городской парламент, которые пройдут 8 сентября 2013 года. Таким образом, старт выборной компании дан, хотя предвыборная агитация в Тольятти началась еще раньше. И, к большому сожалению, опять по прежнему сценарию, в котором из нашего города пытаются сделать театр протеста.
На Тольятти обкатывают предвыборные проекты
Уже развернули активную деятельность политтехнологи, взяв за основу предвыборных программ своих работодателей темы, которые остро волнуют жителей Тольятти. Уже прозвучали "забойные" лозунги типа "Тольятти – город низких зарплат". Уже появились первые "жертвы" среди "народовольцев", которые несли "благую весть" рабочему классу, за что и были скручены "заводской охранкой". И только вмешательство бывшего банкира, нынешнего депутата Губернской Думы, лидера местного отделения одной из партий, "спасло" известного профсоюзного лидера от "жесточайших репрессий".
Крупная политика делается не только в Москве, сегодня она делается и в Тольятти. Лидеры партии, которые объединили свои усилия с руководством "маленького, но очень гордого профсоюза", фактически открыто говорят о том, что Тольятти станет первым городом, где партия "протестирует" свои предвыборные проекты. Затем они будут использоваться в предвыборных технологиях в других городах России. В частности речь идет о создании так называемых Школ профсоюзной борьбы. В них с рабочими будут проводить занятия известные профсоюзные лидеры для того, чтобы обучить технологиям "узаконенного" саботажа. Поможет ли это людям сделать жизнь лучше? Не знаю. Может быть только тем, кто собрался в корне поменять свой жизненный уклад и связать дальнейшую жизнь с идеями непримиримой классовой борьбы. А вот то, что обкатка таких предвыборных технологий может навредить развитию завода и города – сомнений не вызывает. Объясню почему.
Тольятти продолжает оставаться крупнейшим моногородом страны. Это значит, что его дальнейшее развитие по-прежнему зависит от того, насколько стабильно работает и развивается основной его драйвер – АВТОВАЗ. Минувший кризис это наглядно продемонстрировал, мало не показалось. Выкарабкиваться пришлось с помощью Правительства, с потерями, на "зубах". А теперь, когда на заводе и в городе более-менее начало что-то налаживаться: вот тут советчики и прилипалы набежали – мы вас защитим. Как говориться, не надо нам врагов – избавьте от таких друзей.
Тольятти должен стать городом, известного всей стране не как экспериментальная площадка для обкатки предвыборных проектов, а как город где есть надежный стержень – АВТОВАЗ, вокруг которого развиваются другие крупные проекты, такие как Особая экономическая зона Тольятти (ОЭЗ), IT-парк "Жигулевская долина".
Уже в 2014 - 2015 году в ОЭЗ начнут работать несколько заводов, производящих продукцию для АВТОВАЗа. Согласно бизнес-планам резидентов, в это время состоится запуск 10 новых проектов, среди которых: завод автокомпонентов, сборочное производство "Джи Эм-АВТОВАЗ", завод по производству коробок передач и ряд других, отечественных и зарубежных производств. Реализация этих и других проектов, драйвер которых АВТОВАЗ, имеет высокую социальную значимость, потому что создает в Тольятти около 20 тысяч постоянных высококвалифицированных рабочих мест. Компаниям придется конкурировать между собой, в том числе и за квалифицированный персонал, предлагать специалистам более выгодные условия, в том числе и по зарплате. Кстати о ней.
Болевая точка
Во время любой предвыборной компании, тема низких зарплат - беспройгрышная. Она остается болевой точкой для большинства городов России. Объявляй Тольятти (потом Ульяновск, Набережные Челны или другой город, где проходят выборы) городом низких зарплат, назначай за это виновным АВТОВАЗ (УАЗ, КАМАЗ), приводи пример, где зарплата выше и с лозунгом "даешь повышение" - в народ. Триумф у электората обеспечен. Потому что тезисы говорятся правильные, но при этом делать больше ничего не нужно: ни модели новые на конвейер ставить, ни повышать эффективность производства, ни качество улучшать, ни средства на модернизацию изыскивать. Достаточно сказать, что, во Всеволожске на Форде работники получат до 40 тысяч рублей, а здесь 18. Почему такая несправедливость? Вот везде уже "царство добра", а на северо-западной окраине Тольятти - какая-то "черная дыра".
При этом господа политики как бы забыли, что на АВТОВАЗе и в его дочерних обществах, которые были выведены из состава завода, сейчас работает свыше 80 тысяч человек. Что АВТОВАЗ не добывает нефть и алмазы, это не международная финансовая корпорация, а машиностроительная компания. А сейчас во всём российском машиностроении нелёгкие времена. Завод, являясь системообразующем предприятием отрасли, в каком-то смысле, вынужден "держать на балансе" большее количество персонала, чем на других современных автосборочных производствах. И вариант дальнейшего развития у него по сути один – при имеющейся численности значительно увеличивать объемы производства.
Что касается уровня зарплаты - его нельзя пока назвать достаточно высоким, но в целом он сопоставим с большинством автосборочных предприятий нашей страны. Средняя зарплата рабочих (без менеджмента и руководителей) на АВТОВАЗе сейчас составляет около 24 000 рублей. Она сравнима со средним уровнем зарплаты по области. При этом нельзя сказать, что все рабочие АВТОВАЗа получают исключительно нижний предел (12 – 15 тысяч). По данным предприятия из 51 тысячи рабочих почти 16 000 рабочих получают зарплату свыше 25 тысяч рублей, 7 500 – свыше 30 000, 4 500 – свыше 35 000, 2 300 – свыше 40 000 рублей (без учета отпускных).
Да можно найти автозаводы, где заработная плата выше. На том же Форде во Всеволожске, который заезжие профсоюзные лидеры всегда приводят в пример. Там средняя заработная плата работников производства (по данным официального сайта предприятия) составляет 29 814 рублей, начальная 23 400 рублей. Компания, с численностью персонала менее 3 тысяч человек и с потенциальной мощностью завода в 125 тысяч автомобилей в год, наверное, может себе это позволить. Выработка на одного человека в компании составляет 40 автомобилей, в то время как АВТОВАЗ пока только стремиться приблизиться к этой цифре. Да и ценник выпускаемых на Форде моделей в два раза выше, чем основная продукция АВТОВАЗа, соответственно и маржа с продаж другая. При этом следует учитывать, что АВТОВАЗ это не сборочная площадка, а огромный завод полного цикла, где сейчас идет глобальная модернизация. Разница между ним и другими автосборочными компаниями – гигантская, начиная с затрат на содержание площадей и размеров зарплатного фонда и заканчивая объемами инвестиций, которые в ближайшие годы необходимо вложить в обновление модельного ряда. При этом следует учитывать, что Всеволожск находится всего в 24 километрах от Санкт-Петербурга, то есть фактически является городом-спутником второго миллионика страны, где уровень зарплат значительно выше, чем в Самарской области. И те же самые профсоюзные лидеры, которые приезжают во время выборов "учить вазовцев и тольяттинцев жизни" в случае неблагоприятной ситуации всегда могут быстро найти другую работу, в отличие от тольяттинцев, которые проживают в крупнейшем моногороде страны. Впрочем, после того, как завод преодолел кризис и начал работать с Альянсом Renault-Nissan, люди стали задумываться: "А так ли уж плохо, что Тольятти – моногород?". У города есть свой крепкий стержень – АВТОВАЗ. На него ориентировано большинство предприятий нашего города, как действующих, так и тех, кто заходит сейчас на площадку ОЭЗ. Наша задача - вокруг АВТОВАЗа создать другие стержни. Для этого необходимо развивать другие производства, создавать новые рабочие места, которые были бы относительно независимы от АВТОВАЗа. Таким образом, главное для тольяттинцев сегодня – это не политика, а экономика. Как верно подметил губернатор области Николай Меркушкин, народ в Самарской области сильно политизирован. Мы начинаем политизировать любой вопрос, а в итоге люди остаются ни с чем. Популистские лозунги приятны слуху и люди на них по прежнему "ведутся", но они не решают ни проблем АВТОВАЗа, ни проблем Тольятти, ни проблем горожан. Нас опять призывают "раскачивать лодку", в которой плывем, в то время как делать нужно совсем другое. Продолжать модернизацию АВТОВАЗа, совершенствовать его технологию производства, увеличивать выработку и улучшать качество выпускаемых автомобилей. Только производя качественный конкурентный продукт, завод сможет больше зарабатывать и направлять эти средства, в том числе, на увеличение заработной платы. Впрочем, говорить о том, что зарплата на заводе совсем не растет - было бы неправдой. За ее повышение постоянно выступает профсоюз АВТОВАЗа, тот в котором состоят порядка 60 тысяч работников завода. И в отличие от так называемого "независимого" ему удается вести диалог с руководством завода и добиваться реальных положительных решений. Начиная с 2010 года, на АВТОВАЗе неоднократно принимались решения по заработной плате для всего коллектива. Повышение зарплаты на 10% проводилась в 2010 году, на 7,5% в 2011 году, на 8% в 2012 году. В итоге был восстановлен коэффициент покупательной способности зарплаты работников, который значительно упал в кризисный период. Вопрос зарплаты - приоритетный вопрос, который постоянно обсуждается между профсоюзом и руководством. И последнее решение по повышению тарифных ставок и окладов работников завода с 1 июля 2013 года на 5% - подтверждение этому.
Возня вокруг колдоговора
Еще один важный вопрос – выполнение коллективного договора АВТОВАЗа. Если можно так выразиться – это главный закон завода. Господа, которым очень хочется занять кресла в местном парламенте, сейчас пытаются сделать из него яблоко раздора. В ход идут абсолютно все средства: от передергивания фактов до откровенного вранья. Оказывается, работникам завода не дают участвовать в обсуждении коллективного договора, навязывают его, а тот, который сейчас имеется - представляет собой практически переписанные статьи Трудового кодекса, которые и так должны выполняться по умолчанию. Ересь полная. Схема участия работников при обсуждении коллективного договора вот уже десятки лет остается неизменной. Предложения от работников собираются либо в личных заявлениях, либо эти предложения, звучат на конференциях в коллективах. Большое количество рабочих на заводе участвует в этом процессе, поскольку собрания и конференции проходят во всех подразделениях, начиная с цеховых. Все они потом сводятся вместе, на комиссии еще раз согласовываются с подразделениями, с теми, кто задал эти вопросы и направил предложения. Потом эти предложения используются на переговорах по коллективному договору. Сам коллективный договор (КД) АВТОВАЗа признан одним из лучших колдоговоров, как по Самарской области, так и в автомобилестроительном комплексе России. Подтверждение этому можно найти во множестве материалов, размещенных, в том числе, и в интернете. В коллективном договоре на 2011-2013 годы (с дополнениями и изменениями на 2013 год) содержатся пункты, расширяющие и дополняющие действующее законодательство РФ в части предоставления дополнительных прав, социальных льгот и гарантий работникам. Например, размер повышенной оплаты за работу в вечернее и ночное время. По КД АВТОВАЗа надбавка за работу в вечернее время составляет 20%, в ночное время - 40%. В то время как по ТК РФ надбавка осуществляется только в ночное время в размере 20%. Есть в КД АВТОВАЗа пункты и обязательства, которых вообще нет в законодательстве. Это дополнительный, оплачиваемый 10-ти недельный дородовый отпуск для женщин. Дополнительная выплата работницам завода, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, независимо от того посещает ребенок детский сад или нет. Обеспечение беременных женщин и кормящих матерей бесплатным диетическим питанием и многое другое. В Тольятти не является секретом то, что многие женщины устраиваются на завод для того, чтобы потом была возможность спокойно уйти в декретный отпуск, получая все льготы, предусмотренные колдоговором АВТОВАЗа. Вот такой "никудышный" колдоговор на АВТОВАЗе, на выполнение обязательств которого тратится более 1 миллиарда 800 миллионов рублей в год. Более того, по мере появления финансовых возможностей завод помогает и развитию социальных программ в Тольятти. В прошлом году АВТОВАЗ внес огромный вклад в развитие города - на собственные средства построил и передал городу 26 спортивных объектов: это футбольные поля с хорошим искусственным покрытием и многофункциональные спортплощадки. На их благоустройство завод выделил более 230 млн. рублей. Все эти площадки были переданы школам и сейчас активно используются не только учащимися, но и жителями кварталов. Удивительно, что еще никто из политических горлопанов не приписал себе заслуг по их появлению. Наверное не успели, услышим еще.
Иван Михайлов |