Тольятти Новости

Дают тому, кто просит

Депутат Геннадий Маркин считает, что город теряет деньги из-за нерасторопности чиновников тольяттинской мэрии

— Геннадий Дмитриевич, Самарская область как один из наиболее развитых промышленных регионов всегда считалась донором для федерального бюджета. Лишнего для себя ничего не просила, собственных ресурсов вполне хватало. В середине 2008 года ситуация критически изменилась. Какова была задача регионального законодательного собрания в этот период? Ведь именно депутаты утверждают подготовленные правительством доходы и расходы губернии на ближайшие три года.
— При формировании бюджета 2009 и 2010 годов ситуация действительно была сложная. Когда ситуация стала прозрачной и пришло понимание, что сборы по налогам сократились до 70% , то пришлось делать выбор: или выживать, или развиваться. Перед нами стояла задача обеспечить нормальную жизнедеятельность губернии и выполнить все социальные обязательства перед населением. Об этом было четко сказано губернатором Владимиром Артяковым. Из этого постулата и строили свою работу. Поэтому пришлось по максимуму сократить все расходы на развитие. Цифры наглядно демонстрируют это. Посмотрите в бюджете прошлого года на министерство транспорта заложено 7,5 миллиарда рублей, по ведомству министерства строительства — 8 миллиардов. А ведь изначально предполагали траты по 12 миллиардов рублей на каждую отрасль. Транспорт и строительство — это те отрасли, которые понесли самый большой урон.
Даже министерство экономразвития ожидало сокращение расходов в три раза А ведь это распорядитель бюджета по многим социальным объектам. К сожалению, мы были вынуждены приостановить финансирование по многим важным социальным объектам, заморозить строительство школ, детских садов, дорог. Вот строительство Ледяной арены в Тольятти прекратили строительство школы.
— Раньше нередко можно было услышать, что из-за высоких доходов регион и муниципалитеты не пользуются возможностями государственного финансирования, не подают заявки, не участвуют в конкурсах. Случился экономический кризис — и губерния теперь вынуждена делать акцент на получение средств из федерального бюджета через участие в различных государственных программах. Вот получила более 3 миллиардов рублей на капитальный ремонт жилых многоэтажек. Тольятти регулярно получает финансовую подпитку как моногород. Как вы думаете, в следующем году эта тенденция сохранится?
— С вашими словами насчет нежелания Самарской области претендовать на федеральное финансирование тех или иных проектов или отраслей можно согласиться лишь с некоторыми поправками. Нагляднее всего картину проиллюстрируют цифры: 6,8 миллиарда — годовой бюджет министерства строительства губернии. Из них почти 3,6 миллиарда пришли в губернию из федерального правительства. Поэтому упрекать в отсутствии контакта с центром ведомство Донского я бы ни в коем случае не стал. Формирование и перечисление федеральных денег в регионы идет по той формуле, которую определило правительство. И министерство строительства четко работает по этой схеме. Вот, например, Лукьянов буквально живет в министерстве строительства РФ.
— Это работа на уровне регионального правительства. Но есть же еще и муниципалитеты…
— Вот эта проблема существует уже много лет. Тольяттинские чиновники до недавнего времени не сильно утруждали себя оформлением необходимых для выделения денег бумаг, ходатайствами и обиванием порогов в областном Белом доме. В июле 2007 года губернские власти выделяли Тольятти 150 миллионов рублей на строительство транспортной развязки на пересечении Южного Обводного шоссе. Но дело застопорилось из-за каких-то несчастных 2,5 гектара земли, которую муниципалитет никак не мог получить в собственность. Не сумели применить даже административный ресурс. Зато вот директор хрящевской школы просил, обоснование подготовил и под свои нужды деньги получил. Или пример Жигулевска. Город в жилищно-коммунальном плане запущенный. Но мэр не брезговал лично приходить в министерские и депутатские кабинеты, чтобы добиться выделения городу дотаций под тот или иной проект. А представители Тольятти не выражали никакой заинтересованности и демонстрировали удивительную некомпетентность.
Даже деньги, которые были выделены, не могли быть реализованы. Похожая ситуация получилась с социальной гостиницей в микрорайоне Поволжский. Депутаты побывали там на выездном заседании комитета и с ужасом увидели, что непонятно, кто за что отвечает. Таких примеров можно привести немало. Например, несколько лет назад поселок Поволжский и село Новоматюшкино официально вошли в состав городского округа Тольятти. Для Новоматюшкино, которое раньше входило в состав Ставропольского района, требуется провести новый газопровод. Губерния согласна была профинансировать этот проект. И СВГК даже уже начала проектные работы. Но как это не прискорбно, нового газопровода жители этого микрорайона до сих пор так и не дождались. Реализация проекта застопорилась из-за небольшой формальности: Новоматюшкино к городу присоединили, а соответствующие изменения в генеральном плане развития Тольятти сделать не сподобились. Так и деньги потеряли, и дело не сделали.
Или другая наболевшая тема. На этот раз претензии к администрации Ставропольского района. Почему не построили школу в Зеленовке? Там живет более 300 школьников. 8 человек ходят в находящуюся под постоянной угрозой закрытия сельскую школу. Часть детей возят в соседнюю Васильевку, а более сотни детей родители ежедневно отправляют на учебу в учебные заведения Комсомольска и Шлюзового.
Зато два года назад я приехал в Елховку и был крайне удивлен: там построен огромный школьный комплекс на 1000 учащихся. И это притом, что численность жителей всего района — 9000 человек. Почему построили там, а не здесь? Да потому что никто не просил. Говорят же, стучитесь — и откроется вам.
— Говорят, что, пользуясь статусом моногорода, Тольятти может получить средства для завершения строительства транспортной развязки на пересечении Южного и Обводного шоссе. Есть такая возможность?
— В прошлом году федеральные власти приложили массу сил, чтобы вывести АВТОВАЗ из финансового штопора. Ведь понятно, что спасался не только завод, спасалась ситуация в городе и регионе. Когда во время кризиса в Самарскую область приезжали представители российского правительства, то обещание помочь городу с завершением строительства развязки прозвучало. За эти слова зацепился областной министр транспорта Матвеев. В рамках программы поддержки моногорода государство будет финансировать и проекты по развитию инфраструктуры города. В том числе и по дорогам.
— Руководитель транспортного департамента мэрии Тольятти Геннадий Таранов просит включить в муниципальные расходы следующего года 12 миллионов рублей на создание концепции транспортного развития города. На ваш взгляд, такие траты в данный момент оправданы? Может быть, лучше на эти деньги залатать дыры в асфальте городских улиц?
— Я хотел бы в этом начинании Таранова подержать. Все доходы можно пустить только на потребление. Что заработал, то и съел. Если бы мы так мыслили, не был бы построен ни один храм, ни один театр. Город не сможет жить без развития. Посмотрите, сейчас в Самаре заканчивается грандиозная реконструкция оперного театра. Траты на его реставрацию нельзя назвать жизненной потребностью губернии или города. Но это все равно надо делать. А сегодня на открытие нового сезона ждут Гергиева.
Транспортная концепция городу необходима, чтобы видеть единую картину и представлять поэтапное избавление города от автомобильных пробок. Посмотрите: город сам себя душит в автомобильных пробках. Проблемы на улице Офицерской. Сложности на пересечении Южного, Хрящевского и Автозаводского шоссе. Вы посмотрите, что каждые выходные творится на Пятом ВСО. Надо было делать развязку там еще во времена губернаторства Константина Титова, а не в Алексеевке, куда вложили громадные деньги. Но почему делали развязку в Алексеевке, а не в Тольятти? Опять упираемся в нашу извечную тольяттинскую проблему: нет документов. Надо было проект с железной дорогой согласовывать, с федеральными ведомствами, из-за того, что там проходит федеральная трасса.
Касательно транспортной концепции города возникает другой вопрос. Надо правильно сформулировать техническое задание и проследить, как эти деньги будут потрачены.
— Как вы считаете, в следующем году у области появятся ресурсы, которые мы сможем потратить не на жизнеобеспечение, а на развитие?
— Ни для кого не секрет, насколько велика зависимость города и региона от работы АВТОВАЗа. Посмотрите, в 2008 году завод выпустил более 800 тысяч автомобилей. В прошлом году, когда грянул кризис, эта цифра сократилась в 2,5 раза. В этом году производство снова растет. Президент АВТОВАЗа считает, что к концу года с конвейера сойдет 570 тысяч автомобилей. Притом, что планка безубыточности — 450 тысяч машин в год. Сделав нехитрые расчеты, можно сказать, что завод постепенно, пусть с большим грузом проблем на плечах, выбирается из экономической ямы. А это означает, что и город и область будут получать налоги, поставщики — работу, а тольяттинцы будут получать зарплату и тратить ее в магазинах, кинотеатрах, кафе. И от этого выиграет и муниципалитет, и губерния.

Площадь свободы

Татьяна ЗОЛОТАРЕВА


Вы можете оставить комментарий к новости:

Внимание! Поля, отмеченные *, обязательны к заполнению.

Либо обсудить в форуме >>>

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru